Светлана Севальнева
Конспект целевой прогулки для старших дошкольников «Такие разные деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
Целевой прогулки для детей старшего дошкольного возраста
Тема. «Такие разные деревья»
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о деревьях, их строении: ствол, корни, ветви и кора; закрепить умение определять деревья в безлистный период. Учить детей определять возраст деревьев по характерным особенностям: толщине ствола, коре, выступающем над поверхностью почвы корням, годичным кольцам. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
ХОД.
Дети с воспитателем приходят на площадку и замечают сидящего на пеньке Флорика (игрушка). Воспитатель здоровается с ним и спрашивает почему он плачет.
ФЛОРИК: Ребята, мне моя знакомая белочка загадала загадку, а я ее никак не могу разгадать. Вы мне поможете?
Весной веселит,
Летом холодит.
Осенью питает,
Зимой согревает (Дерево.)
Ребята, а у вас на участке есть деревья? Как они называются? По каким признакам вы это определили?
При затруднении детей при ответе на последний вопрос Флорик напоминает, что в холодный период года, когда уже нет листьев, деревья можно определить по цвету коры, расположению ветвей, плодам, цвету, размеру и расположению почек.
ФЛОРИК: Ребята, посмотрите на это дерево. Какие у него крупные, клейкие почки. Вы правильно догадались - это каштан. Сейчас на улице зима и в почках, как в домиках спрятались нежные зеленые листочки. Ведь, вы, на зиму тоже одеваетесь в шубку, валенки, теплые шапки. Вот, и листочки, спрятались, как бы оделись в теплые вещи - чешуйки, чтобы не замерзнуть до весны.
-Ребята, а этот каштан старое или молодое дерево?
-А у вас на площадке растут старые деревья?
Дети на схеме экологической тропы показывают расположение старых деревьев. Флорик предлагает пройти к этим деревьям в гости. Флорик с детьми подходит к тополям.
ФЛОРИК: Ребята, обратите внимание на почки этого дерева, потрогайте их. Они светло-коричневого цвета, с острым кончиком, клейкие, и мы с уверенностью можем сказать, что это дерево называется тополь. Давайте возьмём одну почку - это дереву сильно не повредит - и разотрем ее между пальчиками. Почувствуйте, какой приятный аромат.
Ребята, а как вы определили, что это дерево старое? Почему вы меня к нему привели? (Ответы детей). Давайте погладим кору дерева, ему будет приятно. Скажите, какая на ощупь кора у дерева? (Шершавая, холодная, твердая).
Кора - это кожа дерева, а это значит что ему бывает больно, если по стволу режут ножом или бросают какой-нибудь острый предмет. С возрастом у дерева появляются трещинки и бороздки. На этом тополе очень много «морщинок», шершавая кора покрытая мхом. У этого дерева густые, развесистые ветки. Корни дерева видны даже на поверхности - они очень толстые. Корни дерева не только впитывают влагу и питательные вещества из почвы, но и прочно удерживают дерево в земле. Корни проникают глубоко в почву, на длину равную длине ствола. А ещё, если дерево спилено, возраст дерева можно определить по количеству годичных колец. Сколько колец столько и лет дереву.
Флорик предлагает детям посчитать на пеньке возраст старого спиленного дерева по годичным кольцам.
ФЛОРИК: Ребята, у дерева есть не только ствол, но и ветви. Они растут в ширину кольцами, а в длину только кончиками веток. Ребята, давайте представим, что мы - деревья и поиграем в игру - «Если бы я был деревом».
Если бы я был дерево,
Мои ноги бы росли и росли
Все глубже и глубже в землю.
Эти длинные, длинные ноги
Были бы так хороши,
Они держали бы меня на месте,
Когда дует ветер.
Они росли бы все глубже и глубже,
И искали бы мне воду, чтобы пить.
Но самое лучшее - мне не
нужны были бы ботинки.
Потому, что мои новые ноги
Назывались бы. (корни). Детям предлагается широко расставить ноги и представить себе, что ноги - это корни они врастают в землю и становятся все длиннее и длиннее, что им хочется пить, и они чувствуют, как вода поступает через ноги - корни. Детям предлагается выполнить движение - покачивание из стороны в сторону, не отрывая ног от земли.
Если бы я был деревом,
Моя кожа стала бы жесткой и. и твердой.
И даже стала бы шершавой.
Она была бы вся в буграх и бороздах.
Я даже чувствую, как она морщится.
Но это моя новая кожа защитила бы меня от ран, потому, что она называлась бы. (кора) Детям предлагается встать неподвижно, вытянутся представить себе, что кожа превращается в кору, становится твердой и морщинистой (наморщится)
Если бы я был деревом
Мои руки тянулись бы и тянулись к солнцу.
У меня росли бы новые руки,
Одна за другой,
Сперва одна, потом еще и еще.
Как это здорово - так далеко и высоко потянутся.
Как это здорово - быть приютом для птиц,
Чтобы они могли отдохнуть на моих ветвях.
А если мне повезет, они совью на мне гнездо,
На моих красивых и длинных руках,
Потому что эти новые руки назывались бы. (ветви) Детям предлагается представить, что их руки - это ветви и потянуться высоко вверх, к солнышку. Дети двигаю руками, представляя, что у них растут новые ветви.
Если бы я был деревом
Мои руки покрылись бы почками.
Каждую весну мои почки раскрывались бы и становились бы нежными и зелеными.
В летний зной они давали бы прохладу и тень.
А осенью, когда похолодает
Они стали бы красными и золотыми,
А потом падали бы, танцуя на ветру.
Потому, что это были бы. (листья). Детям предлагается сжать кулачки, а потом медленно их разжимать, представляя, что это почки, раскрывающиеся весной. Дети разводят руки в стороны, растопырив пальцы, чтобы показать, как листья тянутся к солнцу. Затем медленно опускают руки, шевеля пальцами, изображая падающие листья.
Как это было бы здорово, если бы я мог быть деревом!
ФЛОРИК: Ребята, вам понравилась игра? А, вы, знаете, что на земле есть деревья долгожители. Так липы растут более 150 лет, а осины около -100 лет. А, чтобы деревья выросли такими большими, молоденькие деревца - саженцы - выращивают в «детском саду для деревьев» называются они питомники.
Флорик предлагает детям найти на схеме экологической тропы обозначения молодых деревьев и пройти к ним в гости.
ФЛОРИК: Ребята, посмотрите на это дерево. У него коричневая с красным отливом, гладкая кора. А почки у этого дерева на кончиках пушистые, и похожи на заячьи хвостики. Их очень легко запомнить, и по ним вы легко узнаете рябину.
Наша рябинка совсем еще молоденькое деревце, тоненькое, не окрепшее дерево. Это деревце протягивает вам ветку, как протягивают руку дружбы. И, чтобы эта рябинка жила долго, нужно заботится о ней круглый год. Ребята, берегите деревце - вам с ним расти!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте поблагодарим Флорика за такой интересный рассказ. И пригласим его в гости в наш детский сад.