Мария Виноградова
Конспект беседы для детей подготовительной группы на тему «Кукольный театр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение знаний детей о кукольном театре через беседу и просмотр презентации.
Задачи:
Обучающие: активизировать познавательный интерес детей к театрализо-ванной деятельности, сценическому творчеству. Познакомить детей с разными видами кукол. Научить бережному отношению к театральным куклам.
Темочки:
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Развивающее: развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образов, отчетливое произношение, внимание, память, воображение, коммуникативные качества, раскрыть творческий потенциал детей.
Воспитательные: Воспитывать интерес к театральной деятельности, умение взаимодействовать в коллективе, вызвать положительный эмоциональный интерес к театральному творчеству.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация, образцы кукол.
Ход занятия:
Этап I. Организационно-мотивационный момент
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам совершить путешествие в удивитель-ную, необычную страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?
Дети: Театр!
Воспитатель: Но для того, чтобы попасть в театральную страну нужно произнести волшебные слова. Вы готовы? (звучит волшебная музыка)
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем,
О котором не забудем.
Этап II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое театр? (ответы детей) А какие бывают театры?
Дети: Кукольный, драматический, театр оперы и балета.
Воспитатель: Правильно. Театры бывают разные (показ картинок).
В драматическом театре показывают спектакли веселые и грустные. В театре оперы и балета в балетных постановках танцоры под музыку рассказывают истории при помощи красивых движений, т. е. языком танца. В опере актеры не разговаривают на сцене, а обо всем поют. В театре юного зрителя проходят постановки для детей. Загримированные актеры на сцене исполняют роли персонажей в сказках или различных историях. В кукольном театре - кукловоды управляют куклами и озвучивают их своими голосами.
Воспитатель: Ребята, скажите, без кого в театре не будет спектакля?
Дети: Без актеров.
Воспитатель: Кто помогает актерам перевоплощаться в разных героев?
Дети: гримеры, костюмеры.
Интерактивная игра «Кому что надо для работы»
(На экране картинки с изображением атрибутов. Дети должны подобрать их к профессиям и объяснить, почему они так сделали)
Воспитатель: Ребята, какие виды кукольного театра вы знаете? Давайте посмотрим, какие виды театральных кукол существуют :
Пальчиковые. Почему они так называются? (Дети отвечают). Эти куклы делаются очень просто. Такие куколки вполне подойдут для домашнего представления. Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку. На руку надеваем обычную перчатку или конус из лоскутка ткани.
Перчаточные. Почему они так называются? (Дети отвечают) (одеваются на руку актера как перчатка). Перчаточных кукол независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа стал знаменитый Петрушка.
Тростевые. Почему они так называются? (Дети отвечают). Туловище актер держит в одной руке, а другой управляет специальными проволочными тростями, прикрепленными к кистям рук куклы. Тростевая кукла крупнее перчаточной. Работать с ней, гораздо, сложнее.
Марионетки – куклы на ниточках. Кукла – марионетка должна быть очень подвижной в суставах, тогда ее можно заставит делать разнообразные движения – ходить, приседать, танцевать, исполнять цирковые номера. Вага – это крестовина, к которой на нитях крепятся куклы.
Теневые куклы. Как вы думаете, почему они так называются? (Дети отвечают; создается впечатление, что двигаются только тени). Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока – Корея, Китай, Япония, Индонезия, индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Силуэты кукол делаются из картона. А еще нужен плоский экран и освещение. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю отдохнуть.
o Летом гуляет, а зимой отдыхает. (Медведь).
o Шерстка мягонька, да коготок остер. (Кошка).
o На сене лежит, сама не ест и другим не дает. (Собака)
o Зимой беленький, а летом серенький. (Заяц).
o Под полом, полом шевелит хвостом,
В щели глядится, вылезти боится. (Мышка).
o Рыжая плутовка, рыжая головка. (Лиса).
o Кто испек колобок? (Бабка).
o Как звали девочку в сказке «Три Медведя»? (Машенька)
o Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь я предлагаю познакомиться с на-шими куклами. Как же они двигаются?
Существует три основных типа движений в театре перчаточной куклы : движения, создаваемые пальцами, движения, создаваемые запястьем и всей рукой. Движения пальцев внутри куклы соответствуют движениям головы и рук человека, движения запястья – сгибанию в талии, движения всей руки – движению ног. Пластика перчаточной куклы состоит из этих основных движений. (отработка движений)
Для упражнений с верховыми куклами нужна ширма. Самая простая ширма: к двум стульям привязываются вертикальные рейки, высота которых соответствует росту актёра. Третью рейку укрепляют горизонтально, поперёк двух других, образуя верхнюю часть ширмы (эта часть ширмы называется «грядка»). На грядке укрепляется ткань, закрывающая актёров - «фартук».
Обычно верховых кукол показывают из-за ширмы на 2/3 их роста (как бы до колена). Рука должна быть мягкой, расслабленной, тогда она долго не будет уставать.
Чем дальше кукла от грядки, тем меньше она видна зрителям, поэтому для выхода на ширму её поднимают не у грядки, а в глубине, на заднем плане, и затем подводят вперёд к грядке. Точно так же, чтобы увести куклу со сцены, её надо отвести на задний план и там опустить.
Если на сцене одновременно две или несколько кукол, то движется только та из них, которая разговаривает в данный момент, остальные стоят неподвижно и смотрят на говорящую куклу.
Этап III. Практическая часть. Дети разыгрывают знакомые сценки.
Этап IV. Рефлексия
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в мир театра. Вам оно понравилось? Но нам пора возвращаться обратно в наш детский сад.
Произносим волшебные слова.
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернемся
Мир волшебный не забудем.
Воспитатель: Вот мы и вернулись обратно в наш детский сад. Много интересного мы сегодня с вами узнали, прошли уроки актерского мастерства. С какими видами театра познакомились? Что для вас было новым? Вам понравилось?