Гайворонская Светлана
Конспект занятия в подготовительной группе «Березовая роща»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе «Березовая роща»
Образовательная область: познавательная
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно- эстетическое, речевое, музыкальное
Формы занятия (НОД) : словесная,наглядная, игровая
Возраст детей: подготовительная группа
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Березовая роща“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи: Познакомить детей с понятием «березовая роща»; расширить и уточнить представление о русской березе, об ее удивительных особенностях, полезных свойствах. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: ноутбук, экран, проектор, видеофильм, видео физкультминутки, бумажный самолетик, музыка «Во поле береза стояла».
Предварительная работа: рассматривание коры березы, беседа о березе.
Словарь: береста, чечевички, бетулин.
Ход занятия:
(В группу залетает бумажный самолетик)
Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
От кого пришло письмо
Ведь вам хочется узнать?
Тогда надо постараться
И загадку отгадать
Загадка
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Зовусь я дедом Спиридоном,
Я не волшебник, я… (лесник).
Восп-ль: Молодцы, дети! Правильно отгадали загадку. Письмо пришло от лесничего дедушки Спиридона. Вот что он пишет:» Дорогие ребята! Приглашаю вас на прогулку, где растет много деревьев необычных, а как ониназываются, я забыл. Помню только загадку об этом дереве. Может, вы поможете отгадать загадку и тогда вы точно попадете ко мне в гости.
Белый черный шит сарафан на ней,
Ветер к ней спешит, чешет кудри ей.
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается. (береза)
Восп-ль:
Теперь мы не заблудимся и попадем к дедушке Спиридону.
Ну, что, дети, принимаем приглашение?Отправляемся на прогулку к березкам. Дети, а как вы думаете, как называется место, где растет много березок? (березовая роща)
(Показ видео «Березовая роща»)
2. Беседа о русской березе.
- Наши далекие предки к лесу относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, леса и облака – живая, что она может предупреждать или грозить, пугать или поощрять! Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце. Природа нашего края скромна: у нас нет пальм, экзотических деревьев с крикливыми попугаями. Какое дерево является символом России (Береза)
Деревьев разных не сочтешь –
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей.
Ребенок:
Люблю березкурусскую
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную.
То ясную, кипучую.
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
и гнется, но не ломится!
- Действительно, жизнь и судьба русского человека связана с красавицей березкой. Рядом с домом, или у дороги, или в поле – где только не растет красавица береза! Береза – дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого дерева не встретишь. У нее единственной в мире белая кора.
Древние славяне считали березу священнымдеревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. В христианские времена береза была связана с весенними церковными праздниками. С приходом теплых дней в воскресенье праздновалась Троица.
Накануне праздника в лесу собирали зеленые березовые ветки, траву, чтобы на Троицу,в воскресенье, дом и церковь ими украсить. Березовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой. Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение – пироги да ватрушки и шли в лес, где находили нарядную березку, завязывали на ее ветвях ленты, кланялись ей и просили выполнить их желания.
- Береза не только участвовала в праздниках. С ней крестьяне- земледельцы связывали немало примет.
1. Реб. Лопаются сережки у березки- время сеять хлеб.
2. Реб. Овес сей, когда береза распускается.
3. Реб. Весной березовый сок не вкусен- хлеб уродится на славу.
4. Реб. Из березы течет много сока- к дождливому лету.
Восп-ль: Дети, я вам уже говорила, что береза- необыкновенное дерево, у нее две коры. Верхний слой- белый, а нижний- черный и корявый. Верхний слой называется береста.
Восп-ль: Сейчас нам Кирилл сделает небольшое сообщение о березе.
- Береста защищает дерево от воды и вредных веществ. Почему береза имеет белую кору? В коре березы есть особое вещество - бетулин. Бетулин окрашивает кору в белый цвет: у нее единственной в мире белая кора. Но в белой коре – бересте
есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали на коре она заменяла бумагу. Плели лапти. В годы войны пекли из коры хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, шкатулки. (показ видео изделий из бересты)
Физкультминутка:»Повторялки».
Восп-ль: Из чего делают мастера изделия? (бересты)
Мастера идут в лес для заготовки бересты, но вреда дереву не наносят, т. к. у березы два слоя коры. Они аккуратно надрезают верхний слой и снимают. Постепенно надрез окрашивается бетулином и береза становится прежней. Есть еще одно достоинство у березы : ранней весной с нее собирают сок, который очень полезный, в нем много витаминов.
Ответьте на вопросы:
- На каком дереве две коры вместо одной? (на березе). Как называется кора березы? (береста) Сверху кора какая? (белая, тонкая). Снизу? (черная да корявая). Черные полоски на белой коре нужны дереву для чего? (чтобы дерево могло через них дышать.)
Какой гриб растет под березой? (подберезовик.)
- Что раньше народные умельцы изготавливали из бересты? (короба, кузовки, лодки, обувь)
- Почему кору березы очень любят ученые-историки? (из-за бересты. В древние времена, когда пергамент стоил дорого, писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, причитав которые, ученые-историки смогли много узнать о жизни наших предков.)
- Какое дерево весной может утолить жажду? (Береза)
-Чем полезен березовый сок? (утоляет жажду, много витаминов).
Восп-ль: Дети, не просто так нас в гости пригласил дедушка Спиридон. Чем мы помогли дедушке (помогли вспомнить, как называется дерево береза и березовая роща). Посмотрите, сколько нового мы узнали о березе. А какой бы вы хотели сделать подарок дедушке (не ломать веточки, ухаживать за деревьями, любоваться красотой русской березки, нарисовать картину).
Рисование «Березовая роща».
(На полу длинный лист бумаги, посередине голубая полоса, дети присаживаются с двух сторон и рисуют березы на переднем и заднем плане).
Итог занятия.
Восп-ль:
Вам понравилась картина? Что интересного вам запомнилось на занятии? Что вы узнали нового о березе? И дедушка Спиридон остался доволентем, что вы пришли к нему в гости и помогли вспомнить, как называется то место, где растет много берез.
МКДОУ «Новониколаевский детский сад №1»
Конспект занятия
в подготовительной группе
Тема:» Березовая роща»
Выполнила: Гайворонская Светлана Владимировна
воспитатель первой квалификационной категории
р. п. Новониколаевский 2018