оксана солдатова
Конспект деловой игры для педагогов «Воспитать патриотов своей Родины»
Деловая игра «Воспитать патриотов своей Родины»
Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.)
Ведущий читает стихотворение:
Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства,
С материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых,
Что учителю мы принесли.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас приветствовать на деловой игре «Воспитать патриотов своей Родины»
Воспитать патриотов России –это значит…
Воспитать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране;
Формировать начала гражданственности у подрастающего поколения;
Формировать интерес у детей к историческому и культурному наследию страны.
Воспитывать патриотов сегодня - это значит обеспечить будущее завтра.
Цель и задачи деловой игры.
Цель:
- создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры;
- сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;
- оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.
Задачи:
- формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;
- создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.
Названия команд на столах. «Родничок» «Росинка»
Ведущий:
В современных условиях патриотическое воспитание особенно актуально.
В Конституции РФ и в проекте «Национальной доктрины образования РФ» провозглашены ценностные установки - это права и свобода человека, любовь к Отечеству, равноправие народов, незыблемость демократической основы России, бережное отношение к историко-культурному наследию народов, разностороннее развитие детей.
Эти базовые установки служат для определения целей и задач при организации работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Стратегия развития образования на период до 2025 года предусматривает государственный заказ на (цитата) «высоко нравственного патриота своей Родины».
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.
На современном этапе по-иному раскрывается смысл таких понятий, как «патриотизм», «гражданин», «патриот».
Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представлении детей об окружающем мире, обществе, и культуре.
Ведущий: Ну что же, начнём.
Задание 1:
На столах лежат листы, на них таблица модели патриотического воспитания. Вам нужно соотнести направление с работой, которую необходимо вести в данном направлении.
Экологическое Историко-краеведческое Культурное
Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого. Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
Ведущий:
- А сейчас слушаем ответы команд. Зачитайте текст карточки и определите название вашего направления по патриотическому воспитанию. (Ответы команд)
Ведущий: Спасибо нашим командам за правильные ответы. Действительно, работа по патриотическому воспитанию многогранна, разнопланова, она ведётся по трём направлениям – это экологическое, историко-краеведческое и культурное направления.
Ведущий:
А сейчас, приглашаем поиграть
И проблемы порешать
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
Ведущий: С чего начинается Родина… с изучения своей страны…
Задание2:
- Каждой команде даны конверты, в которых находятся по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.
Герб Гимн Россия Честь Родина Москва Война Победа Ордена Память
Гостям предлагаем небольшой экскурс в историю рождения Государственных Российских символов - герба, гимна, флага.
Слайды (герб, гимн, флаг)
ГЕРБ
Герб России имеет свою многовековую историю рождения.
На Руси двуглавый орел впервые появляется в XIII веке и становится гербом Черниговского княжества, а затем уже в XV веке в Московском и Тверском княжествах.
Герб России видоизменялся при многих царях. Это происходило при Иване Грозном, Петре I, Павле I, Александре I и Николае I. Каждый из этих монархов вносил какие-либо изменения в государственную эмблему.
Новый символ России, созданный в 1917 году, нельзя назвать гербом – это, скорее, государственная эмблема. Орел имел расправленные и направленные вниз крылья, был лишен всех атрибутов (корон, скипетра, державы и пр., не имел цветового решения.
Большевики в 1918 году утвердили Герб Советского Союза с изображением серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" В верхней части герба - пятиконечная звезда. Так, на некоторое время «ушёл» двуглавый орёл из государственной символики.
Двуглавый орел вернулся на герб в Россию только в 1993 году. Указом Президента Б. Ельциным, он был выполнен по мотивам герба Российской империи.
ГИМН
В разные времена Руси (России) гимном являлись: церковные песнопения, гимны «Молитва русских» и, «Боже, царя храни», французская «Марсельеза», «Интернационал», гимн «Союз нерушимый республик свободных», «Патриотическая песня».
ФЛАГ
Флаг нашей страны имеет свою историю с глубокой древности.
Восточные славяне и руссы под флагом подразумевали «стяг». «Стяг» - «воинское знамя» – шест с укрепленным на нём пучком конских волос или клинком яркой ткани.
С принятием христианства на флаге стали изображать русских святых. Их называли иконы-хоругви.
20 января 1705 года день рождения Российского флага. Указом Петра I был утвержден бело-сине-красный флаг.
Но, долгое время в России использовался и черно-желто-белый флаг для различных торжеств, которые вывешивался на фасадах зданий. Этот флаг использовался до коронации Николая II 1896 года.
С 1918 года государственным флагом является красное знамя с надписью «РСФСР». РСФСР – расшифровывалось как Российская Социалистическая Федеративная Советская республика.
В конце 1980-х годов во время «Августовского путча» в России стал использоваться вновь бело-синий-красный флаг.
11 декабря 1993 года Президент РФ Б. Ельцин подписал Указ «О государственном флаге», где использовались бело-сине-красный цвета.
Значение цветов:
При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:
Белый цвет символизирует мир, чистоту, свободу;
Синий – цвет веры, верности и правды;
Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.
Ведущий: Это был небольшой экскурс в историю рождения государственных символов: герба, гимна, флага.
Ведущий: С чего начинается Родина… с малой родины, с родного края, города, улицы, двора, с того места, где человек родился и вырос… это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе каждого человека.
