Ольга Ивлиева
Конспект занятия «Блокадный Хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах. Задачи: создать условия для формирования представления о Блокаде Ленинграда развивать желание обогащать свою жизнь новыми знаниями; расширить социальный опыт учащихся воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны; воспитывать чувство патриотизма, долга, чувство сострадания и гордости за людей, переживших блокаду и несломленных обстоятельствами. Ход мероприятия Воспитатель: (слайд 1) Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше мероприятие. (слайд 2)Сколько лет прошло с тех пор? (76 лет) 76 лет отделяет нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны. Была война, прошла война, Над полем боя тишина. Но по стране, по тишине, Идут легенды о войне. (слайд № 3 - звучит голос Левитана о начале войны, затем песня “Священная война”) Воспитатель: Итак, 22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в ходе молниеносной войны захватить половину нашей страны. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года. (Военная хроника видеофильм «Неизвестная война». Часть I. Блокада Ленинграда, 11:15-13.39). Воспитатель: читает стихотворение. (Слайд №4- плакат времен войны «Родина-мать зовет!») И днем и ночью шла бомбежка, И днем и ночью шел обстрел. На клумбах - не цветы, росла картошка: Защитник есть хотел. Воспитатель: - Ребята, мы с вами много говорили о войне. А кто из вас знает что такое блокада? (ответы детей) (Ученик читает ответ в словаре Ожегова.
Публикация «Конспект занятия „Блокадный Хлеб“» размещена в разделах
Блокада-это окружение города, крепости, армии и т. п. войсками противника с целью не дать возможности оказать поиощь окруженным и тем самым принудить их к сдаче или прекращению военных действий. (слайд № 5 – карта Блокадного Ленинграда) Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. И не на один день, не на один месяц, и даже не на один год. (Тихо звучит «Эпизод нашествия» Д. Шостаковича.) Воспитатель: В сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения. (слайд № 6 –люди в Ленинграде) Читает ученик. Предполагавший город взять с разбега. Казалось бы, испытанных стратегов Призвал на помощь враг: Мороз и Мрак. И те пришли, готовые к победам, А третий, Голод, шел за ними следом. (слайд № 7- голод в Ленинграде) В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. (слайд № 8- решение задач) Норма хлеба была низкой и ничтожно малой: рабочие получали лишь по 41кг =? г, а служащие, иждивенцы и дети - по 81 кг =? г. Сосчитайте, сколько получится? (125 граммов, 250 граммов) Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины (остатки колосьев, стеблей и другие отходы при молотьбе, отрубей (остатки от оболочки зерна получающиеся после размола, целлюлозы (вещество из древесины). В настоящее время целлюлозу используют при изготовлении бумаги, кинопленки, искусственного шелка, взрывчатых веществ. Это было единственное питание ленинградцев. (Дети взвешивают хлеб на весах). Воспитатель: - Вы знаете, как ели блокадный хлеб? - Я раньше тоже не знала. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно
хотите поцеловать их. Чтобы ни одна крошечка не пропала, ни одна. И помните об этом всегда, в школьной столовой за обедом, дома за ужином и даже в гостях на празднике. Воспитатель: (Слайд 9-блокадный хлеб Карпушиных). 30 лет хранился кусок блокадного хлеба в семье Карпушиных. Надкусив свою последнюю норму хлеба, на руках у матери умирает младшая дочь. Несмотря ни на что, мать сохранила этот кусок в память о страшных днях блокады. Через 30 лет ее внучка передала его в музей училища, где сама обучалась. (Слайд 10 – хлебная карточка). Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу. Воспоминания школьниц (рассказывают ученики). «Помню, в булочной мне сделалось плохо, и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул». «А мне запомнилось, как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся па ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба -по пять - десять граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы думали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нее». (Слайд 11-люди умирали от голода) Воспитатель: В Ленинграде жила девочка, ее звали Таня…Таня Савичева. В Ленинградском музее сохранился ее дневник. (Слайд 12 –дневник Тани Савичевой) 900 дней в условиях вражеской блокады находился город. Сколько это примерно месяцев и лет? (примерно 30 месяцев, 2,5 года. - Если быть точнее - 871 день). Немцы даже представить не могли, сколько у ленинградцев силы, мужества и стойкости. Однажды стала выходить из строя одна из печей. Чтоб устранить неисправность, нужно было остановить печь. Но главный механик Лабода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный вовремя хлеб. Он, облившись водой, залез в горячую печь. Воспитатель: - Вы знаете, ребята, какой великий подвиг совершили ленинградские школьники? (ответы детей) Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что дети учились. (Слайд 13 -дети учатся). Во время блокады дети Ленинграда росли, учились и работали под разрывы бомб и снарядов.
