Юлия Гуданова
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Природа родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД познавательное развитие (экология) для детей старшего дошкольного возраста «Природа родного края»
Тема: «Природа родного края»
Группа: старший дошкольный возраст
Цель: Расширять представления детей об экологии родного края.
Углублять знания о растительном и животном мире Алтайского края. Закрепить знание детей о значимости Красной книги, о растениях и животных Алтайского края, занесенных в нее.
Публикация «Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста „Природа родного края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи: Формировать духовно-эстетическую культуру детей, воспитывать эмоционально-оценочное отношение к родному краю. Уметь применять народные пословицы и поговорки. Формировать представления о малой Родине. Развивать любознательность: обогащать активный словарь детей. Воспитывать желание любить и беречь природу родного края. Развивать мелкую моторику, творческую активность. Развивать детское творчество при создании и реализации замысла, как источник, доставляющий радость ребёнку и всем окружающим людям.
Материалы и оборудование: Презентация «Природа родного края», диск с записью голосов птиц, композиция Д. Дидюля «Волшебный лес», пластиковые стаканы, спил дерева, камни, карточки – схемы.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Растительный мир Алтайского края», «Животный мир края». Знакомство с «Красной книгой Алтайского края». Беседы о родном крае, заучивание стихотворений, загадывание загадок, знакомство с произведениями М. М Пришвина, чтение пословиц рассматривание картин, наблюдения в природе, беседы о правилах поведения в природе. Дидактические игры: «Что где растет», «Третий лишний», «Живая и неживая природа», «Лесник», «Природа и человек».
ХОД
Здравствуйте, ребята! Посмотрите сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.
Если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой -
Любимую планету!
Воспитатель - Ребята, как называется наша планета? Правильно, Земля.
Почему нашу планету называют голубой? Ответы детей. Так как большая часть нашей планеты покрыта водой – морями и океанами, реками и озерами. (синий цвет – это океаны, реки и моря, зеленый цвет это леса, коричневый это горы.)
Давайте порассуждаем, человек может жить на Земле без природы? (нет)
Как вы думаете что такое природа?
У всех есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Например (север, пустыня, степь, саванна, джунгли). А как мы зовём нашу Родину? (Дети называют страну, область, город.)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какие пословицы о родине вы знаете?
Дети:
- Нет земли краше, чем Родина наша
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Береги землю любимую, как мать родимую.
Воспитатель: Дети, как можно объяснить эту пословицу - Береги землю любимую, как мать родимую (нужно беречь землю так, как маму, потому что мама у нас одна и земля одна).
– Необъятная и величественная природа нашего края : бескрайние поля, более 120 рек и речушек, озера, пруды, леса и рощи, живописные холмы по берегам рек, известняковые скалы и пещеры, которыми славится наш край (Рассказ сопровождается показом иллюстраций.)
– Наш край расположен в лесостепной зоне, поэтому на её территории мы можем встретить растения, животных и птиц, характерных как для лиственных лесов, так и для степи.
Воспитатель: Давайте все вместе познакомимся с богатством природы Алтайского края и вспомнить всё, что вы знаете о его флоре и фауне. А кто скажет что такое флора (растения) и фауна (животные? (Ответы детей.)
- Мир природы – это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы – он такой многообразный и интересный.
- Скажите, без чего не смогут жить на Земле живые существа? (без воздуха, воды, солнца)
- Ребята, природа бывает какой? Молодцы, сейчас мы с вами поиграем в игру «Живая и неживая природа». Я буду показывать слайды с картинками, а вы будете называть к какой природе они относятся.
Дидактическая игра «Живая и неживая природа».
Молодцы вы все правильно ответили. Сейчас мы с вами будем исследователями. Мы будем исследовать объекты живой и неживой природы. Проходите, пожалуйста к столу на нем будет проходить
исследовательская деятельность:
На столе перед нами лежит природный материал, как вы думаете как он называется? (древесина, камень). Давайте рассмотрим камень, какой он на ощупь? (тяжелый, холодный, а теперь давайте рассмотрим древесину? Древесина на ощупь какая? (тёплая, лёгкая, жёсткая).
Мы с вами проверим, что будет с камнем, если мы его опустим в ёмкость с водой? (тонет, а сейчас проверим что будет с древесиной когда мы опустим ее, (плавает, и не тонет, так как, древесина легче камня. Древесина – это натуральный материал, поэтому люди издревле его использовали при строительстве домов, изготавливают мебель, делают тетради, карандаши, спички. Ребята, оглядитесь вокруг себя есть ли предметы, сделанные из древесины.
Воспитатель: - Ребята мы уже с вами сказали, что человек не может жить без природы. Мы можем убедиться на примере: нам с вами нужны носки, носки вяжут из шерстяных ниток, нитки делают из шерсти, которую даёт овца, овца травоядное животное, для ее питания нужна трава, для роста травы нужна почва, вода, солнце. Солнце, вода, почва-это все природа.
Звучит пение птиц.
Ребята, а давайте подумаем чьи это звуки. Ответы детей.
Где мы с вами можем услышать пение птиц, журчание ручейка? В лесу. Лес очень музыкален, так как он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна и красива.
Воспитатель: Вы хотели бы мы оказались в лесу?