- Предлагаю словесную игру «Так какой он, наш Кочковский район?»
Задание 3:
- Придумайте слова-признаки (по 2 прилагательных) на каждую букву, которые есть в названии нашего района
Н – необыкновенный, новый
О – отличный, оригинальный,
В- выдающийся, высокий
О- образцовый, отзывчивый
С– славный, светлый, современный
И- интересный, исторический
И- изобретательный, изумительный
Р– родной, развивающийся
С– спортивный, солнечный
К – красивый, коммуникабельный…
Ведущий: С чего начинается Родина… с родной природы.
Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни.
Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем.
Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное.
Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Задание 4:
- Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи два лишних элемента …» и загадки.
Исключения для команд-участниц:
Назовите две лишних птицы, которые не водятся в Новосибирской области: дрозд, синица, свиристель, казуар, озерная чайка, белая трясогузка, тукан. (Тукан – Бразилия, казуар – Австралия, родственник страуса.)
Назовите две лишние реки, которых нет в Новосибирске и Новосибирской области: Ахтуба, Бердь, Каракан, Иня, Ока. (Ахтуба левый приток Волги – Волгоградская область, Ока – Тульская область, приток Волги.)
Исключите два лекарственных растения, которые не растут в Новосибирской области: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник. (Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи.)
Ведущий: вопросы–загадки :
Когда температура тела у воробья выше – зимой или летом? (Одинакова.)
Когда птица поёт громче: в полёте или сидя на ветке? (В полёте, т. к. при каждом взмахе крыльев растягиваются воздушные мешки, и воздух более сильной струёй поступает затем в голосовой аппарат птицы.)
Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы.)
У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, осина, рябина.)
Какие птицы прилетают к нам первыми после зимы? (Грачи.)
Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Лилия, Василек, Ива-да-Марья.)
Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью? (Колокольчик.)
Посреди двора золотая голова. (Подсолнух.)
Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно)
Какая рыба носит имя человека? (Карп.)
Ведущий: С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…
- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний.
«Поясок – элемент народного костюма»
Команде раздают пять ленточек.
Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры: Один человек держит за края вместе 5 ленточек, остальные 5 человек держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.
Ведущий:
- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Задание 5 состоит из двух маленьких заданий:
Первое – это…
- Предлагаем командам-участницам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, поговорку из отдельных слов.
В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду.
Всяк правды ищет, да не всяк ее творит.
Горбатого могила исправит, а упрямого — дубина.
Семеро одного обедать не ждут, а смелый и один ест.
Дело мастера боится, а иной мастер — дела.
Живем, хлеб жуем, а иногда и подсаливаем.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
Ласковый теленок двух маток сосет, а бодливому и одна не дается.
Утро вечера мудренее — трава соломы зеленее.
Чем черт не шутит, пока бог спит.
Что было, то прошло; что будет, то придет.
Бог не без милости, казак не без счастья.
Заварил кашу — не жалей масла.
Прошел огонь, воду и медные трубы, да попал к черту в зубы.
Второе – это…
«Скажи иначе пословицу»
Известно, что в языках многих народов немало пословиц и поговорок, сходных по смыслу, так как мудрость не знает границ. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.
1. Булочника на хлебе не проведёшь (Испанская пословица).
Старого воробья на мякине не проведёшь.
2. Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре (Немецкая пословица).
Ищи ветра в поле.
3. У кого болтливый рот, у того тело в синяках (Английская пословица).
Язык – мой враг.
4. Ошпаренный петух от дождя убегает (Французская пословица).
Кто обжёгся на молоке, дует на воду.
5. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.
(Вьетнамская пословица).
Тише едешь – дальше будешь
6. Прежде чем сказать, поверни язык семь раз (Вьетнамская пословица).
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
7. Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан).
Шило в мешке не утаишь.
8. Маленький горшок хорошо нагревается (Англия).
Мал золотник, да дорог.
9. Всё хорошо в своё время (Англия).
Готовь сани летом, а телегу зимой.
10. Сын леопарда тоже леопард (Африка).
Яблоко от яблони недалеко падает.
11. Куда лопата ведёт, туда и вода течёт (Тибет).
Куда иголка, туда и нитка.
13. После обеда приходится платить (Англия).
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Ведущий: Задание 6: «Цветы толерантности»
- Вспомним понятие слова – толерантность. Толерантность – это терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности. Сейчас мы попытаемся с вами сделать цветы толерантности. На лепестках цветка написать основные черты толерантной личности. Например:
- терпение;
- умение владеть собой;
- доверие;
- чуткость;
- способность к сопереживанию;
- снисходительность;
- расположение к другим людям;
- чувство юмора;
- терпимость к различиям;
- доброжелательность;
- гуманизм;
- умение слушать;
- несклонность осуждать других.
Конкурс «Пантомима».
Мимикой и жестами нужно передать содержание басен И. Крылова «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей».
Конкурс капитанов
Кто лучше произнесет скороговорку: «Сшит колпак не поколпаковски, надо колпак переколпаковать и выколпаковать».
Ведущий: Задание 7.
Песня душа народа. Много песен сложено о великой России, её красотах…
- Предлагаю песенный блиц-турнир. Каждая команда должна пропеть несколько строк из полюбившихся песен о России.
Итог деловой игры.
- Вот и подходит наша деловая игра «Воспитать патриота России…» к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
- Родить патриота нельзя, его можно воспитать.
- Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».