Из 408 школ в октябре 1941г. действовали 103. Занятия начались с 27 октября. Они проводились три раза в неделю по три урока в день. Дров было мало. В школах было холодно. Занимались в пальто и валенках. Чернила замерзали. При воздушной тревоге занятия прекращались, всех переводили в бомбоубежище. Чтобы поддержать силы детей, после уроков им давали по тарелке дрожжевого супа. Читает ученик. Дети и учителя умирали во время уроков. Девчонка руку протянула И головой – На край стола. Сначала думали – Уснула, А оказалось – Умерла. Никто Не обронил ни слова. Лишь хрипло, Сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова Занятья – после похорон. Ю. Воронов. (Слайд 14 - Уроки в бомбоубежище) Часто уроки проводились в бомбоубежищах при керосиновых лампах. Там было сыро и душно, поэтому занятия проводились по 20-25 минут. В июне 1942 года из 542 выпускников 10-х классов, 70 получили аттестаты с отличием с «золотой каемочкой». Многие дети из-за болезни, уходом за больными членами семьи, работой, плохо посещали школы. Ленинград был городом - фронтом, все дети вели себя как фронтовики. В школу ходили с противогазами. Навещали инвалидов, выступали с концертами перед фронтовиками, принимали участие в сборке урожая в совхозах. При этом для учителей и детей была предусмотрена оплата их труда. Как вы думаете какая? (Хлеб и продукты) (Слайд 15-дети у станков) Воспитатель: 900 дней голода, холода, горя. Наш город в снег До пояса закопан, И если с крыш На город посмотреть, То улицы Похожи на окопы, В которых побывать успела Смерть. Смерть стала хозяйкой в городе. Поджидала всюду. Воспитатель: Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С
Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. (Слайд 18 - Дорога жизни). Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, затем до прекращения навигации продукты грузили на баржи и водным путем доставляли до специально построенной железнодорожной ветки, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду. (Слайд 19 –конные подводы). На еще неокрепший лед выходили сначала конные подводы, а когда лед окончательно окреп, то грузовики, везшие муку. Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь. (Слайд 20 –тонущие на Ладоге машины) Часто лед трескался и машины тонули. Читает ученик. И было так: на всем ходу Машина задняя осела. Шофер вскочил, шофер на льду. Ну, так и есть, мотор заело. Ремонт на пять минут - пустяк. Поломка эта - не угроза, Да рук не разомкнуть никак: Их на руле свело морозом. Чуть разогнешь - опять сведет. Стоять? А хлеб? Других дождаться? А хлеб - две тонны? Он спасет Шестнадцать тысяч ленинградцев. Воспитатель: На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба. В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю ёлку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар. Можно было выскочить из машины! Но как же детишки? Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины. Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда. …Кроме хлеба есть было нечего. (Слайд 21-юлокадный хлеб). Однажды в Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, остановилось движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к толпе, она протянула кусок изуродованного хлеба.
Видимо кто-то слишком сытый, не переживший блокаду, бросил этот кусок хлеба. А потом у поэта Р. Рождественского родились эти строки: Читает ученик Кто осквернил? Кто позабыл? Блокады страшные года. Кто, бросив на дорогу хлеб, Забыл, как умирал сосед? Детей голодные глаза С застывшим ужасом, в слезах. А Пискаревку кто забыл? Там персональных нет могил. Там вечный молчаливый стон Терзает память тех времен. Им не достался тот кусок, Кусок, не подаривший жизнь. Лежащий здесь - у ваших ног. Кто бросил хлеб - тот отнял жизнь. Кто предал хлеб? Воспитатель раздает учащимся кусок черного хлеба - дневную норму ленинградца. (Слайд 22 – составляющие блокадного хлеба). Когда берешь в руки пахучий, прогретый жаром печи - кусок хлеба, нередко испытываешь какое-то затаенное, до конца неосознанное чувство благодарности хлебу. Он дешев и доступен для всех. Но заменить нам его ничто не может. Читает воспитатель. Прошу тебя: Не оброни, сынок, Когда лепешку ешь. Хоть крошку хлеба! Мы собирали Каждый колосок, Когда грозой войны Гремело небо. Тот хлеб спасал Москву и Ленинград, Жизнь продлевала Даже хлеба крошка. Но и сейчас Оплачена стократ Трудом нелегким Каждая лепешка. Не раз прощал Тебе я озорство. Я знаю: детство