Оксана Карпова
Экспериментально-исследовательская деятельность «Случай с Капитошкой»
▼ Скачать +Заказ
Конспект открытого занятия в старшей группе. Экспериментально-исследовательская деятельность «Случай с Капитошкой»
Цель занятия.
Закрепить знания детей о свойстве воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная, течет, в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются, вода не имеет формы). Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе. Развивать речь, мышление, любознательность. Развивать умение делать выводы. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Закреплять в речи детей слова: фильтр, воронка. Воспитывать аккуратность при работе.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность „Случай с Капитошкой“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Материал: грязная вода, чистая вода, прозрачные пластиковые стаканчики, чайные ложечки, сахар, подносы, воронки, марля, вата, тряпочки, салфетка, аудиозапись «Вода», аудиозапись «Дождя».
Ход занятия.
Группа разделена на две части: в одной части стоят скамейки полукругом, в другой – лаборатория.
Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить.
Беседа с детьми о воде.
Воспитатель. И сегодня речь пойдет о воде. Кому же нужна вода? А может ли человек прожить без воды? Какая нужна человеку вода? Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Без воды все живое на Земле погибнет, засохнет. Вода - это жизнь и воду надо беречь. А как же вы должны беречь воду?
Включается запись «Дождя» и воспитатель предлагает поиграть в игру.
Проводится подвижная игра «Солнышко и дождик»
После игры появляется «Капитошка» - это капелька воды и предлагает детям с ним поиграть.
Воспитатель:- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас поиграть с водой и с нашем гостем «Капитошкой»
Посмотрите на наши столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.
(Дети садятся на стульчики за столы) .
Воспитатель:- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Используем алгоритм символизирующий, что у воды нет собственного запаха, вывешивая алгоритм на доску.
Опыт 2. Какого цвета вода?
Предложить детям поднять стакан с водой и рассмотреть ее. Спросить видны ли пальчики через воду (ответы детей) .
Вывод: вода прозрачная жидкость, не имеющая цвета (используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.)
Опыт 3. Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить детям размешать в воде сахар. После растворения вещества предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществом, которые мы положили в воду? (ответы детей). Вывешиваем алгоритм символизирующий это свойство воды.
Физкультурная минутка.
Дождь
Капля - раз, капля - два,
Капля медленно сперва, хлопки руками на каждое слово
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом. бег
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять. хлопки руками на каждое слово
Кап-кап, кап-кап. свободные движения пальчиками
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем. соединить руки над головой
Воспитатель на обратной стороне доски находит «Капитошку»- он грустный и грязный.
Воспитатель. Дети посмотрите внимательно и скажите, как вы думаете, почему наш «Капитошка» грустный? И грязный?». Как мы можем ему помочь? Почистить.
Воспитатель: предлагает детям очистить воду. Ребята давайте пройдем к нашим рабочим столам и почистим нашего «Капитошку».
Опыт 5.
Дети самостоятельно берут все необходимое для очистки воды: емкости, воронки, фильтры, стаканчики. Выполняют работу.
Воспитатель: меняет грустную капельку на весёлую. Обратить внимание детей, что капелька стала веселой. По окончании работы ребята делают Вывод: что грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой, поэтому наша Капелька стала веселой и чистой.
Подвести итог занятия спросить, что нового узнали на занятие, что большего всего понравилось отметить каждого ребенка в чем он себя проявил на занятие.
Ребята мы сегодня с вами играли с водой.
1. Что вы нового сегодня узнали?
2. Что мы с вами делали?
3. Что вам понравилось?
После дети предлагают «Капитошке» погостить у них в природном уголке.
А завтра вы ему расскажете что еще вы знаете о воде и капельках.