ольга ханжина
Конкурсы как инновационная форма развития профессиональной компетентности педагога
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях, когда на государственном уровне признаются приоритетными процессы выявления, поддержки и распространения наиболее ценных содержательных инициатив педагогов и общеобразовательных организаций, конкурсы педагогического мастерства приобретают особый смысл в качестве важнейшего источника модернизации современного образования.
Неразрывно связанные с инновационными процессами в образовании и направленные на пропаганду педагогических идей и достижений, профессиональные конкурсы способствуют открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам граждан и общества, повышению социального статуса и профессионализма работников образования, становлению гражданского общества и современного образовательного менеджмента.
Публикация «Конкурсы как инновационная форма развития профессиональной компетентности педагога» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Учитель года
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Существенное значение имеет тот факт, что в настоящее время профессиональные конкурсы являются важной составляющей в профессиональном развитии педагога в части приобретения способности к системному видению педагогической реальности, понимания необходимости владения современными образовательными технологиями, формирования готовности к диссеминации инновационного педагогического опыта. В связи с этим конкурсное движение представляет собой особую инновационную форму повышения квалификации, средство развития профессиональной компетентности педагога.
Значимость профессиональных конкурсов особенно проявляется в контексте возрастающей потребности в раскрытии творческого потенциала личности педагога, что в свою очередь, является одним из условий становления современного качества образования.
Конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению молодых специалистов.
Конкурсные соревнования – это место встреч, расширение возможностей для профессионального общения, получения новой информации. В программу конкурсов могут быть включены круглые столы, дискуссии на педагогические темы, встречи с учителями-новаторами, поездки в другие города и регионы на встречи с коллегами и др. Эти мероприятия, создающие хороший настрой на сам конкурс, как правило, приурочены к его открытию или закрытию.
Цель ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ конкурсОВ (ИЛИ Цель конкурсного движения педагогических работников) – пропаганда приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах, повышение престижа педагогической профессии.
Конкурс (профессионального мастерства) решает свои конкретные задачи :
- выявляет лучших педагогов;
- оценивает профессионализм участников;
- стимулирует развитие системы образования;
- создает условия для обмена опытом и распространения в профессиональной среде наиболее востребованных и популярных идей.
Профессиональные конкурсы «Учитель года» стали уже традицией, проводятся ежегодно и представляются как праздники. Чествование лучших учителей и является, по существу, праздником, который сплачивает профессиональное сообщество, рождает чувство причастности и гордости за профессию.
Конкурс – это соревнование, для которого характерны напряжение, приподнятое эмоциональное состояние участников, азарт, т. е. все то, что присуще состязанию – может быть подумать над этой фразой). В этом массовом мероприятии участвуют не только педагогические коллективы, но и нередко дети, их родители. Конкурс – это своеобразный ритуал единения профессионального сообщества и коллективов ОУ. Каждый из его гостей и участников может испытать чувство гордости за учреждение, в котором работает, город, систему образования. Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, люди, которых ситуация достижений) не пугает, а, наоборот, стимулирует. Они, как правило, имеют высокий уровень притязаний, а также мотивацию и способность к достижениям. Это, безусловно, педагоги, стремящиеся к успеху. Однако успехом они могут считать как реальные профессиональные достижения, подтвержденные победой в конкурсе, так и вознаграждения, которые рассчитывают получить, став победителем: признание, известность, статус в коллективе, премию, разряд и др. Основная мотивация участия в конкурсе является как внутренней, так и внешней.
В то же время намерение избежать неудачи в текущей работе тоже служит мотивацией для участия в конкурсе. Это своеобразная протестная реакция на несправедливую оценку администрации, желание реабилитироваться. Не находя признания, педагог, стремится доказать свою состоятельность, участвуя в конкурсах внутри учреждения, в районном или городском конкурсах. Таким образом, в поведении участника конкурса могут преобладать как мотивы достижения успеха, так и избегания неудачи.
Конкурс – это публичное выступление человека перед коллегами, стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачуОни не очень уверены в себе, сдерживают честолюбивые порывы, сожалея о своей пассивности. Их притязания и самооценка высоки, а пассивность – стремление избежать возможной неудачи. Как правило, такие люди тревожны, и участие в конкурсе требует от них больших нервных затрат. Одно только упоминание о состязании вызывает у них неприятные эмоции. Однако таким педагогам следует помнить – если они не решатся на участие в конкурсе профессионального мастерства, их внутренний конфликт так и останется неразрешенным, у них сохранится чувство неудовлетворенности собой и окружающими.
Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку, определяемую его номинациями.
Основную проблему профессиональных педагогических конкурсов составляет презентация педагогической деятельности. Как объективно оценить мастерство человека, если он работает «за закрытыми дверями»? Обычно для этих целей организуются «Дни открытых дверей». Однако именно необходимость давать такие занятия зачастую и служит причиной нежелания педагога участвовать в конкурсе. Педагоги считают, что по одному, тем более презентационному мероприятию, не всегда можно верно оценить качество их работы. Оценку, данную на основании открытых занятий, которые готовятся специально, по их мнению, нельзя считать объективной. Она не отражает эффективности повседневной работы воспитателя в детском саду. Как же решить эту проблему?
Если исходить из того, что в профессиональном конкурсе оценивается не только мастерство ведения занятия, а целая система работы воспитателя, то и презентовать нужно систему. Помимо изучения открытых мероприятий, достаточно полное представление об уровне профессионализма дают педагогические разработки : авторские программы, научные доклады, самостоятельно подготовленные наглядные пособия, дидактические материалы, а также планирование, конспекты занятий и сценарии, разработки для детей. Можно снять фильм о мастерстве педагога, рассказывающий о его индивидуальной лаборатории, о том, что его отличает от других; подготовить выставку методических материалов, взять интервью. Иными словами, система работы конкурсанта должна быть представлена целостно.
Творческий отчет – это претендующая на новизну и оригинальность формы и результата демонстрация педагогического опыта, позволяющая комплексно оценить целостную систему деятельности педагога.
Результатом деятельности в данном направлении можно считать активность участия педагогов в конкурсах разного уровня (т. к. в конкурс муниципального и регионального уровня проходят победители районных конкурсов) и их результативность на муниципальном и. К результативности по качественным показателям можно отнести такие критерии: готовность педагогов решать задачи, поставленные перед дошкольным учреждением; владение новыми знаниями и применение их на практике; способность к профессиональному саморазвитию; повышение компетентности педагогов; повышение мотивации педагогов, укрепление уверенности в себе, снижение эмоционального выгорания и т. д.