Нина Карпушова
Конспект досуга по речевому развитию «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект досуга
с детьми среднего возраста с использованием мнемотехники по образовательной области «Речевое развитие»
тема «Путешествие по сказкам»
воспитатели:
Карпушова Н. М.
МДОУ детский сад
комбинированного вида № 11
г. Фрязино. М. О.
апрель 2017 г.
г. Фрязино
Цель:
1. Обобщить и закрепить знания детей о сказках (названия героев, их диалоги, последовательность сказок).
Публикация «Конспект досуга по речевому развитию „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
2. Активизировать речевую деятельность детей, совершенствовать выразительность речи, закреплять умение пользоваться при ответах различными типами предложений.
3. Создать у детей эмоциональное настроение, увлечь сказочным сюжетом
Задачи:
Образовательные:
1. Учить узнавать русские народные сказки.
2. Учить детей отвечать на вопросы.
Развивающие :
1. Развивать умение детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки.
2. Развивать индивидуальные способности детей (театральные, речевые через драматизацию сказки «Репка»).
3. Развивать память, внимание. логику.
4. Развивать умение с помощью графической аналогии. а также заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотехнике.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к сказке, красоте русского языка.
2. Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, бережное отношение к животным, любовь к близким, природе.
3. Формировать бережное отношение к книге.
Материал: атрибуты (дом, деревья, кусты. пеньки, огород, овощи, цветы, сундучок, корзина, технические средства, иллюстрации к сказкам; мнемодорожка «Лиса», мнемотаблица «Заюшкина избушка».
Предварительная работа.
Чтение русских народных сказок.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
работа по мнемотаблицам и мнемодорожкам.
Загадывание и отгадывание загадок.
Дидактические игры: «Лото», «Узнай сказку», «Кубики», «Сказки» и др.
Планируемый результат:
1. Самостоятельное решение поставленных задач.
Методы и приемы.
Методы: игровые, практические, словесные. наглядные, индивидуальные.
Приемы: вопросы. указания. дополнения, напоминание, художественное слово, поощряющая оценка.
организация детей: свободная, за столом, на ковре.
Словарная работа:
Согласовывать существительные с прилагательными.
Закреплять в речи названия известных им животных.
Дать понятие слова «зимовье».
Ход непосредственной образовательной деятельности
Звучит музыка «В гостях у сказки», дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте, гости дорогие! (Дети здороваются с гостями.)
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а кто придумывает сказки?
дети: Сказки придумывали люди и рассказывали друг другу, так через много-много лет сказки дошли до нас.
А еще сказки писатели сочиняют. и это будут авторские сказки, например, К. И. Чуковский
Воспитатель: Молодцы! А какие сказки вы знаете?
Дети: «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Репка», «курочка Ряба», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Жихарка», Лиса и козел».
Воспитатель: Молодцы, много сказок знаете. Ребята, я предлагаю вам отправиться в путь-дорогу, белый свет повидать, встретиться с русскими народными сказками.
(Стук в дверь)
Воспитатель: К нам в гости пришла Сказочница.
Здравствуй, Сказочница
(Дети здороваются).
Сказочница : Здравствуйте, дети. гости.
Я помогу вам попасть в страну сказок, чудес, волшебства.
Ребята, а вы знаете, что такое сказка?
Дети: Это необыкновенные истории, где с героями случаются разные события.
- А ещё в сказках звери, вещи, птицы разговаривают.
Воспитатель: И так, в путь, в страну сказок!
Сказочница : А поможет нам волшебный клубочек, он и покажет дорогу.
(Дети идут, взявшись за руки, подходят к домику).
Сказочница : Клубочек привел нас к яблоньке.
Ребята, вы знаете, в какой сказке встречается яблонька?
Дети: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «три поросенка», «Крошечка-Хаврошечка».
Сказочница : А эта яблонька не простая, на ней яблочки, да с загадками. Отгадайте загадки, и клубочек дальше дорогу покажет.
Загадки по сказкам
1. В какой сказке девочка сломала мебель?
Дети: «Три медведя»
2. В какой сказке герой хитростью выманивает из дома петушка, а потом унёс его за темные леса?
Дети: «Кот, петух, лиса»
3. В какой сказке один герой целый дом сломал?
Дети: «Теремок», Это медведь.
4. В какой сказке герои слепили себе ледяную внучку?
Дети: «Снегурочка»
5. В какой сказке вырос огромный овощ?
Дети: «Репка»
6. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
в ямке от копытца.
Дети: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
7. История, в которой битый небитого везет.
Дети: «Лисичка-сестричка и серый волк»
8. Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом.
Дети: «Волк и семеро козлят»
9. История, в которой дружба помогла спастись от врагов.
10. Дети: «Зимовье зверей».
Воспитатель: Объясните значение слова «Зимовье»
Дети: Место, где зимуют звери.
Сказочкница : Молодцы, все загадки отгадали.
Физкультурная минутка «Сказка»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть :
Это сказка «Теремок»
Это сказка «Колобок»
Это сказка «Репка»
Про внучку, бабку, дедку.
Волк и семеро козлят
Этим сказкам каждый рад!
Сказочница : Клубочек зовет нас в путь.
(Дети, взявшись за руки, идут по кругу)
Сказочница : Клубочек привел нас к избушке. Что это за избушка?
Дети: Избушка на курьих ножках, где живет Баба-Яга.
Воспитатель: Посмотрите, лежит конверт. Что же в нем?
Читает: «Извините, не могу вас встретить. Но, чтобы путь вам продолжать, выполните мои задания.
