Усманова
Проектная деятельность по художественному дизайну для детей 5–7 лет «Бал цветов»
▼ Скачать + Заказать документы
Старший воспитатель Усманова Фания Габдулхаковна
Ульяновский район, р. п. Ишеевка, ул. Новокомбинатовская, 13
МДОУ Ишеевский детский сад «Ромашка»
e-mail. douberezka13@mail.ru
Группа детей старшего дошкольного возраста после беседы с воспитателем предлагает создать цветочные костюмы для себя, чтобы пойти на Бал цветов, посвященный «74 — летию Победы» (записано из материалов видеосъемки).
ПЛАН - КОНСПЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ДИЗАЙНУ
Публикация «Проектная деятельность по художественному дизайну для детей 5–7 лет „Бал цветов“» размещена в разделах
«БАЛ ЦВЕТОВ»
Цель проекта :
Методическое обоснование и внедрение в практику образовательной системы приемы использования старшими дошкольниками элементов художественного дизайна в процессе проектной деятельности по созданию тематического костюма.
Задачи проекта :
1. Формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений детьми старшего дошкольного возраста.
2. Развитие созидательных возможностей и художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обучение детей элементам художественного дизайна, пользуясь эскизами, схемами.
4. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами, инструментами и техниками.
5. Расширение кругозора детей и желания участвовать в демонстрации моделей.
Работа с детьми:
1. Ознакомление с живыми цветами, видом и названиями: садовыми, луговыми, полевыми, комнатными
2. Рассматривание искусственных цветов, картин, иллюстраций, открыток с изображением цветов.
3. Рисование цветов, аппликация, конструирование цветочных поделок из разных материалов на тему «Волшебный цветок»
4. Экскурсии в цветочный магазин, дом моды, салон модной одежды и др.
5. Дидактические игры «Собери цветок», «Собери букет в вазу», «К какой группе относится», «Подбери фон цветку», «Одень куклу» и т. д.
6. Выставка композиций из живых цветов «Мой любимый цветок»
7. Конкурс детских рисунков и поделок из разных материалов «Город цветов»
8. Демонстрация костюмов – день моды. Конкурс красавиц (телевизионный видеоролик)
9. Просмотр видеоролика «Бал цветов» (лето 2014 г.)
10. Сюжетно – ролевая игра «Магазин цветов»
11. Психогимнастика «Цветы».
12. Рассматривание журналов и альбомов «Мода»
13. Сюжетно – ролевая игра «Ателье»
14. Изготовление эскизов костюмов цветов с детьми
15. Создание костюмов цветов по эскизам для плоскостных кукол из разных материалов
16. Создание костюмов цветов по эскизам для кукол из разных материалов
17. Чтение и заучивание стихов, песен, пословиц, загадок о цветах, составление рассказов, пользуясь схемами
18. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Город цветов»
19. Создание костюмов цветов по эскизам детей с использованием разных материалов (бумага гофрированная, тесемка, лента, липучка, скотч, дырокол, изолента, шнурки и др.)
20. Демонстрация костюмов из цветочной коллекции на Балу
21. Изготовление схем с детьми для рассказывания стихов и сопровождения показа моделей
22. Выпуск детской газеты «Юный дизайнер»
Работа с педагогами:
1. Консультация «Детский дизайн – перспективное направление художественного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
2. Семинар — практикум «Ознакомление с техникой дизайна»
3. Анкетирование педагогов «Что проектируют наши дети?»
4. Оформление художественно – эстетических центров «Дизайн студия» в группах
5. Мастер — класс ««Моделирование, проектирование и исполнение костюма для кукол»
6. Мастер – класс «Изготовление театральных вееров» для танца
Формы работы с родителями:
1. Консультация «Дизайн – это интересно!»
2. Видео- ролики «Творческая мастерская», «Наши руки не для скуки»
3. Презентация детской газеты «Юный дизайнер»
4. Конкурсы детско – родительского творчества «Золотая осень», «День защитника Отечества», «Все для милой мамочки», «Весна. День Победы»
5. Творческая выставка родительско– детских работ «Мастерская Деда Мороза и Снегурочки»
6. Экспресс – опрос для родителей «Что вы знаете о детском дизайне?».
Методические приё мы: Моделирование, конструирование, объяснение, беседа, вопросы, рассматривание, игровые упражнения, дидактические игры, образец сопровождения дефиле.
