Татьяна Пархоменко
Конспект НОД для старшей группы «Азы финансовой грамотности»
Пояснительная записка к конспекту непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы с учетом принципа интеграции образовательных областей по теме «Азы финансовой грамотности».
Тема НОД: «Азы финансовой грамотности».
Публикация «Конспект НОД для старшей группы „Азы финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Тип НОД: интегрированная.
Возрастная группа : старший дошкольный возраст (5-6 лет).
Место НОД в изучении темы: НОД проведена в соответствии с календарным планом воспитательно – образовательной работы по образовательной программе дошкольного образования МБДОУ Богданихский детский сад «Улыбка».
Цель НОД: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие» :
- углублять и закреплять знания детей о предназначении денег;
- дать знания детям о возникновении денег, аналогах, служивших деньгами древним людям;
- расширять и уточнять представления детей о профессиях, атрибутах, используемых во время процесса товарообмена (продавец, кассир, дегустация, банкир, банкомат, валюта, заработная плата и др.);
- формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;
- развивать память, внимание, логическое мышление;
- развивать познавательную активность.
Задачи в интеграции образовательных областей:
1. Образовательная область «Речевое развитие» :
- обогащать словарный запас детей названиями профессий и атрибутов;
- развивать артикуляционный аппарат детей;
- развивать речевое дыхание;
- развивать мелкую моторику детей;
-развивать монологическую и диалогическую речь;
-развивать интерес к художественном слову: стихотворениям;
- воспитывать культуру речевого общения.
2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
- формировать умение работать в команде, помогать сверстнику;
- показать детям значение бережливого отношения к вещам, деньгам;
- воспитывать в детях экономичность, бережливость, честность;
-способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками и взрослыми, умение выслушивать их, своевременно реагировать на призывы о помощи;
- развивать умение совместно развертывать игру, согласовывая собственный замысел с игровыми замыслами сверстников;
- воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем;
- способствовать повышению эмоционального настроя воспитанников.
3. Образовательная область «Физическое развитие» :
- воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий;
- профилактика нарушения зрения при помощи выполнения гимнастики для глаз;
- снимать психо – эмоционального напряжения;
-развивать артикуляционный аппарат при выполнении артикуляционной, дыхательной гимнастики;
- развивать мелкую моторику пальцев рук в процессе продуктивной деятельности.
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
- развивать умение видеть красоту изделий;
- знакомство со способом приклеивания;
- развивать воображение при составлении собственного украшения;
- закреплять умение правильно держать кисть для клея.
Задачи использования ИКТ (компьютер, проектор, интерактивная доска, «умная ручка») :
- активизировать познавательную активность воспитанников;
- формировать учебную мотивацию воспитанников;
-развивать мелкую моторику пальцев рук во время работы с «умной» ручкой;
- закреплять материал, полученный во время проведения НОД.
Планируемые результаты НОД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуацию; ребенок проявляет любознательность; обладает элементарными представлениями об окружающем мире; владеет устной речью, может использовать речь для построения высказывания в ситуации общения; ребенок может следовать правилам в различных видах деятельности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои действия и управлять ими.
Предпосылки УД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение работать по заданному алгоритму; понимает пространственные отношения; регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Оборудование для детей: чашечки с ватой, клей, кисти для клея, подставка под кисти, губка для посуды, материал для украшений, салфетки, игровой модуль - магазин, макет банкомата.
Оборудование для педагога: экран, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, книга «Муха-цокотуха».
Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы
с учетом принципа интеграции образовательных областей по теме «Азы финансовой грамотности»
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Вводный этап:2 мин.
Цель: создание положительного настроя, мотивация детей на образовательную деятельность, развитие движений в процессе игры. Цель: развитие умения повторять движения со слов воспитателя.
Дети проходят в центр зала, где их встречает воспитатель, встают в круг.
Здравствуйте, мои дорогие, маленькие и большие.
В гости вы ко мне пришли, до чего ж вы хороши.
Входит Незнайка с книгой «Муха - цокотуха». Садится на стул и с непонимающим видом читает книгу.
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка. Разве ты не знаешь, что нужно поздороваться, когда приходишь в гости. Так, ребята? Научим Незнайку здороваться!
Расскажи нам, что это за интересная книга у тебя!
Незнайка: Никакая не интересная, очень даже скучная, непонятная. (Читает). Муха, муха-цокотуха, позолоченное брюхо, муха по полю пошла, муха денежку нашла. Что за денежка? Что это такое? Ничего не понимаю!