Задание. Около избушки стоит корзинка, в ней лежат предметы, ноя не знаю, чьи они. Их я нашла в лесу. Помогите найти хозяев этих предметов.
Дети: Да!
(Дети по очереди достают предметы из корзинки и говорят из какой сказки потеряна вещь.)
1. Пирожное – «маша и медведь»
2. Репка – «Репка»
3. Яблоко – «Гуси-лебеди»
4. Три ложки – «Три медведя»
5. Яйцо – «Курочка-Ряба»
6. Одна ложка – «Жихарка»
7. Рыба – «лисичка-сестричка и Серый волк»
8. Скалочка – «Лисичка со скалочкой»
Воспитатель: Все предметы нашли своих хозяев.
Сказочница : Клубочек опять зовет нас в путь.
Мини-этюд
Дети идут змейкой по воображаемой тропинке. Вокруг кусты, деревья. Осторожно, впереди болото. Появились кочки. прыгают с кочки на кочку. Перешли болото.
Воспитатель: Ребята, чей это рыжий хвост мелькает в кустах.
дети: Это лиса.
Рассказывание по мнемодорожке «Лиса».
Сказочница : Присаживайтесь на пенечки.
Воспитатель: Давайте Фее Сказок расскажем о лисе.
дети: Лиса – это не домашнее животное, а дикое. Она живет в лесу. У нее четыре лапы (ноги). Тело покрыто рыжей шерстью. Ушки – острые. похожи на треугольники. Хвост – большой и пушистый (длинный, мягкий, красивый, шикарный). У лися детеныши - лисята. Лиса – хищное животное, которое добывает себе еду: кур, петухов, мышей.
Сказочница : Ребята, вы знаете в каких сказках встречается лиса?
дети6 «Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Рукавичка», «Теремок», «Жихарка», «Лиса и журавль», «Лиса и козел».
Сказочница : Молодцы! Действительно в этих сказках мы встречаемся с лисой, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика.
Дети: «Заюшкина избушка».
(Дети присаживаются на пеньки, рассказывают сказку по мнемотаблице «Заюшкина избушка»)
- Построили заяц и лиса себе домики. Наступила весна, припекло солнышко. Избушка лисы растаяла. Попросилась она к зайцу, да выгнала его из домика. сидит зайчик – плачет. Бежит собака мимо. Решила лису выгнать, а она из домика не уходит. Идет мимо медведь, но и ему не удалось выгнать лису. Идет мимо петушок, да как закричит: «Уходи лиса вон! Несу косу, чтоб тебя посечи.» испугалась лиса и убежала, а заяц с петушком стали жить в дружбе и согласии.
Сказочница : Молодцы!
Воспитатель: Как красиво в лесу! Птицы поют. (запись пения птиц в лесу)
Ребята, давайте узнаем, кто же живет в лесу.
Работа с тактильными дощечками.
Волк – злой, зубастый, страшный, серый, голодный.
Медведь – бурый, косолапый, толстопятый, толстый, большой, неуклюжий, сильный.
Заяц – белый, серый, трусливый, быстрый, косой, осторожный.
Ребенок: Я представляю. что это колобок. Он укатился от бабушки и дедушки в лес.
Колобок – гладкий, желтый, румяный, сладкий, масляный.
ребенок – мне кажется, что это дорога, по которой колобок укатился в лес.
Воспитатель: Какая дорога?
Дети: Широкая, узкая, ровная, извилистая, длинная, короткая, трудная.
Сказочница : Вот опять клубочек зовет нас в путь-дорогу.
(дети под музыку идут по кругу)
Воспитатель: Что это такое?
Сказочница : Этот сундук не простой, он волшебный. Давайте скажем волшебные слова:
Дети: Раз, два, три, сундук
крышку подними
Воспитатель: Сундук открылся! Кажется, здесь спряталась сказка, потому, что картинки со сказочными героями. Давайте расставим сказочных героев и составим коллаж.
(Дети расставляют сказочных героев на готовый фон (панно).
Воспитатель: Вот какой веселый коллаж у нас получился.
Сказочница : Ребята, что за сказка спряталась в коллаже?
Дети: «Рукавичка».
Воспитатель: ребята, в какое время года произошли эти события?
дети: Зимой.
Эта сказка украинская потому, что сочинил ее украинский народ.
«Рукавичка» похожа на русскую народную сказку «Теремок».
Воспитатель: В сундуке еще что-то лежит. (Достает конверт с разрезанными картинками)
Игра «Собери сказку»
(Дети собирают из разрезанных картинок изображения и называют сказку).
Сказочница : Молодцы, ребята! Посмотрите, клубочек опять зовет нас в дорогу.
Упражнение «Мы к лесной полянке вышли»
Поднимаем ноги выше
Через кустики и кочки
Через ветви и пенечки
Очень долго мы шагали
Наши ноженьки устали
Сейчас сядем, отдохнем
Прямо в сказку попадем.
Инсценировка сказки «Репка».
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться домой. Фея сказок, поможешь нам?
Сказочница : Понравилось вам путешествовать в стране сказок?
Дети: Да!
Сказочница : Много сказок мы сегодня вспомнили. Я всегда буду рада встретиться с вами. Я хочу вам подарить подарки. (Передает корзину с подарками). А сейчас возьмитесь за руки, закройте глаза, скажите: «Раз, два, три
Из леса вышли мы»
Воспитатель: А теперь пойдем в группу и будем читать новые сказки.
Дети получают подарки.