Словарная работа: дизайнер, модель, показ, демонстрация, наряды, коллекция, эскизы, лекала, детали, украшения, аксессуары
Материалы для проекта
*живые цветы в вазах
*выставка осеннего, зимнего, весеннего номера детских газет «Юный дизайнер»
*иллюстрации с изображением цветов, фотографии цветов, детские рисунки с цветами
*эскизы цветочных нарядов для кукол
*выставка кукол в цветочных нарядах
*стихи, пословицы о цветах, поздравительные открытки с цветами.
*опорные схемы-картинки для рассказывания стихов и ведения демонстрации моделей.
*ткань, упаковочная, гофрированная бумага, тесемки, банты, ленточки, липучки, ножницы, клей, салфетки, лекала, шаблоны и др.
Оформление зала: яркое и красочное оформление зала живыми цветами, шарами, куклами в разных костюмах, изготовленных самими детьми;
на столах схемы, эскизы, разные материалы для проектной деятельности по созданию цветочных костюмов детьми;
У центральной стены – манекены — вешалки для костюмов, изготовленных детьми
Действующие лица:
Главный дизайнер, Фея цветов – воспитатели
Юные дизайнеры - дети 5-7 лет, в том числе, участники кружковой деятельности «Разноцветная палитра» по программе «Одаренный ребенок»
Юные модели - дети 5-7 лет, в том числе, участники школы танцев «Подсолнушки» по программе «Одаренный ребенок»
Ход ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ДИЗАЙНУ
«БАЛ ЦВЕТОВ» (40-45 мин.)
1. Вступительная беседа педагога с детьми (2 мин.)
(Педагог с детьми входят в музыкальный зал. Дети восхищаются красочным оформлением зала.)
Педагог: Дети, с какой целью мы с вами пожаловали в этот красивый зал?
Арина: Мы вчера получили приглашение от Феи на Бал Цветов, который будет проходить сегодня в этом зале, посвященный 70 – летию Победы. Здесь будет показ цветочных нарядов.
(Голос Феи Цветов)
Фея Бала: Есть много праздников веселых на свете и у нас в стране:
Есть день учителя, шахтера, есть даже праздник – день Земли!
А почему бы не устроить нам новый праздник – день Цветов?
И посвятить его сегодня Дню Победы на Земле.
Цветам и взрослый, и ребенок любовь свою отдать готов.
С удовольствием хотим мы все цветы сюда позвать.
Пусть они прекрасным видом Землю будут украшать.
Полевые, луговые и садовые цветы. Приглашаем, приходите, не жалейте красоты!
2. Проблемная ситуация (2 мин.)
Педагог: Друзья мои! Вы хотите участвовать в показе цветочной коллекции или будете зрителями?
Арина: Хотелось бы участвовать в демонстрации нарядов на Балу. Но к сожалению, мы вчера не успели изготовить цветочные костюмы.
Педагог: Давайте подумаем, что делать? Что ты предлагаешь Егор?
Егор К. : Людмила Александровна! Я предлагаю по нашим готовым эскизам доделать костюмы цветов, которые начали вчера.
Стас: Мы сами сошьем. Мы ведь уже изготавливали цветочные костюмы для кукол. Смотрите, они получились очень красивые на куклах. (показывает на куклы)
Ксения: Ребята, только они будут по размеру для нас. (Да, конечно)
Педагог: Я понимаю, вы очень хотите участвовать на показе моделей. А вы справитесь? Ведь это очень сложная работа. (Мы постараемся, попробуем)
Ксения: Людмила Александровна! Можно я буду журналистом, а Дима – фотокорреспондентом. Нам для газеты «Юный дизайнер» нужна статья о нашем проекте «Бал цветов». Мы давно хотели задать несколько вопросов ребятам. Да, Дима? (Да)
Педагог: Ребята, вы согласны? (Да, конечно)
Мы рады, что Ксения и Дима напишут статью для нашей газеты «Юный дизайнер». Ксения, о чем ты хочешь спросить своих друзей?
3. Распределение обязанностей и план работы (2 мин.)
Ксения: Арина, скажи пожалуйста, с чего начнете свою работу?
Арина: Мы сначала подумаем, посоветуемся, кто будет моделью, а кто дизайнером.
(Дети советуются)
Ксения: Понятно. Итак, вы решили, кто же из вас будет дизайнером, а кто моделью? (Да, мы решили)
(Дети озвучивают свое решение)
Дима: Это очень хорошо! А дальше, Тимур, что будете делать?
Тимур: У нас уже есть эскизы цветочных костюмов. Есть много материала для их изготовления. Дальше мы из множества цветков выберем свои любимые цветы и к ним подберем эскизы и материалы. Создадим костюм и выступим на показе под музыку.
(Дети советуются, предлагают любимые цветы)
Ксения: Ребята, вы определились с кем в паре будете работать? (Да, мы определились)
(Дети озвучивают свой выбор)
Арина – модель розы, Камилла – дизайнер,
Кира – модель ромашки, Стас – дизайнер
Аделина – модель одуванчика, Тимур – дизайнер
Егор К. – модель колокольчика, Аня – дизайнер
Егор Б. – модель бальзамина, Влад – дизайнер
4. Художественное слово. Характеристика цветов (8 мин.)
(Демонстрация слайдов цветов на интерактивной доске)
Ксения: Замечательно. Давайте послушаем о ваших цветках. Начинай Арина.
Арина: Смотрите на меня! (показывает на видео)
У меня листья крупные, резкие. Не бываю я без острых шипов.
Поливайте меня почаще. Ведь я – царица всех цветов!
Бархатные лепесточки. Чудный запах – аромат.
Красная пышная юбочка - это праздничный наряд.
Боюсь сквозняка, и жары, и мороза! Узнали меня?. Кто я?.
Камилла: Ты садовая Роза! Тебя дарят на дни рождения, свадьбы. Все знают, что Роза – это праздничный цветок. А ты знаешь, кроме красной бывает чайная роза, белая роза, розовая роза. Даже песни есть про розы. (Да, знаю)
Педагог: Друзья мои! Хотите послушать? (Да, очень хотим)
(Звучат отрывки из песен в исполнении Ю. Шатунова «Белые розы»,
А. Добрынина «Розовые розы Светке Соколовой»)
Педагог: Спасибо, Арина и Камилла! Вы так интересно представили Розу. Давайте посмотрим на остальные цветы. Ксения, кого хотите послушать?
Ксения: Очень хотим послушать про Ромашку.
Кира: Смотрите на меня.
Я Ромашка полевая, про меня все дети знают.
У Ромашки, белой пташки, на зеленом, на лугу
Солнце прячется в кармашке, выгнув лучики в дугу.
Егор, ты ведь тоже знаешь про меня стих. Расскажи, пожалуйста!
Егор Б. : Хорошо! Знакомые с детства родные ромашки
Мы рвем на лужайке у тихой реки….
Как белые звезды, средь розовой кашки,
Они развернули свои лепестки.
Вся в белое наша полянка одета,
Качает цветы ветерок на бегу…
Ромашка! Ромашка! Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу.
Педагог: Спасибо Егор за стих. Ты замечательно рассказал. Ксения, вам понравился стих? (Очень понравился стих)
Аня: Я еще знаю, что на лепестках ромашки можно гадать «любит – не любит». А какой красивый венок можно плести из ромашек!
Педагог: Аня, ты умница, много интересного нам поведала о ромашках. А песни есть, посвященные ромашкам?
Аня: Конечно, есть. Их очень много.
(Звучит музыка. Песня «Ромашковые поля»)
Педагог: Ксения, что вам хочется узнать от Аделины?
Ксения: Аделина, а ты какой цветок представляешь?
Аделина: Я представляю Одуванчик! В желтом сарафанчике.
Когда идешь тропинкою, куда ни глянь в полях
Желтеют чудо – шарики на тонких стебельках.
Стас: Можно я тоже скажу про одуванчик. (Да) А позже я на белом парашюте к тебе спущусь с небес.
Разлетится парашют мой через поле в дальний лес.
Аделина: А вот одуванчиков с каждым годом становится все больше и больше. А вы знаете, почему?
Егор Б. : Я, догадываюсь, но лучше скажи сама.
Аделина: Объясняю. Очень много Одуванчиков растет на нашей земле, сначала они желтые, а когда они отцветают превращаются в белый пуховый шарик и всю землю покрывают белым пухом, как снегом. А этот пух и есть семена. Вот поэтому с каждым годом одуванчиков становится все больше и больше.
Педагог: Ребята, а вы любите Одуванчики?
Тимур: Я люблю их весной, когда они желтые и пахнут медом. Еще из них делают полезный салат и люди кушают. Я это видел по телевизору.
Дима: А мне нравится дуть на них, когда одуванчики превращаются в пушистые шарики. Правда, мой папа не любит их, у него на пух аллергия.
Педагог: Да, бывает и так. Постойте, я слышу звон, откуда же он? А вы, дети, слышите? (Слышим, это Егор звонит в колокольчик)
Ксения: Егор, ты выбрал Колокольчик?
