Светлана Новикова
«Занимайтесь воспитанием — это на века!» Эссе «Я — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
В Оргкомитет районного конкурса
«Воспитатель года - 2018»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Новикова Светлана Михайловна
МБДОУ «Коммунарский детский сад «Солнышко»
«Я - воспитатель!»
«Если вы удачно выберете труд и вложите
в него свою душу, то счастье само вас отыщет»
Аристотель
Публикация «„Занимайтесь воспитанием — это на века!“ Эссе „Я — воспитатель“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Когда я думаю о смысле и назначении профессии воспитатель, я вспоминаю притчу. Один путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.
Первый ответил : «Толкаю эту проклятую тачку, будь она проклята!»
Второй ответил : «Зарабатываю на хлеб для своей семьи»
Третий гордо сказал : «Я строю прекрасный храм».
Трое рабочих делали одно и тоже, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой и он был несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе- спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.
Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу и от «влюбленности в свое дело».
К. Гельвецкий сказал: «Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников.
Что значит быть воспитателем? Это значит любить, понимать, чувствовать ребенка, принимать его таким, каков он есть, не подавляя личности, самостоятельности, одним словом - быть самим собой.
Мой педагогический опыт не так велик. Всего пять лет. Но я постепенно набираюсь опыта, общаясь с коллегами по работе и в педагогических форумах, участвуя в конкурсах, посещая открытые занятия и т. д.
Когда мне задают вопрос «В каком возрасте ты решила стать воспитателем?», я уверенно отвечаю, что когда сама еще была ребенком и ходила в детский сад. Я до сих пор вспоминаю свою воспитательницу, ее доброе и трепетное отношение ко мне. Так как она ко мне могла относиться только моя мама. Вот тогда то во мне и зародилась мысль: «Когда я вырасту, то стану воспитателем». И вот…
Тут глаза, там глаза, глаза из-под стола, из-за двери, из-за куклы. Там серые, тут синие, здесь карие. И все смотрят на меня. Мои глаза разбежались в разные стороны. Я тысячу раз представляла себе первое знакомство с детьми. Но в действительности оказалось все по-другому. Все мои заготовленные фразы вроде: «Здравствуйте, дети, я – ваша новая воспитательница» оказались ненужными. Лишь две девочки, дергая меня за юбку, спросили: «А ты кто?». Остальные, выдерживая паузу, смотрели во все глаза, продолжая заниматься своими делами. «Ну вот, ты – воспитатель.
Действуй», - хотелось сказать себе. Только как действовать?
Оказывается, не так-то просто применить теоретические знания в жизни. В этом я убедилась в первый же день. Взяв листок, карандаши, я села рисовать. Первое, что пришло в голову: дом, дерево, дорогу… «А девочку можете?», «А мотоцикл?», «А собачку?», - посыпались вопросы со всех сторон. Детские глаза – заинтересованные, удивленные, озадаченные – собрались вокруг меня. «Могу», - смело шепнула я. С этого слова началась моя работа.
У малышей рождается множество вопросов, на которые я должна ответить. Но чтобы дать правильный ответ, нужно знать его. Но ведь я – воспитатель? Тогда я поняла, чтобы быть воспитателем, надо самой постоянно учиться. Учиться находить ответ, правильное решение, выход из ситуации. Учиться быть примером, образцом для подражания. Учиться каждую минуту, в том числе и у детей. Ведь мы, взрослые, так торопимся жить, что лишаем себя возможности увидеть многие удивительные вещи. И только наши малыши, потянув за руку, напомнят о них: «Смотри, какая божья коровка!», «Посмотри, как блестит снежок!», «А облачко похоже на медведя!». Как жаль, что даже в такие моменты у детей не всегда находятся достойные слушатели.
«Наполни смыслом каждое мгновенье…», - советовал Р. Киплинг. Я принимаю его напутствие. Ведь моя работа и заключается в том, чтобы из каждой минуты, проведенной в саду, ребенок вынес как можно больше полезного, то, что пригодится ему в будущем. У нас не бывает мелочей, каждый шаг, каждый поступок должен быть продуман.
ВОСПИТАТЕЛЬ! Я пишу это слово с большой буквы потому, что за время моей работы в детском саду судьба сводила меня с замечательными людьми, которые были опытными педагогами. Я училась у них нелегкому мастерству. И я поняла, что быть воспитателем огромная ответственность. Такой труд по плечу не каждому, а лишь тому, кто искренне любит свое дело, детей, сам горит и умеет зажечь других. У каждого работающего в детском саду, должна быть душа, душа воспитателя!
Работая воспитателем, я открыла в себе много нового. Однажды сказав «могу», я должна была держать слово, иначе потеряла бы авторитет в глазах детей. Для меня не существует отрицательного предлога. Я могу все. А если чего-то не умею, то могу этому научиться. Я научилась петь и танцевать, создавая настроение на утренниках; я научилась организовывать праздники и повседневную работу; слушать и понимать детей, общаться с их родителями; проводить увлекательные занятия… Я могу, могу, могу…
Я, как добрая волшебница, могу изменять детские глаза. Как? Это очень просто: погладишь малыша по голове, и его глаза станут добрыми, довольными; нахмуришься – в глазах ребенка появиться вопрос; обнимешь, и глаза потеплеют, станут ласковыми; рассмеешься, появятся в глазах озорные искорки. Как приятно наблюдать за маленькими человечками, которые смотрят на тебя с такой доверчивостью. Глаза в глаза. Хочется верить в то, что я не обману их ожиданий, смогу им дать то, что пригодится в жизни.
Ведь я - воспитатель!
Великий педагог Г. Песталоцци, практиковавший педагогику любви говорил: «Если не любишь, то не имеешь права воспитывать!»
Действительно, без любви, не может быть воспитателя. Любовь воспитателя к детям – это любовь не к избранным, а к каждому ребенку- покладистому и трудному, подвижному и медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому.
Кто я сегодня?
Я - родник бьющий из под земли, и утоляющий жажду тех, кто обращается ко мне. Мне хочется напоить водой каждого, переливаться под лучами весеннего солнца, быть яркой и нужной людям, даря окружающим хорошее настроение.
Мое педагогическое кредо заключается в неустанном труде души, в творении личности. Ведь еще древние говорили: «Сейте хлеб - это на годы, выращивайте лес- это на десятилетия, занимайтесь воспитанием- это на века!»
Вы спросите для чего мне это нужно? Я отвечу просто - чтобы быть счастливой!