Надежда Панченко
Конкурсное задание «Методический семинар»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Видимо, именно поэтому, современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей.
Темочки:
Поэтому своей профессиональной деятельности мною была выбрана народная педагогика на основе культурных традиций русского и адыгейского народов. Народная педагогика выработала свои традиционные правила. Удивительно, что они точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребенка и составляют своего рода систему. В них столько рациональности, такта, стремления удовлетворить рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове. Бытовое искусство, фольклор опекает ребенка с рождения, сопровождает в детстве. Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, восходом солнца. Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Как прекрасно если есть те, кто наполняет жизнь ребенка светом добра и лаской, раскрашивает детскую жизнь всеми цветами радуги, духовно обогащает среду, в которой растет ребенок.
Что же может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово. Оно передает прошлое, поступь настоящего и будущего. Звучат из поколения в поколение колыбельные песни, сказки, потешки, поговорки. Уже над колыбелью звучат песни. В старинных колыбельных песнях встречается немало мотивов, навеянных разными мифологически-магическими понятиями, и присутствует мысль об огромности мира – в нем совершается много таинственного, опасного, и спасительны для ребенка дом, материнская опека.
Основными приоритетами данного направления воспитания детей являются духовно-нравственное развитие детей, развитие способностей к личному творчеству и взаимодействию в коллективе, чему как нельзя лучше способствует знакомство с традициями и культурой народной среды, в которой развивается ребенок. Ведь именно она обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания. К. Д. Ушинский писал: «…воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах воспитания …».
Исходя из того,что мы проживаем в одном из красивейших мест России республике Адыгея с богатой народной культурой я всегда в своей работе опираюсь на них. В ходе реализации ФГОС ДО у нас в программе прописан региональный компонент, который составлен с учетом национальных и региональных особенностей Республики Адыгея, предусматривающий следующие направления деятельности ДОУ:
• Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Адыгея.
• Предоставление каждому ребенку возможность формирования у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.
• Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.
• Ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.
• Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Адыгея, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками РА и РФ, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.
Задачами, решаемыми в ходе моей педагогической работы, являются следующие:
- - формирование основ национального самосознания и любви к
Родине большой и Малой;
- развитие интереса к национальным традициям русского и адыгского народа;
- - знакомство детей с основами и разнообразием культурного опыта наших предков: национальным костюмом, жилищем, предметами быта, фольклором и основами традиций.
В возрасте двух-трех лет у ребенка активно развивается понимание речи, чему способствует изучение таких фольклорных форм как потешки, игры с пением, сказки и легенды. В пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих качеств в прибаутках, отличающихся от пестушек тем, что они уже не связаны каким-либо игровым действием. Значительно облегчающим воспитательный процесс элементом является рассматривание книг с образцами народного искусства- Особое место в системе воспитания у разных народов занимали песни. Созданные в давние времена, они сопровождают все поколения детей. Народные песни забавны, поучительны, но всегда безусловно поэтичны и легко становятся формирующим началом нравственного мира ребенка.
- Народные сказки, с которыми знакомятся дети, также являются одним из основных инструментов формирования мира ребенка. Сказки не только знакомят малыша с теми или иными забавными персонажами, но и формируют отношение к различным жизненным ситуациям.
- Короткие песенки-потешки всегда радуют и развлекают детей, обогащают словарный запас и расширяют эрудицию ребенка
В моей группе отведено место и небольшой, постепенно пополняемой выставке образцов народной культуры русского и адыгского народов.
Такой мини-музей позволяет деткам постоянно иметь перед глазами пример мироощущения и самовыражения двух народов
Последовательное и выражаемое в доступной форме ознакомление детей с обычаями и культурой народов России и Адыгеи в частности позволяет расширить кругозор ребенка и поддерживать интерес детей к познанию окружающего мира
Каждый ребенок обладает собственными интересами и уровнем способностей, поэтому работа проводится не только с группой, но и индивидуально, когда внимание ребенка заостряется на определенных, специфичных именно для него, деталях.
Крайне эффективным элементом знакомства детей с народными традициями, фольклором, повышения уровня коммуникативных способностей детей, инструментом формирования двигательных навыков, являются подвижные народные игры.
Ознакомление детей с народными промыслами, такими как хохломская роспись, дымковская и городецкая игрушки, гжель, позволяет детям проникнуться тонким и многогранным видением мира, присущим народным умельцам
Народный костюм… Проверенное временем сочетание красоты, функциональности и удобства На примере адыгского национального костюма дети знакомятся с изобретательностью и мастерством народных умельцев.
В завершение хотелось бы сказать, что работа с детьми, основанная на использовании народных материалов - предметов как духовной, так и материальной культуры, - является продуктивной и результативной.
Культура народов России изначально включает в себя богатейший запас воспитательного и обучающего материала, средств формирования мировоззрения подрастающего поколения – выразительных, информативных и глубоко духовных.
Дети с удовольствием знакомятся с элементами культуры русского и адыгского народов, особенно – с теми, которые можно потрогать, ощупать и с которыми можно поиграть.
За время моей работы над этой темой я провела с детьми проект «Моя Адыгея» в ходе которого мы с детьми узнали и ещё больше полюбили свою Родину. Венцом работы стал утренник «Моя Адыгея» который сочетал в себе театральную игра с элементами фольклора, где артистами были исключительно дети. Праздник удался на славу, дети получили много эмоций, радости. Не остались в стороне наши родители, нами было проведено родительское собрание на тему: «Приобщение детей к народным традициям». Родители принимают самое активное участие в изготовлении костюмов и различной атрибутики. В нашем саду праздники любят, проводятся праздники как русские, так и адыгские «День республики», «День адыгейского сыра», «Масленица», «Рождество», встреча нового года и т. д. Ценность народных традиций огромна, их утрата невосполнима какими-то не было материальными благами. Приобщая детей к народной культуре – мы являемся хранителями народной культуры, заветов народов. «Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа!»
Знания и навыки, приобретенные в ходе работы с детьми основанных на элементах народной культуры, останутся с детьми на всю жизнь и сформируют их дальнейшее мироощущение.