Егор К. : Да. (звоночком звенит) Я выбрал этот чудесный цветок. Мне он очень нравится.
Приглашение услышал и лишь солнышко взошло,
Зазвенел над нашим лугом мой веселый голосок. (звоночком звенит)
Динь – динь – динь, дон – дон – дон.
Полон луг веселыми голосами.
Я - Колокольчик, рад встретиться с вами.
Арина: А я песню знаю про тебя, Колокольчик. Коло-коло-колокольчик, колокольчик голубой (напевает)
Коля, Коля, Николаша, где мы встретимся с тобой? Динь – динь…
Камилла: Я – тоже знаю песню. Дзинь – дзинь – дзинь, дзинь – дзинь – дзинь колокольчик звенит.
Этот звон, этот звон о любви говорит.
(Звучит музыка. Н. Кадышева «Колокольчик звенит»)
Педагог: Замечательно, и рассказали, и спели. Давайте теперь угадаем, что же это за прекрасный цветок? (обращает внимание на комнатное растение, которое стоит на подоконнике)
Егор. Б. : Давайте, я сам скажу о себе.
Я – цветущий Бальзамин, милее нет цветка. Живу я на подоконнике, хоть за окном зима.
Я очень люблю Бальзамин. Его еще в народе называют Ванька мокрый. Знаете почему? Его надо постоянно поливать. У нас дома и в детском саду их много – с розовыми, красными, фиолетовыми цветками. Смотрите, листья гладкие, я с них мокрой салфеткой протираю пыль, поливаю. И любуюсь ими.
Стас: Мне тоже нравится Бальзамин. Смотрите, вот мой рисунок - Бальзамин (показывает на мольберте).
Педагог: Спасибо, вы меня и журналистов порадовали своими блестящими познаниями. А сейчас пора нам приступать к работе. Занимайте свои рабочие места и продолжайте работу по созданию костюмов своих цветков.
Влад. : Людмила Александровна! Вы не против, если мы вас попросим быть нашим главным дизайнером? Поможете нам?
Педагог: Спасибо, друзья, за доверие! Я буду рада вашему предложению. Помогу, конечно.
Дима: Мы с Ксенией тоже обещали вам помочь. Да, Ксюша? (Да)
5. Художественно – дизайнерская деятельность детей (25 мин.)
Ксения: Кира, тебе помочь? Я могу сделать венок из ромашки.
Кира: Хорошо, Ксения. Вот твои материалы, вот эскиз.
Дима: Друзья, скажите, кому нужна моя помощь?
Арина: Костюм Розы очень сложный. Мы будем рады, если ты поможешь в изготовлении шапочки в виде большого банта из лепестков.
(Дети занимают места за столами. Выбирают материалы для своих цветов. Начинают работать по моделированию и дизайну цветочного костюма, пользуясь схемами, эскизами. Звучит легкая музыка)
№ ЭСКИЗ - РИСУНОК Элементы одежды Материал изготовления одежды
1 РОЗА (рисунок детский — девочка в наряде Розы)
Бант розочкой – красный
Юбка лепестками розы – красная -
Поясок – зеленый — 1 м
шарфик красный
Гофрированная бумага – красная, зеленая.
Ленточки, тесемки, липучки, клей, ножницы, скотч, салфетки, клееенки
2 РОМАШКА (рисунок детский — девочка в наряде Ромашки) Венок из ромашек
Юбка лепестками ромашки – белая
Поясок – желтый
Гофрированная или блестящая бумага – белая, желтая
Ленточки, тесемки, липучки, клей, ножницы, скотч, салфетки, клееенки
3 ОДУВАНЧИК
(рисунок детский — девочка в наряде Одуванчика) Шапочка пушистая – желтая
Сарафан – желтый
Гофрированная бумага – желтая, зеленая
Ленточки, тесемки, липучки, клей, ножницы, скотч, салфетки, клееенки
4 КОЛОКОЛЬЧИК
(рисунок детский — мальчик в наряде Колокольчика) Шапочка колокольчиком – синяя
Рубашка колокольчиком – синяя
Рукава колокольчиком – синие
Гофрированная или блестящая бумага – синяя, зеленая
Ленточки, тесемки, липучки, клей, ножницы, скотч, салфетки, клееенки
5 Бальзамин
(рисунок детский — мальчик в наряде Бальзамина) Шапка – зеленая с фиолетовыми или розовыми цветами
Воротник – зеленый с фиолетовыми или розовыми цветами
Манжеты - зеленые с фиолетовыми или розовыми цветами
Поясок - зеленый
Гофрированная и блестящая бумага – зеленая, фиолетовая или розовая
Ленточки, тесемки, липучки, клей, ножницы, скотч, салфетки, клееенки
Дети готовые костюмы вешают на манекены и уносят их в костюмерную.
