Марина Исаенко
Конспект занятия для подростков на тему толерантности «Учимся быть терпимыми»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Учимся быть терпимыми
Цель занятия: познакомить подростков с понятиями "толерантность", "толерантная личность"; показать значение толерантного поведения при взаимодействии с другими людьми.
Оборудование занятия: карточки с неоконченными предложениями, карточки с качествами человека, геометрические фигуры, картинка, сердечки по количеству участников, большое сердце, презентация.
Ход занятия:
Публикация «Конспект занятия для подростков на тему толерантности „Учимся быть терпимыми“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
1. Разминка «Слушай и делай»
- Я предлагаю поиграть в игру «Слушай и делай». Я прошу сделать определенное движение тем, кто обладает определенным умением или качеством.
«Хлопните в ладоши, кто сегодня умывался»
«Помашите рукой все те, кто сегодня говорил слово: «Привет!»
«Погладьте себя по животу, кто сегодня завтракал»
«Встаньте те, кто занимается в спортивной секции»
«Поднимите две руки все те, кто умеет плавать»
«Улыбнитесь все те, кто любит встречаться с друзьями»
2. Упражнение «Закончи фразу»
- Дети берут по очереди карточки и продолжают предложение.
3. Упражнение «А вы ещё не знаете, что я …»
Участники по кругу продолжают предложение: «А вы ещё не знаете, что я…».
4. Вступительное слово
- Сегодня на занятии мы поговорим о том, что такое «толерантность», кто такой «толерантный человек».
5. Беседа о толерантности
- Как вы думаете, что обозначает слово «толерантность»?
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение, принятие и понимание многообразия мира, уважение прав другого (в т. ч. права быть иным);
- готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия;
- терпимость к чужим мнениям, поведению;
- отказ от причинения вреда и насилия;
- способность поставить себя на место другого.
Слово толерантность образовалось от фамилии.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел.
Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные (т. е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Вот почему его имя было использовано для названия такого понятия в психологии, как толерантность.
- Какого человека можно назвать толерантным?
- Сейчас вы получите карточки с чертами личности человека. У кого будут карточки с качествами толерантного человека становятся справа от меня, у кого интолерантного слева.
Толерантный Интолерантный
Уважение мнения других Непонимание
Доброжелательность Эгоизм
Чуткость Нетерпимость
Умение владеть собой Выражение пренебрежения
Терпимость к различиям Раздражительность
Терпение Равнодушие
Способность к сопереживанию Раздражительность
Умение слушать и слышать Немотивированная агрессивность
Обсуждение.
6. Тест «Геометрические фигуры»
- А теперь давайте посмотрим на себя разные ли мы?
Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.
- Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится, нарисуйте её у себя на листочках. Не страшно, если фигуры получатся не совсем такими как у меня, ведь мы все разные, и рисунки наши тоже могут быть не похожи)
- А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы;
-Кто выбрал квадрат, организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивы;
- Кто выбрал треугольник, лидеры, нетерпеливые и склонные к риску;
- Кто выбрал зигзаг, творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении;
- Кто выбрал прямоугольник, неуверенны в себе, в своём выборе, пока ещё не определились в жизни.
Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете и поэтому…
- Не оценивайте людей… а что? как вы думаете?
Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность! Вы все разные кто- то любит читать, кто-то заниматься спортом, кто-то играет с собачкой, а кто-то разводит цветы, но нам хорошо вместе.
7. Игра «Испорченный телефон»
Ведущий просит выйти 5-6 добровольцев из комнаты, которые будут принимать участие в упражнении. После этого остальным участникам он показывает картинку и подробно описывает, что на ней нарисовано.
Задача слушавшего передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – слушают и передают полученную информацию.
Обсуждение.
8. Работа со сказкой.
– Ребята, я хочу рассказать вам “Сказку о Необычном цветке”.
- В одной стране, где днем светит яркое солнце, а по ночам редки холодные ветра, жили цветы. Они все были разные по характеру, но каждый из них был хорош по-своему.
Королевские лилии – всегда стремились во всем быть первыми, любили давать советы и делать замечания другим цветам, дикий шиповник – был слегка застенчив, но всегда доводил начатое дело до конца, а желтые ноготки очень дружелюбны и жизнерадостны, любили веселые приключения. Но в этой чудесной стране жил один необычный цветок – Синецветик, который боялся подружиться с остальными цветами, он считал себя некрасивым и безликим. И от этого он чувствовал себя несчастным, у него всегда было грустное настроение.