Ответы
Мы отправляемся гулять на природу, а значит должны быть аккуратными и внимательными. Перед тем как мы с вами отправимся в лес, вспомним правила поведения в лесу.
Слайды с правилами.
Воспитатель: Давайте все вместе произнесем слова «Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей»
Воспитатель : Мы пришли в лес. Как здесь красиво, какой чистый и свежий воздух. Давайте подышим им (вдох носом, выдох через рот). Глубоко вдыхаем и выдыхаем. Какой чистый воздух в лесу, правда.
-Во время прогулок наблюдали за деревьями в разное время года, а какими вы внимательными вы были во время наблюдений, покажет игра "Что я знаю о деревьях?"
-Какое дерево вечнозелёное? (ель, сосна)
-Плод, какого дерева называется желудь? (дуб)
-Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза)
Какие деревья растут в Алтайском крае?
-Вы все правильно ответили, а кто скажет, какую пользу приносят деревья? (чистый воздух, древесину, летом укрывают от солнца).
- А почему в лесу воздух чистый? (правильно, потому что там нет фабрик, машин, поэтому много кислорода.) Молодцы, в лесу больше кислорода, которым мы с вами дышим. Это из-за растений, потому что они выделяют кислород. Чем больше растений - тем больше кислорода.
Ребята, а как вы думаете что будет, если исчезнут деревья – пересохнет лесная речка, звери без питания жить не смогут, испортится земля и воздух. И чтобы этого не произошло, мы с вами должны беречь и охранять природу нашего родного края.
Посмотрите, кто-то книгу оставил на пеньке. Что это за книга, кто из вас знает?Правильно.
- Как вы думаете, почему эту книгу назвали красной? Что означает красный цвет? (Предположения детей. Красный цвет предупреждает об опасности, о том, что богатство и разнообразие нашей природы может исчезнуть.
Знакомство с понятием «Красная книга».
Воспитатель: На земле живет большое разнообразие зверей, птиц, растений. Есть, с которыми мы встречаемся каждый день, но есть и редко встречающиеся, их осталось очень мало. Как по вашему мнению почему они стали редкими? (Ответы детей.) Очень часто люди не думают о хрупкости окружающей среды: неправильно ведут себя во время отдыха на природе; хотят заготовить много ягод и грибов, не соблюдая простые правила сбора; ломают ветки, вырывают цветы и растения; разоряют птичьи гнезда; мусорят. Это все приводит к нарушению среды обитания животных и птиц, к уменьшению их численности и даже к исчезновению. Для того, чтобы сохранить все богатство и разнообразие природы, люди создали Красную книгу. В эту книгу занесены редкие, исчезающие виды растений, животных, птиц, которые охраняются законом.
Животные нашего края.
Животный мир – это множество различных видов млекопитающих. (Воспитатель показывает детям иллюстрации животных и предлагает им назвать тех, кого они знают.)
– Местом обитания многих животных является заповедник.
Воспитатель: Ребята, кто знает что такое заповедник?
Дети: Это леса, где живут животные и звери. Многие из них занесены в Красную книгу. Лесники о них заботятся, их охраняют.
Воспитатель: Ребята, от кого охраняют и защищают лесники. (Ответы…Браконьеры уничтожают природу, губят.
Физкультминутка:
Выросли деревья в поле. (Потягивание - руки в стороны.)
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, солнцу тянется. (Потягивание – руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед-
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вперед, назад, вправо, влево)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся на места)
Воспитатель: А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете лесных обитателей. А понять, кто живет в лесу, нам помогут ваши ответы на следующие загадки.
Отгадывание загадок
Дружбу водит он с лисой,
Для других – ужасно злой.
Все зубами щелк да щелк,
Очень страшный серый (волк)
Это что за зверь такой?
Может жить он под землей.
Норку и подземный ход
Лапками копает (крот)
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
(муравьи)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный
Лепит домик под окном из травы и глины.
(Ласточка).
Воспитатель: Ребята, кто скажет мне на какие две группы можно разделить птиц?
Дети: Зимующие и перелетные.
Воспитатель: Каких птиц мы называем зимующими?
Дети: Это птицы, которые остаются с нами зимовать и находятся рядом с людьми.
Воспитатель: Каких называем перелетными?
Дети: Птицы, которые улетают на юг осенью и прилетают к нам весной.
Как вы думаете, что делают птицы прилетая весной к нам.
Вьют гнезда. Правильно.
Каких зимующих птиц вы знаете?
Ответы детей.
Сейчас у нас осень, назовите осенние месяца, а какое время года идёт следом за осенью. (ответы детей : зима, так как зимой птицам холодно и мы должны помогать им, делать кормушки, и регулярно добавлять туда корм). Правильно ребята вы сказали птицам зимой холодно и трудно найти пищу, поэтому мы с вами должны заботиться о них. Что мы можно насыпать в кормушку. Ответы.
Заключительная часть
Настал момент,нам с вами пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем- «Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей».
Открываем глаза и мы опять с вами в саду.
Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в лесу, узнали и увидели много интересного. Мы говорили о том, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите. Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали для себя? Вы хотите стать друзьями и защитниками природы ( дети: да) Вклад каждого из нас в охрану природы преобразит всю нашу планету! И мы с вами будем счастливы!
Не разрушайте природы дом,
Девчонки и мальчишки!
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжках