Анастасия Молокова
Конспект занятия для старшей группы «Вулкан»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект для старшей группы на тему "Вулкан"
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с природным явлением - вулканом.
Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.
Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Публикация «Конспект занятия для старшей группы „Вулкан“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
СЛОВАРЬ: Гора, вулкан, кратер, лава.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах с фактами. Изготовление макета вулкана.
МАТЕРИАЛ: Иллюстрации вулканов, макет вулкана, смесь для извержения (сода, красная краска, жидкое мыло, лимонная кислота).
Ход ЗАНЯТИЯ:
- Ребята, вы любите путешествовать? Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. (Дети закрывают глаза и оказываются в горах).
- Я прочитаю вам загадка, а вы постарайтесь е отгадать.
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
(Вулкан)
- Правильно, речь пойдет о вулканах. Ребята, вспомните, что такое - вулкан?
Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. Я приготовила вам легенду.
Рассказ легенды детьми (домашняя заготовка)
Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.
- В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня».
- Давайте теперь пройдем к нашему вулкану и рассмотрим, из чего он состоит.
- Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?
(Он похож на конус, пирамиду)
- Верно, а верхняя его часть, похожая на воронку, называется - кратер.
Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая дыра - жерло, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется - лавой. Чтобы хорошо знать и разбираться в природе вулканов, нужно хорошо знать строение Земли. Людей, которые занимаются изучением вулканов, называют вулканологами. Этим ученым иногда удается предупредить людей об надвигающейся опасности и жители могут покинуть эти места и спастись.
-Ребята, вспомните пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана? ( ответы детей: пепел, лава, бомбы, камни). Показ детям различных камней, которые появляются после извержения вулкана, когда застывает лава.
Физминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь.
Выше, выше, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите
Поднимите, опустите,
Мы походим на носках,
А потом на пятках,
Влево, вправо, повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
После физминутки дети проходят к столам и проводится опыт по изготовлению вулкана. Пластиковая тарелка выполняет роль Земли, пластиковый стаканчик – жерло, форма вулкана – конус выполнена из картона. На жерло одеваем конус, кладем чайную ложку соды, моющего средства, добавляем красную краску. После чего готовые вулканы ставятся на середины столов и воспитатель сам добавляет лимонную кислоту (сок лимона).
-- Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.
Ребята, напомните мне тему нашего исследования. Получилось ли у нас в лабораторных условиях пронаблюдать извержение вулкана. Какой вывод можем сделать (При извержении вулкана лава с большим напором вырывается из жерла и заполняет собой все вокруг?
Рефлексия: Что нового вы сейчас узнали? На что похож вулкан? Что извергается из вулкана? Как называется застывшая лава? Чем опасны вулканы? Как называются люди, изучающие вулканы? Для чего они это делают?