Стеклянникова Мария Юрьевна
Конспект беседы в старшей группе «Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с лекарственными растениями нашего края.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о лекарственных травах; учить узнавать их на картинках по характерным признакам.
Развивающие: развивать психические процессы: мышление, память, воображение.
Публикация «Конспект беседы в старшей группе „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лекарственных и ядовитых трав, рассказ о вреде и пользе растений, чтение стихотворений.
Оборудование: картинки с изображением лекарственных трав, гербарий из лекарственных трав.
Ход беседы:
Воспитатель раскладывает картинки с изображением леса.
Воспитатель: - Лес всегда прекрасен и молод! Всегда был и будет другом человека. Когда выйдешь в лес в любое время года, хочется молчать и слушать тишину, пение птиц. Прогулка по лесу – это источник радости и здоровья. Когда вы заболеете, мама лечит вас микстурой и травами из лекарственных трав. Эти травы называют зеленой аптекой. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Воспитатель: - Потому, что они помогают нам избавиться от болезней. Растительной аптекой пользуются и животные. А теперь давайте с вами познакомимся с некоторыми лекарственными травами. Сначала отгадайте такую загадку:
Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит.
Что же это за трава такая, кусачая? (Крапива)
Воспитатель показывает картинку с изображением крапивы.
Воспитатель: Крапива – растение, богатое витаминами. Полезны и вкусны зеленые щи с крапивой, салаты из листьев. Листья крапивы перестают быть жгучими, если их облить горячей водой. Крапива является также очень ценным кормом для домашних животных ( например: курам, гусям, уткам). Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни.
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
Остался стебелек. (Одуванчик)
Воспитатель показывает картинку с изображением одуванчика.
Воспитатель: Одуванчик не только красивое, но и полезное растение. У одуванчика используют листья и корень. Они содержат много витаминов, которые улучшают аппетит, лечат ожоги. Если попробовать одуванчик на вкус – он горький, но это не вредно. Из цветов одуванчика варят варенье или иначе «майский мед».
Воспитатель: - Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок,
Словно снег у них реснички и как солнышко глазок. (Ромашки)
Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки.
Воспитатель: - Давным-давно ромашка приехала к нам из Америки. Раньше она была простым сорняком. Чем же она полезна?
Если случится вам простудиться,
Появиться кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
У ромашки используют цветы. Это хорошее лекарственное растение от простуды. Применяется для полоскания горла. Ее рекомендуют при глазных заболеваниях, головной боли. Отвар ромашки используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли.
Воспитатель: - Ребята, давайте немного с вами отдохнем.
Физкультминутка «Одуванчик»
Дождик поливает, солнце пригревает, на полянке растут одуванчики. (дети встают)
Вдруг налетел ветер, стал дуть на одуванчики. (дети раскачиваются с поднятыми руками вверх)
Ветер подул еще сильнее. (дети разбегаются, бегают на носочках)
Вдруг с головок одуванчиков полетели белые, легкие парашютики. (дети приседают)
Там, где упали парашютики снова будут расти одуванчики. (дети встают)
Воспитатель: Тонкий стебель у дорожки,
На конце его середки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
Воспитатель показывает картинку с изображением подорожника.
Воспитатель: - Подорожник умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое – укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет.
Ребята вспоминают и рассказывают случаи из своей жизни, когда им на помощь приходили листья подорожника.
Воспитатель: Где – то в чаще дремучей есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник)
Воспитатель показывает картинку с изображением шиповника.
Воспитатель: - Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
Лето пройдёт, цветы отцветут, растения завянут, а мы болеем – то осенью, то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения. Только собирать их надо правильно.
Воспитатель: - Ребята, что нужно сделать, чтобы растение сохранилось до весны? (срезать, высушить, сложить в мешочки)
Воспитатель: - А как хранят лекарственные растения? (в брикетах, пакетах, коробочках)
Воспитатель: - Правильно, лекарственные растения сушат, упаковывают в пакеты, коробочки, прессуют в брикеты. Дома их нужно хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей.
Воспитатель: - А что можно приготовить из сухих растений? (настои, отвары)
Воспитатель: - А где нельзя собирать растения? (Нельзя собирать около дорог, заводов и других промышленных предприятий, в черте города).
Воспитатель: - А почему, знаете? (Нет)
Воспитатель: - Тогда я вам расскажу: потому что растения, как и мы с вами дышат и впитывают в себя то, что есть в воздухе: ядовитые отходы с заводов, выхлопные газы автомобилей. Когда растения подышат таким воздухом. Они становятся не лечебными, а опасными для здоровья человека. Запомнили?
Рефлексия
Воспитатель: - О чем мы с вами сегодня говорили?
- Какие растения называются лекарственными?
- Какие к ним относятся?