Ирина Ежова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования «Вулкан»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия по ознакомлению с окружающим
с элементами экспериментирования
для детей подготовительной группы
Тема: «Вулканы»
Составила:
Воспитатель 1 категории
Ежова Ирина Анатольевна
Программные задачи:
1. Познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования „Вулкан“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
3. Формировать безопасное поведение во время опытов.
Активизация словаря: (вулкан, жерло, кратер, очаг, магма, лава)
Оборудование: игрушка филин Степа, мешочек с камушками, презентация «Вулкан»; макет вулкана с кратером (заранее сделанный детьми из старого пластилина, сода, лимонная кислота, красная гуашь, жидкое мыло, вода, листы А-4, карандаши цветные.
Ход: - Ребята, давайте улыбаться друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетел наш друг, филин Степа. Поздоровайтесь с ним. Он принес нам волшебный мешочек, что в нем лежит, скажите мне вы. Несколько детей на ощупь определяют, что лежит в мешочке.
Воспитатель. Правильно, камни. Посмотрите камни все разные, есть гладкие, шершавые, а вот камень (показывает пемзу) с дырочками.
Филин шепчет что-то на ухо воспитателю.
Воспитатель. Степа говорит, что знает, откуда взялся этот камень, а вы хотите узнать?
Дети. Да!
Воспитатель загадывает загадку:
Я плююсь огнем и лавой
Я - опасный великан.
Славен я недоброй славой.
А зовут меня? (вулкан)
Воспитатель. Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и опасном природном явлении, как вулкан.
Присаживайтесь на свои стульчики поудобнее, спинку держим прямо, ножки ставим под стульчик.
Показ презентации «Вулкан».
На земле есть необычные горы (слайд 2,3). Когда они «спят» то ни чем не отличаются от других гор. Но когда они просыпаются (слайд 4, то из них начинает вырываться дым, пепел, камни и вытекает огненная жидкость – лава. Это извержение вулкана.
Филин шепчет на ухо воспитателя.
Воспитатель. Ах, вот что! Ребята, оказывается, когда лава, вытекшая из вулкана остынет, и получаются вот такие камни (показывает пемзу).
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, почему такие горы называются «вулканами»
Ответы детей.
Воспитатель. Послушаем Настю, она расскажет нам интересную легенду.
Легенда о вулкане (слайд 5).
Воспитатель. Спасибо, Настя! Теперь мы знаем, что вулкан называется от имени Бога, которому нравилось кузнечное дело.
Воспитатель. Ребята, скажите, а на что похож вулкан? (слайд 6)
Дети. На конус.
Воспитатель. Да, он конусообразный, а вершина – кратер, на что похожа (слайд 7)
Дети. На большую яму.
Воспитатель. Правильно сказать, кратер вулкана это большая чаша с крутыми склонами. Ребята, а как вы думаете, а откуда в вулкане образуется лава?
Ответы детей.
Воспитатель. На дне кратера открывается жерло вулкана, которое уходит глубоко под землю. Посмотрите на строение вулкана (слайд 8).
Воспитатель. В центре Земли, где жарко как в печке, земля очень-очень горячая похожа на кипящую кашу. Там расплавляется все и камни и песок, и вся эта кипящая масса называется – магма (слайд 9). От туда по жерлу и поднимается лава и выливается вместе с дымом и пеплом.
Воспитатель. Почему это происходит?
Слайд 10. Раскаленная магма в магматическом очаге напоминает дрожжевое тесто, она увеличивается в объеме, занимает все свободное пространство и поднимается из глубин Земли на волю, как и тесто, приподнимая крышку кастрюли вытекает через край. Извержение вулкана зрелище красивое, но опасное (слайд 11, 12). При извержении могут быть жертвы и разрушения.
Физкультминутка «Вулкан»
Стихотворение Движения
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать. Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать. Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ
Последний раз огнём дыхнул -
Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»
И на десятки лет уснул.
Складывают руки под щеку «засыпают, спят»
2 раза.
Воспитатель. Филин Степа спрашивает, а может быть вы с ребятами хотите разбудить свой вулкан?
Дети. Да!
Воспитатель. Степа научит сначала меня, а я вас. Садитесь на свои стульчики поудобнее.
В центре группы стоит вулкан сделанный детьми заранее. Жерло – бутылочка, в которую заранее положила 2 столовых ложки соды, 1 чайная ложка красной гуаши, 1 столовая ложка моющего средства. Заливаю в кратер из емкости раствор лимонной кислоты(150 мл. воды + 2 столовые ложки лимонной кислоты). Извержение произошло, наш вулкан стал действующим.
Воспитатель. Ребята, понравилось вам занятие?
Что понравилось больше?
Какую фигуру напоминает вулкан?
Что извергается из вулкана?
Вулканы опасны?
Кто знает как называют ученных изучающих вулканы?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно вулканологи. Я предлагаю стать ученными – вулканологами и нарисовать действующий вулкан.
Дети рисуют извергающиеся вулканы.
Используемая литература: Тугушова Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. 2010г.