Воспитатель: Ребята, вы узнали, что за книгу читает Незнайка?
Предлагаю, объяснить нашему другу все непонятные для него слова и вместе прочитать эту замечательную сказку Корнея Чуковского до конца. Хотите?
Дети улыбаются друг другу.
Дети здороваются.
Ответы детей: «Муха- цокотуха».
Ответы детей: «Хотим!»
Тогда приготовьтесь отправиться в путешествие. Одеваем шапки-невидимки, сапоги-скороходы и летим на ковре- самолете.
Мы садимся в самолет,
Отправляемся в полет!
Мы летим над облаками.
Машем папе, машем маме.
Видим, как течет река,
Видим в лодке рыбака.
Осторожнее: гора!
Приземляться нам пора!
Дети имитируют одевание шапки, сапоги.
Дети приседают.
«Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу».
Руки в стороны.
По очереди обеими руками машут.
Показывают руками волны.
«Забрасывают» удочку.
Наклоняются влево, вправо, говорят: «ж-жу».
Приседают.
Основной этап: 15 мин.
Цель: развитие крупной моторики, развитие речи детей посредством обогащения словами, называющими профессии и атрибуты товарооборота, развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, мелкой моторики рук посредством вырезания. Цель: знакомство со словами, называющими профессии, научиться вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз.
Вот мы и прибыли в чудесный торговый центр «Улыбкин дом». Как же здесь красиво! Столько всего продается!
(Включается интерактивная доска, на слайде 1торговые ряды).
Воспитатель: Ребята, гостеприимный владелец магазина кофе приглашает нас на дегустацию. Дегустация – это возможность бесплатно попробовать тот или иной продукт, чтобы впоследствии купить его, если понравится. Давайте вместе проговорим это новое для вас слово. Дегустация!
Детям выдается чашечки, в которых лежит вата.
Воспитатель: Ребята, кофе очень горячий, и мы не можем его продегустировать, как вы думаете, что можно сделать, чтобы кофе быстрее остыл? Согласно, только дуть мы будем правильно. Мы через носики наберем в легкие много-много воздуха, а потом выдохнем через рот, и кофе остынет. Раз, два, три – начни.
Ура, ребята, у нас все получилось. Похлопайте себе.
Дети повторяют.
Дети предлагают подуть на кофе.
Дети дуют на кофе.
Дети хлопают.
Воспитатель: Ребята, я уже говорила, что дегустация – это возможность бесплатно попробовать продукт перед покупкой. Как вы понимаете значение слова БЕСПЛАТНО?
Правильно, бесплатно – значит, без оплаты. А при помощи чего можно оплатить товар?
Абсолютно верно, при помощи денег. Денежек. Незнайка, муха - цокотуха нашла денежку, именно поэтому она смогла сходить на базар и купить самовар.
Посмотрите внимательно на доску.
Слайд 2 с изображением различных видов денег (рубли, евро, доллары).
Здесь представлены изображения денег различных стран: России, Америки и др. Еще деньги называют валютой. Давайте, вместе проговорим это слово: ВАЛЮТА.
А кто знает, как называют деньги, используемые в России?
Как вы думаете, ребята, деньги были всегда?
Слайд 3 с изображением аналогов денег в древности.
На самом деле в древности денег не было, и люди использовали вместо денег различные ценные вещи (ракушки, необычные камни, ножи и др.).
Очень часто происходил обмен нужными товарами.
Интерактивная доска выключается.
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках ракушка, теперь мы знаем, что в древности она могла быть использована в качестве денег, на нее можно было купить рыбу, одежду или что-то еще. Внимательно следите за ракушкой глазками.
Воспитатель водит ракушкой в разных направлениях: вверх, вниз, влево, вправо, по кругу.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети повторяют.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети повторяют.
Дети следят за ракушкой глазами.
Незнайка: все это, конечно, очень интересно! Я понял, что за денежку нашла муха - цокотуха, но раз мы пришли в торговый центр, то я тоже хочу что-нибудь купить.
Воспитатель: Незнайка, а у тебя есть деньги?
Незнайка: Ой, денег, у меня нет, ребята, а где берут деньги?
Вот это да! Я и не знал, что деньги нужно заработать! А как? А где?
Воспитатель: Все правильно говорят тебе ребята, чтобы заработать деньги, люди выполняют работу и получают за это заработную плату. Мы с вами еще маленькие и пока и работать не можем. Где же, действительно, нам взять денег?
