Елена Маликова
Эссе на тему «Воспитатель ХХI века»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребячий мир… Он прост и сложен
К познанию рвутся малыши!
Так будь же с ними осторожен
И упрекать их не спеши.
Не лезь в те маленькие тайны.
Что им положено хранить.
Иначе ты порвешь случайно
Доверия и дружбы нить.
С. Михалков
Жизнь похожа на калейдоскоп, как с каждым поворотом маленькой трубочки, картинка меняется, так и с поворотом времени все вокруг меняется, расцвечивается новыми красками, эмоциями, впечатлениями. Но предугадать какой сложится узор невозможно. То, что ждет впереди – загадка. Можно фантазировать, придумывать тысячи разных и всевозможных вариантов, но что из них сбудется и к чему готовиться, невозможно предугадать.
Публикация «Эссе на тему „Воспитатель ХХI века“» размещена в разделах
Наша задача заключается в том, чтобы воспитать творческую, креативную, коммуникабельную личность. В своей работе стараюсь создать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Понимаю, что нет единого подхода к детям, все они такие разные.
XXI век - это век развития новых технологий. Мы должны идти вперед, совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки: уметь владеть компьютером, пользоваться Интернетом, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы и т. д.
Я стараюсь идти в ногу со временем, заглядывать вперёд, ведь наша жизнь не стоит на месте, а мчится и мчится! Надо подготовить детей к новой жизни в современном обществе, которое предъявляет совсем другие требования. Вот и получается, что мы должны быть универсальными, современными, и «многофункциональными» педагогами. Уметь видеть в обычных вещах – не- обычное, а в каждом ребёнке – личность и индивидуальность, учиться и научить ребёнка быть современным участником общества.
Детский сад - эта самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то, нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться, где каждый ребенок – это строитель будущего. Детский сад - это особый мир, где нужно быть интересным для окружающих тебя людей, дарить детям свою энергию, знания, умения узнавать новое, осознавать в полной мере ответственность за каждого вверенного тебе ребенка, за его физическое состояние и эмоциональное благополучие. Для меня воспитатель - не только профессия, не только работа. Это пространство моей самореализации. И для себя я давно решила, не просто работать обычным воспитателем в детском саду, а стать педагогом, профессионалом в своей области, где дети любят, уважают и обожают его, а родители стремятся отправить своего ребёнка в группу именно к этому педагогу. Мною эта задача решена полностью: с родителями налажен хороший контакт и полное взаимопонимание. Было время поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая по пути педагогического поиска, понимаю, что нужно еще многое сделать. Опираясь на свой многолетний опыт, с уверенностью могу сказать, для того, чтобы стать хорошим воспитателем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психологические особенности дошкольников, предвидеть возможные затруднения при усвоении материала, учитывать индивидуальность каждого ребенка. Всю свою профессиональную жизнь я учусь не только у мастеров педагогики отечественной и зарубежной, у коллег, но и у детей. Учусь у них непосредственности, доброте, способности радоваться каждому дню. Приходя на работу, да и просто общаясь с детьми, я открываю им свое сердце, свою систему ценностей, обсуждаю с ними волнующие их темы, искренне отвечаю на их вопросы. Я также стремлюсь воспитать у каждого ребенка важнейшие человеческие качества: быть добрым, находчивым, способным воспринимать критику, умеющим ладить с людьми, учу своих воспитанников планировать, исследовать, экспериментировать и размышлять. Роль педагога, на мой взгляд, заключается в том, чтобы создавать условия для развития способностей ребенка, для осознания себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, для осмысления своих действий, развития самостоятельности, инициативы, творческого потенциала. Моя работа не ограничивается только работой с детьми. Чтобы не остаться в одиночестве на своем «острове знаний», я всегда включаю в педагогический процесс и родителей, каждый раз выступая в разной роли: партнера, наставника, консультанта, помощника в совместном труде.
Моё педагогическое кредо можно изложить при помощи круга постулатов, тезисов и афоризмов, на которые опираюсь в своей повседневной деятельности:
- «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро)
- «Педагог перестает быть педагогом, если не постигает ничего нового».
- «Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен» (Лао-Цзы)- стараюсь учиться всегда и везде.
