Лилия Гололобова
Развитие интереса детей 5–6 лет в наблюдениях за природой. Конспект открытого занятия на тему «Чудеса осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: развить познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; развить мелкую моторику рук, внимание и мышление; учиться сравнивать; закрепить знания основных признаков осени; учиться различать листики деревьев; активизировать прилагательные в речи; развить культуру речевого общения, создание комфорта в группе; прививание бережного отношения к природе.
Содержание организованной деятельности дошкольников
Дети входят в группу и садятся за столы.
Публикация «Развитие интереса детей 5–6 лет в наблюдениях за природой, Конспект открытого занятия на тему „Чудеса осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Воспитатель: Ребята! Сегодня утром, когда я проветривала нашу группу, к нам в окошко влетел необычный осенний листик. А вместе с ним и письмо.
Хотите узнать от кого, тогда послушайте:
Несу я урожаи,
Птиц к югу оправляю,
Поля я засеваю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен
Я время года.
Дети: Осень.
Воспитатель: Да, ребятки, правильно это письмо от Осени. Ну-ка давайте, посмотрим, что в конверте? (открыть конверт, достать письмо и прочитать)
Письмо и картинки. Осень предлагает посмотреть интересные картинки (презентацию. " Ранняя осень, Золотая осень, Поздняя осень").
1. Просмотр картинок.
Воспитатель: Ребята, вы посмотрели картинки, что вы на них увидели? Какие признаки осени? А какие знаете еще признаки осени?
Ответы детей: Листья желтеют, краснеют, трава высохла, птички улетаю в теплые края, дождик идет часто, солнышка мало, день становиться короче, ночь длиннее, и т. д.
Воспитатель: Молодцы ребята! А какие вы знаете осенние месяцы?
Дети: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Воспитатель: Скажите пожалуйста, как называют осень в сентябре? (Ранняя, а почему? Потому, что светит солнышко, тепло, листики на деревьях зеленые.)
А как называют осень в октябре? (Золотая, а почему? Потому, что листики на деревьях желтеют, краснеют, начинают падать на землю. Начинается листопад, на улице становиться прохладно.)
Ну, а как же называется осень в ноябре? (Поздняя. Почему? Потому, что становиться очень холодно, ветрено, дождливо, деревья сбросили почти все листочки.)
Ребята, а у нас какая сейчас осень?
Дети: Золотая.
Воспитатель: молодцы ребята! вы точно рассказали об всех изменениях в природе, предлагаю вам отдохнуть и провести с осенними листочками физкультминутку "Осенние листочки".
Физкультминутка "Осенние листочки".
Мы осенние листочки (фонарики)
на веточках сидели.
Ветер дунул - полетели, (машем ручками над головой, а затем бежим по кругу.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (присесть с листочками в руках)
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял (встать)
Повертел их покружил (покружиться и сделать листопад)
и на землю опустил.
Воспитатель: Ребята, а как называется природное явление, когда листья опадают с деревьев (Листопад)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла
Что? скажите наугад!
Ну, конечно.
(Листопад)
Ребята, я предлагаю вам игру:" С какого дерева листочек?". У вас в ручках листочки, вам необходимо вернуть деревьям их листики, и положить их под деревом. Если листочек березы, как он будет называться (березовый). А листочек клена? (кленовый,. А если дуб? (дубовый).
Игра " С какого дерева листок".
Воспитатель: Умнички, ребята, вы отлично справились с заданием. Ребята, а вы знаете почему листья желтеют (ответы детей). Чтобы узнать и проверить нам нужно провести исследование. Вам интересно узнать, как устроен лист?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда, проходите за столы.
Сначала, давайте рассмотрим лист с помощью увеличительного прибора, называется этот прибор - лупа.
Опыт №1. Исследование строения листьев.
Воспитатель: Предлагаю рассмотреть черенок- это часть, которая соединяет листик с веточкой, рассмотрите жилки, они как трубочки - идут по всему листу, и питаются влагой. Обратите внимание на края листиков - это кромка листа. Верхушка листиков может быть разной формы. Скажите, а какая верхушка у наших листочков?
Вывод: у листьев есть черенок, жилки, которые питают влагой.
Воспитатель:
А почему же листья изменяют окраску осенью? А все потому, что листья имеют зеленый цвет, благодаря зеленому веществу, который называется - хлорофилл. А он вырабатывается только когда солнышко ярко светит и греет.
Сейчас мы проведем опыт и увидим это вещество наяву.
Опыт №2 " Почему лист зеленый".
Для этого эксперимента нужно взять лоскуток белой ткани, сложить его пополам и внутрь положить зеленый лист. Далее взять деталь конструктора лего и сильно постучать по листику по ткани.
Что вы обнаружили в ходе опыта?
Дети: на ткани пятна зеленые!
Воспитатель: Это и есть Хлорофилл- вещество, которым питается лист, и окрашивает его в зеленый цвет.
А теперь, проведем такой же эксперимент с желтым листиком. Что вы заметили?
Дети: нет зеленых пятен!
Воспитатель: Это значит, что у желтого листа нет хлорофилла и нет влаги.
Вывод: Когда приходит осень, становиться холодно и меньше солнечного света, поэтому, хлорофилл постепенно уменьшается, и пропадет вовсе. Лист меняет свой цвет и опадает.
Воспитатель: Осенняя погода такая не предсказуемая. За день может и солнышко светить, и дождик пройти, и ветер сильный небо нахмурить, и вновь солнышко выйти.
Ребята, как вы думаете как узнать какая погода будет?
Дети: посмотреть в окно, посмотреть прогноз в телефоне, телевизоре и т. д.
Воспитатель: Предлагая поиграть в словесную игру "Погода осенью".
Игра "Погода осенью".
Воспитатель: У меня в руках осенний листочек, я передам его Даше и загадаю погоду, Даша отвечает и дальше листик идет по кругу с вопросом и ответом. Если сложно ответить, ребята помогают.
Воспитатель: Когда осенью дождик идет, какая погода?
Даша: Дождливая. Когда осенью холодно, какая погода?
Ребенок: Холодная. Если осенью ветер дует, какая погода?
Ребенок: Ветреная. Когда пасмурно, какая погода?
Ребенок: Пасмурная. Когда осенью сыро?
Ребенок: Сырая. Когда осенью ясно, какая погода?
Ребенок: Ясная. Когда осенью солнце, какая погода?
Ребенок: Солнечная. Когда осенью солнце, какая погода?
Воспитатель: Солнечная.
Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: Об осени!
Воспитатель: Вам понравилось наше увлекательное занятие? Что нового узнали? Что больше всего нравиться осенью?
Осень- прекрасная пора, полна чудес и радости!
Рефлексия: Ребята, я подготовила осенние листочки-смайлики, давайте наклеим на доску их, если у вас настроение грустное приклейте грустный листик, а если хорошее приклейте веселый смайлик.