Однажды древний мудрый цветок, который рос высоко в горах, сказал Синецветику: “Ты очень красивый и необычный цветок! Посмотри, какие у тебя прекрасные лепестки, какой ты добрый и отзывчивый, у тебя все получится и все будет хорошо!”
Синецветик, услышав эти слова, расправил свои лепестки и широко улыбнулся всем другим цветам – жителям этой страны. Они тоже улыбнулись ему в ответ, и Синецветик был просто счастлив.
Обсуждение:
– Что делало Синецветика несчастным в начале сказки?
– Как вы думаете, что ему помогло стать счастливым?
– Да, в нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы нуждаемся в чьей-то помощи и поддержке. Пусть она выражается просто в приятных добрых словах, но подчас многое значит для человека. Каждому человеку требуются любовь, признание, поддержка. Каждый человек вырастает в собственных глазах, когда его хвалят. Похвала – самое действенное средство. Но помните, похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации. Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерие. И я хочу вам открыть секрет: Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.
9. Упражнение “Волшебный стул”.
Один из участников садится на этот стул в центр круга, остальные делают ему комплименты. Он благодарит всех, затем на стул садится следующий участник и т. д.
Рефлексия:
- Какие чувства вы испытывали, когда оказывали друг другу знаки внимания?
- Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывались вам?
- Легко ли было реагировать на оказанные знаки внимания? Почему?
10. Сказка "Самое прекрасное сердце"
В один солнечный день красивый парень стоял на площади посреди города и с гордостью хвастался самым прекрасным сердцем в округе. Он был окружен толпой людей, которые искренне восхищались безупречностью его сердца. Оно было действительно идеально - ни вмятинки, ни царапинки. И каждый в толпе соглашался, что это самое прекрасное сердце, которое они когда-либо видели. Парень был очень этим горд и просто сиял от счастья.
Неожиданно, из толпы вперед вышел старик и сказал, обращаясь к парню:
- Твое сердце по красоте и близко не стояло рядом с моим.
Тогда вся толпа взглянула на сердце старика. Оно было помято, все в шрамах, в некоторых местах куски сердца были вынуты и на их местах были вставлены другие, которые совсем не подходили, некоторые края сердца были рваными. К тому же в некоторых местах в сердце старика явно не хватало кусочков. Толпа уставилась на старика - как он мог сказать, что его сердце красивее?
Парень взглянул на сердце старика и засмеялся:
- Ты, возможно, шутишь, старик! Сравни свое сердце с моим! Мое идеально! А твое! Твое - мешанина шрамов и слез!
- Да, - ответил старик, - твое сердце выглядит идеально, но я бы никогда не согласился обменяться нашими сердцами. Смотри! Каждый шрам на моем сердце - это человек, которому я отдал свою любовь - я вырывал кусок моего сердца и отдавал этому человеку. И он часто взамен отдавал мне свою любовь - свой кусок сердца, которое заполняло пустые пространства в моем. Но поскольку кусочки разных сердец точно не подходят друг к другу, поэтому у меня в сердце есть рваные края, которые я берегу, потому что они напоминают мне о любви, которой мы делились.
Иногда я отдавал куски моего сердца, но другие люди не возвращали мне свои - поэтому вы можете видеть пустые дыры в сердце - когда ты отдаешь свою любовь, не всегда есть гарантии на взаимность. И хоть эти дыры приносят боль, они мне напоминают о любви, которой я делился, и я надеюсь, что в один прекрасный день эти кусочки сердца ко мне вернутся.
Теперь ты видишь, что означает истинная красота?
Толпа замерла. Молодой человек молча стоял ошеломленный. Из его глаз стекали слезы.
Он подошел к старику, достал свое сердце и оторвал от него кусок. Дрожащими руками он протянул часть своего сердца старику. Старик взял его подарок и вставил в свое сердце. Потом он в ответ оторвал кусок от своего избитого сердца и вставил его в дыру, образовавшуюся в сердце молодого человека. Кусок подошел, но не идеально, и некоторые края выступали, а некоторые были рваными.
Молодой человек посмотрел на свое сердце, уже не идеальное, но более красивое, чем оно было раньше, пока любовь старика не коснулась его.
И они, обнявшись, пошли по дороге.
11. Упражнение «Что я ценю в себе»
- Вы все получили по сердечку. Каждый напишите на своём сердечке качество, которое вы цените в себе. И приклейте его на большое сердце куда вам хочется.
Обсуждение.
12. Подведение итогов занятия
- О чём говорили на занятии?
- Какого человека называют толерантным?
- Какие выводы сделали для себя?