- «Кто никогда не был ребенком, никогда не будет взрослым» (Ч. Чаплин)
А еще нужно просто любить свою работу. «Работа - лучший способ наслаждаться жизнью»,- утверждал И. Кант. И я разделяю его точку зрения. Педагог- это проводник, связующее звено между ребенком и окружающим миром. Педагог должен помочь каждому ребенку найти свое место в жизни. Как это сделать? Самые эффективные технологии дошкольного образования, социализации маленького ребенка основываются на уникальных возможностях игры. Я руководствуюсь в своей деятельности идеей М. Монтессори о том, что ребенок легко учится тогда, когда не замечает что его учат.
Мой педагогический стаж - 23 года, я твердо усвоила за эти годы, что мастерство педагога - не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд… Каждый ребенок рождается на белый свет для благополучной, доброй жизни. Я принимаю детей такими, какие они есть. Шалуна или послушного, аккуратного или не очень – всех люблю и воспитываю как своих собственных детей. Наш святой долг - обеспечить детей радостным и счастливым детством. И мне надо стараться, чтобы ни один день для моих малышей не пропал даром, чтобы получаемые ежедневные эмоции, знания, умения и навыки верно служили им в последующие годы их жизни. Детишек надо любить! Просто любить и быть рядом. Тогда все остальное можно преодолеть. Что будет завтра? Завтра будет новый день. Завтра в группе на меня опять будут смотреть глаза - глаза моих «дошколят». Я буду стремиться к тому, чтобы реализовывать на практике свои педагогические идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство, осуществлять личностно-ориентированный подход к воспитанникам. Результатом моего педагогического труда должна стать развитая личность, способная к самореализации в жизни. Я часто сравниваю ребенка с рекой. Ведь посмотрите: у истоков река – это ручеек: чистый, игривый, журчащий, как непоседливый малыш. Стремясь познать неизведанное, он несется, бежит, стремится просочиться вперед, в неизведанную даль. Постичь все, побывать везде. Вперед! Вперед! Вперед! Навстречу новому, огромному неизведанному миру. Постепенно сливаясь с такими же маленькими ручейками, он набирает силы, становится глубже, мощнее, шире и наконец, превращается в полноводную реку. Также и наши дети, набираясь, напитываясь знаниями, жизненным опытом вылетают из родительского гнезда, отправляясь в самостоятельное плавание. Какими будут воды этой реки, зависит от нас. Каким содержанием мы ее наполнили, что попало в воды реки.
Мир меняется стремительно, необходимо подстраиваться, учиться новому, поэтому стараюсь развивать в детях креативность: нестандартно подходить к решению проблем, мыслить не только логически, но и творчески, развиваться как личность.
Учу детей задавать вопросы - это умение необходимое человеку на протяжении всей его жизни. Это основа любознательности. Благодаря этому ребёнок познаёт не только окружающий мир, развивая тем самым интеллект, но и самого себя.
Развиваю самостоятельность и уверенность в себе – уже в возрасте 3-х лет ребёнок стремится и должен иметь возможность делать то, что он хочет самостоятельно. Ребёнку нужно давать свободу (естественно предприняв необходимые меры безопасности).
Умение быть счастливым, самый важный и жизненно необходимый навык для человека. Как и креативность, умение радоваться жизни присуще всем маленьким детям.
Чрезвычайно актуальная проблема забота о своём психологическом благополучии. Каждый ребёнок должен знать, что любая проблема разрешима, что он может быть счастливым!
И важно помнить вечную заповедь: не навреди. Вот этот маленький пример показывает великую роль педагога. Защитить, научить различать добро и зло, может только взрослый человек. Очень важно, что бы рядом с ребенком находился умелый садовник, мудрый наставник, осознающий важность своего назначения. То, что будет заложено в душу малыша, чему научим, с чем познакомим, будет влиять на будущее самого ребенка, его окружения и общества в целом. Именно поэтому рядом с ребенком должен быть человек, который направит его неистощимую энергию в необходимое русло. Этот человек — воспитатель. На мой взгляд, воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.
Я горжусь своей профессией, это мой мир – мир детства. Там нет лжи, зависти и зла. Есть самые яркие, самые талантливые дети - мои воспитанники. Только тот, кто хоть раз с настоящей любовью уверенно и нежно держал в своей ладони доверчивую детскую ручку, может понять меня. Я отдам им себя всю, без остатка. По-другому нельзя. Ибо есть на свете самая мирная и светлая миссия - быть воспитателем!