вера дунаева
Конспект для родительского собрания в первой младшей группе на тему «Возрастные особенности детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастные особенности детей 2-3 лет.
Мы всегда рядом со своим ребёнком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все ещё тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже может справиться самостоятельно.
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребёнок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он ещё совсем не готов к этому.
Публикация «Конспект для родительского собрания в первой младшей группе на тему „Возрастные особенности детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребёнка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов. Чтобы не выдвигать ребёнку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, надо знать о характерных возрастных особенностях.
В возрасте 2 – 3 лет малыш ещё не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.
Теперь ребёнку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребёнок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи.
На третьем году ребёнок может самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застёгивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.
Иногда дети 2-3 лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т. д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз - проявите твёрдость, если ребёнку стало скучно - своевременно усложните требования к нему. Не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребёнком, идите дальше. А может быть, ребёнку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать "маленьким", беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала только ему.
Третий год в жизни ребёнка называют кризисным (кризис 3 лет, так как он является переломным с точки зрения осознания ребёнком себя как личности. Он сознательно говорит "я" : "Я не хочу, я не буду!" Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлёпать ребёнка, так как он становится обидчивым. Теперь ребёнку нужно все разъяснять.
Без умения договориться с ребёнком, ваша жизнь может стать очень трудной, а в ребёнке будут формироваться неблагоприятные черты характера. Ребёнок со сломленным "я", возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего "крыла", будет искать другое, и ещё не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребёнка, но в пределах разумного.
Активно развивается речь ребёнка. Если вы правильно занимались с ребёнком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Ребёнок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все ещё с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребёнка.
В этом возрасте речь ребёнка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребёнка 2-3 лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребёнок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребёнок неосознанно тренирует речевую функцию.
Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребё нка: как, зачем, когда, почему? Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребёнка заинтересовало, - глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, - поверхностен и он будет. Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребёнок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.
К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребёнок принимает на себя определённую роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребёнка обращайте внимание на своё поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети - зеркало взрослых. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.
Среди мыслительных операций важнейшими являются:
• называние цвета (жёлтый, красный, синий, зелёный,
• выделение величины (большой, поменьше, маленький,
• называние формы (круг, квадрат, треугольник,
• расположения предмета в пространстве (близко, далеко, высоко, низко, спереди, сзади);
• сравнение по цвету, форме, размеру;
• координация движений рук и зрения;
• формирование понятий «много», «мало», «один».
Нам взрослым важно:
Понимать, что энергичный и активный ребёнок — это естественно, хотя и утомительно. Поэтому вам нужно по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы будете его партнёром по игре.
Предоставить ребё нку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
Чаще разговаривать с малышом, читать ему книжки, обсуждать то, что он видел или делал.
Предоставлять возможности для самых разных игр с предметами. Некоторые дети могут сами увлечённо вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года малыш нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужно доброжелательное сотрудничество.
Относиться к ребёнку спокойно и дружелюбно. Понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребёнок не всегда способен их чётко сформулировать и заявить.
Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребёнка, которое происходит в этом возрасте через постоянное исследование нового.
Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребёнка. Злость или слезы, когда у ребёнка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребёнка следует утешить или переключить его внимание.