Отличная идея, мы можем подготовить пирожные и продать их. За работу.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Воспитатель: «Чтобы наши пирожные получились очень оригинальными, нужно сделать зарядку для пальчиков, повторяйте за мной:
Вот иголки и булавки (руки сцепляются в открытый замок, пальчики оттопырены в стороны,
Выползают из-под лавки (пальчики шагают по столу)
На меня они глядят (Складывать большой и указательный палец в колечки и поднести к глазам)
Молока они хотят (складываем ладошки лодочкой для молока)
Воспитатель показывает ребятам, как можно украсить губку (пирожное). Дети переходят к столикам, где лежит губка для посуды, клей, кисточка, украшения.
Дети повторяют.
Дети повторяют.
Дети повторяют.
Работают по образцу.
Ребята, у нас получились очень красивые пирожные, которые можно продать. Но как же люди узнают, что мы продаем салфетки?
Дети предлагают свои варианты
Воспитатель: Для того чтобы торговля шла успешно нужна реклама - краткий рассказ о своем товаре. Проговорим вместе РЕКЛАМА.
И мы можем подготовить рекламу, которая расскажет всем посетителям торгового центра о нашей продукции. Варя расскажи о наших пирожных, какие они, для чего, сколько стоят. А остальные пока красиво разложат пирожные на прилавке.
Воспитатель проводит индивидуальную работу с Варей.
Дети повторяют.
Дети проговаривают свои варианты рассказа о пирожных
Далее разыгрывается сценка покупки. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатели расплачиваются деньгами - фантами.
Воспитатель: Как славно идет у Вас торговля, я также желаю приобрести ваш товар. Не подскажите, где я могу снять деньги с банковской карты, чтобы оплатить ваши пирожные?
Ребята, покупки можно оплачивать не только деньгами наличными, но и деньгами, которые хранятся на банковской карте, если у Вас в магазине есть терминал, но также можно обратиться в банкомат и снять деньги с карты. Вот посмотрите, как выглядит банкомат. Воспитатель показывает детям макет банкомата.
Ответы детей.
Дети рассматривают банкомат
Воспитатель: ребята, вы сегодня славно потрудились. Теперь пришло время делать покупки. Дима, посчитай, сколько фантиков мы наторговали.
Ребята, Дима насчитал 10 фантиков, на эти деньги мы можем купить вкусняшек в торговом центре.
Дима считает.
Заключительный этап: 3 мин
Цель: способствовать снятию эмоционального и умственного напряжения, повысить настроение воспитанников, систематизировать и закрепить знания, полученные во время НОД.
Цель: получить положительную оценку своей деятельности.
Воспитатель подводит итоги образовательной работы, дает положительную оценку каждому воспитаннику (Аню хвалит за то, что красиво приклеила украшение, Варю за интересную рекламу, Диму за лучшее выполнение упражнений для глаз и т. д.)
Воспитатель: Незнайка, ну ты понял, что за денежку нашла Муха – Цокотуха. Ребята, помогайте другу. Напомните ему еще раз, что такое заработная плата и как можно заработать деньги – денежки.
Ответы детей
Незнайка: Ребята, спасибо вам большое. Я так много узнал сегодня и про деньги, и про рекламу, и акции, и даже про банкомат. Я нарисовал для вас картину с изображением торта, которую вы также можете продать, а можете оставить себе на память.
(Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску, где размещен плакат с изображением торта).
Предлагаю Вам украсить торт цветами: красными и зелеными цветами. Готовы? (Воспитатель дает детям корзинку с магнитами зеленого и красного цвета).
Если вам легко и интересно было путешествовать, тогда украсьте торт зелеными цветочками, если же вы столкнулись с трудностями, то возьмите красные цветочки.
Ну, а нам пришло время возвращаться в сад, скажем Незнайке до свидания и обязательно пригласим его рассказать нам о мире торговли еще.
Заводим мотор наших самолетов: обратный отсчет. Пуск. Полетели.
Ответы детей.
Дети берут магниты и прикрепляют их на доску. Если кто-то из детей берет красный магнит, то воспитатель уточняет, с какими именно трудностями столкнулся ребенок.
Дети считают от 10 до 1 и по кругу летят по направлению выхода из зала.
Дети уходят в группу.
Используемые интернет – ресурсы:
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/03/palchikovye-igry-dlya-detey-3-4-let
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/12/27/kartoteka-fizkultminutok-dlya-detey-rannego-vozrasta
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/02/03/kartoteka-zritelnoy-gimnastiki-v-stikhakh
4. https://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-snegirei.html