Анастасия Семкина
Ситуативный практикум «Учусь быть взрослым». Профилактика самовольных уходов подростков из дома
▼ Скачать + Заказать документы
Ситуативный практикум «Учусь быть взрослым» -
профилактику самовольных уходов из дома.
Цель: объяснить физиологические и эмоционально-психологические изменения, характерные для подростков; профилактика самовольных уходов из дома.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на нашем занятии.
1. Объявление темы
- Тема нашего сегодняшнего занятия «Мы взрослеем».
- А что значит «мы взрослеем»? (ответы детей)
Публикация «Ситуативный практикум „Учусь быть взрослым“, Профилактика самовольных уходов подростков из дома» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
- Правильно, взрослеем – значит меняемся, становимся старше, из детей превращаемся в подростков.
- Для начала давайте узнаем, что обозначает понятие «Подростковый возраст» и каковы его особенности.
2. Мини-лекция «Особенности подросткового возраста»
Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка с взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают взросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на «маленьких».
Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства.
В 12–13 лет появляется интерес к собственной жизни, к качествам своей личности. Этот интерес значительно возрастает в юношеском возрасте. Первоначально суждения подростка о себе в значительной степени повторяют суждения о нем других людей. На вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей, но позднее начинают замечать их и сами. Всё же они раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя.
В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждения подростков не всегда бывают объективными. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.
Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении. Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности, зазнайству. Даже временная, случайная неудача может вызвать неверие в свои силы, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав.
3. Упражнение «Ассоциации» (к слову «Взрослый»)
Далее участникам предлагается поиграть в ассоциации. Для этого им напоминается правило выполнения данного задания: как только будет названо слово, необходимо сразу высказать свои ассоциации к нему. Ведущий называет слово «ВЗРОСЛЫЙ» и прикрепляет к доске карточку с его написанием, а затем записывает рядом слова-ассоциации участников группы к данному слову. Затем организовывается обсуждение полученных результатов данного задания.
4. Упражнение «Незаконченные предложения»
- Я хочу быть взрослым потому, что …
- Я не тороплюсь стать взрослым, так как….
5. Упражнение «Портрет современного подростка»
Обучающиеся делятся на 2 группы (мальчики и девочки). Каждой группе выдается карточка «Портрет современного подростка», где перечислены индивидуальные особенности подростка. Участники групп совместно выбирают черты, которые свойственны им самим. Затем каждая группа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение. (См. приложение 1)
6. Упражнение «Дерево»
Цель: осознание своей жизненной позиции.
Участники в быстром темпе ( возможный вариант: разделившись на группы, в режиме «аукциона») называют известные им породы деревьев. Обсуждается, что общего есть у всех деревьев при всем их многообразии (корень, ствол, крона). Каждый участник продолжает фразу: «Если бы я был деревом, я бы хотел быть. (корнем, стволом, кроной)». Далее участники разбиваются на три группы в соответствии со сделанным выбором, изображают на листе бумаги дерево и обосновывают свой выбор (можно дать общий ответ от всей группы, но если есть частные мнения, можно озвучить и их). Рисунки помещаются в центр круга. Участникам предлагается найти метафорический смысл этого упражнения, в случае затруднения ведущий помогает участникам: «дерево» можно рассматривать как жизненную позицию человека: кто я в этой жизни (от корня питается все дерево, ствол держит на себе всю тяжесть, крона дает возможность дереву дышать и т. п.).
7. Итог:
- Мы разобрались с вами, какие изменения происходят в подростковом возрасте, что нужно для того, чтобы безболезненно его преодолеть.
- Познавайте себя, верьте в свои силы и никогда не сдавайтесь!
- Желаю вам удачи! Спасибо за внимание!
Приложение 1 «Портрет современного подростка»
Слишком говорлив Часто теряет контроль над собой
Чрезмерно подвижен Любит заниматься головоломками, мозаиками
Имеет высокие требования к себе
Кажется отрешенным, безразличным к окружающему
Не понимает чувств и переживаний других людей
Суетлив
Ощущает себя отверженным
Имеет низкую самооценку
Беспокоен в движениях
Часто спорит со взрослыми
Часто ругается со взрослыми
Сваливает вину на других
Создает конфликтные ситуации
Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
Чрезмерно подозрителен
Постоянно контролирует свое поведение
Отказывается выполнять просьбы
Часто дерется
Часто предчувствует «плохое»
Самокритичен
Не может адекватно оценить свое поведение
Опасается вступать в новую деятельность
Часто специально раздражает взрослых
Задает много вопросов, но редко дожидается ответов
Робко здоровается
Мало и беспокойно спит
Толкает, ломает, рушит все кругом Чувствует себя беспомощным