Там дети – модели наряжаются)
6. Дефиле цветочных нарядов. Презентация костюмов. (5 мин.)
(Дизайнеры выходят на сцену)
Педагог: Дорогая Фея Цветов! Уважаемые зрители! Наши модели готовы к демонстрации цветочной коллекции.
(На сцене появляется Фея Цветов. В руке колокольчик.)
Фея Цветов : Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада видеть вас у себя в гостях. Вы меня узнали? Спасибо, что пришли на Бал. Но чтобы он состоялся, мне нужны мои верные подданные.
Дети – дизайнеры : (Камилла, Стас, Тимур, Аня, Влад) : Мы сможем Вам помочь?
(Звучит тихая музыка)
Фея Цветов : Да, сможете. Я попрошу вас комментировать выход каждого цветка. Итак, я объявляю дефиле цветов. Прошу Вас, моя принцесса - великолепная Роза.
(под музыку красивыми шагами входит Арина)
Камилла: На красной дорожке появляется Арина. На ней наряд Розы. Это вечерний наряд. Красная Роза – торжественный и праздничный цветок. Бант в виде красной розы смотрится очень оригинально. Пышная бархатная юбочка, зеленый поясочек красиво сочетаются. Арина в этом платье прекрасна. Уважаемые зрители! Ваши аплодисменты.
Фея Цветов : Следующий выход: романтичная и всенародно - любимая Ромашка.
(под музыку легкими движениями вбегает Кира)
Стас: Приветствуем нашу Киру. На Кире костюм Ромашки. Она в нем идет красивой и изящной походкой. Воздушная белая юбочка из лепестков разлетается на ветру. Прекрасный венок из ромашек очень идет Кириным светлым волосам. Это платье могут носить все, кто любит село, природу и романтику. Аплодируем красавице Кире.
Фея Цветов : Приглашаем на наш подиум долгожителя планеты Земля – душистого Одуванчика.
(под музыку кружась входит Аделина)
Тимур: Сейчас вы видите Аделину. Она летящей походкой вышла на сцену в образе Одуванчика, в желтом сарафанчике, как солнышко, светит и греет всех вокруг. Наряд Одуванчика придает ей красоту и легкость. Аделина в нем не идет, а летит. Желтая пушистая шапочка ей очень к лицу. Похлопайте, уважаемые взрослые Аделине.
Фея Цветов : Встречаем нашего нежного и звонкого Колокольчика.
(под музыку поскоками входит Егор. К.)
Аня: Под звон колокольчика появляется на подиуме Егор. Костюм синего Колокольчика на Егоре украшен блесками и выглядят как капельки утренней росы. Такое ощущение, что если дотронуться, то Колокольчик может зазвенеть. Егор в нем похож на сказочного героя. Встретим нашего Егора улыбкой и аплодисментами.
Фея Цветов : Завершает наш показ – мужественный и неподражаемый Бальзамин.
(под музыку скользящими шагами входит Егор Б.)
Влад: На сцену выходит Егор в костюме Бальзамина. Он также прекрасен в этом наряде. В его походке мы чувствуем уверенность, спокойствие и силу. А розовые цветочки подчеркивают цвет и красоту его глаз. Приветствуем Егора.
(Звучит музыка. Танец «Цветов». Танцуют все модели, Фея Цветов и дизайнеры)
6. Заключительная часть
Фея Цветов : Я благодарю всех дизайнеров за коллекцию костюмов, которую они создали для моего Бала, посвященного 70 – летию Победы. Я благодарю всех участников показа цветочных костюмов за красивые движения, походку и улыбку. Я благодарю вас, мои дорогие, за красивый финальный танец. Я благодарю вашего руководителя, педагога, главного дизайнера Людмилу Александровну. Вы, дорогие мои, заслужили от меня подарки — цветы в горшочках. Поливайте, ухаживайте, чтобы они цвели и украшали ваш детский сад.
(Фея Цветов вручает всем подарки – цветы в горшочках. Дети благодарят ее, кланяются и уходят.
Зрители им аплодируют.)
Фея Цветов : Спасибо, дорогие зрители! До свидания, до новых встреч.
(Звучит музыка. Фея Цветов покидает зал.)