Гульбаршин Чайкенова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Зук [Щ]. Буквы «Щщ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Согласный звук [щ]. Буквы Щщ.»
Цель:
• Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой.
Задачи:
• Продолжать учить детей составлять предложение по схеме и предметным картинкам;
• Формирование навыка правильного употребления предлогов в предложениях;
• Развитие внимания, памяти, воображения. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слова;
• Воспитание аккуратности.
Билингвальный компонент:щенок-кшік,щука-шортан.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Зук [Щ], Буквы „Щщ“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Оборудование: картина: щуки,Емели;удочка,рыбки с словами на брюшке,касса букв и звуков, картины: лещ,ящик,плащ,роща,овощи,щетка;зубная щетка,щетка для одежды,щетка для обуви.
Ход ОУД:
I. Организационный момент.
Утренний круг.
II. Сообщение темы урока
Отгадайте загадку. Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец?
– Знаком ли вам этот сказочный герой?
– Из какой он сказки?
– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?
– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука, выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А].
– С каким звуком мы еще не знакомы? (Со звуком [щ]).
– Тема урока «Согласный звук [щ]. Буква Щщ».
III. Объяснение нового материала
1. Выделение нового звука
На доске картинка щуки.
– Произнесите слово щука, выделяя в нем первый звук.
– Назовите выделенный звук и дайте ему характеристику:
а) как произносим звук, протяжно или отрывисто;
б) как располагаются видимые органы речи, как проходит воздух;
в) что слышите при произношении: шум или шум с голосом;
г) какой звук слышите после [щ] с слове щука? Но как произносим [щ]?
– Дайте короткую характеристику звука.
– Какое условное обозначение выберем для [щ]? (На доске на выбор даны красный, зеленый, синий круги).
– Составим схему на доске. В реке кроме щуки водятся и другие рыбы.
– Будьте внимательны. Правильно называйте указанные звуки, и тогда узнаете название рыбы.
1-ый звук согласный Л
2 –ой звук гласный
3 -тим добавим новый звук.
– Какое слово получилось? (Вывесить картинку леща)
-Правильно «лещ»
– Составим схему слова лещ на доске.
– Найдите место нового звука в схеме и поставьте под условным обозначением звука точку.
– Каким условным знаком обозначили [щ] в слове щука? А в слове лещ?
– Как произносится этот звук в начале и в конце слов? (Мягко).
– Дайте уточненную характеристику [щ]. (Звук [щ] – согласный, звонкий, всегда мягкий).
2. Игра: «Рыбалка»
– Кто из вас был на рыбалке? Покажите, как вы забрасываете удочку.
– Что вы делаете, когда клюет рыба?
– Начинаем «удить» слова со звуком [щ] : услышали слово со звуком [щ], вытянули удочку
Дети читают слова на брюшке у рыбок.
– Посчитайте, сколько слов вы выудили.
– А какие еще слова вы могли поймать на удочку? (Дети называют свои слова).
– Какой еще шипящий звук встретился в словах?
– Что вы о нем знаете? Дайте ему характеристику.
Звук [ш-ш-ш] протяжно звучит,
А [щ] прерваться спешит.
Звук [ш-ш-ш] мы можем тянуть,
А [щ] спешит улизнуть.
3. Знакомство с новой буквой. Обозначение звука буквой
– Какой буквой обозначим звук [щ]?
– Как называется эта буква? (ща).
– На что похожа эта буква?
(Собственные высказывания детей). Воспитатель вывешивает буквы Щщ на доску.
– Давайте поблагодарим щуку за новый звук и букву. В знак благодарности подарим ей этот портрет (Три щуки вместе сложились в букву щ).
Хватать, глотать умеют щуки,
Другой не нужно им науки.
– Что вам напоминает этот рисунок?
– Сравним с печатной буквой Щ?
– Из каких элементов состоит печатная буква Щ? Из четырех элементов.
Воспитатель показывает печатные буквы на доске. Дети в воздухе.
4. Дифференциация звуков [ш]-[щ]. Чтение слогов
На доске карточки с буквами ш и щ.
– На какую букву похожа Щ? Чем отличаются?
Ш и Щ – родные сестры,
Но у Щ есть хвостик острый.
- Ребята, давайте выучим скороговорку.
Я по камушкам пошел,
Шубу шелкову нашел.
- Произнесем ее медленно.
- Быстро.
-Тихо.
- Кто произнесет ее еще один раз самостоятельно?
- Какой звук встречается чаще других?
- Какой он? Почему?
- Произносим его с голосом или без голоса? Значит он звонкий или глухой?
- Твердый или мягкий?
- Есть ли у него мягкий братик?
- Правильно, звук “ш” всегда твердый!
- Твердый согласный на схеме каким цветом обозначаем?
Вьется веревка
На конце головка. (змея)
- Представьте, змея ползет и мягко шипит: “щщщщщщ”
- Изобразим движения змеи. Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипите “щщщщщщ”.
-Дети,мы уже знаем,чтозвук “щ” на письме обозначается буквой Ща.
- Посмотрите на нее. На что она похожа?
На расческу Щ похожа,
Три зубца всего? И что же?
Щ играющий щенок.
Кверху лапками он лег!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
-Дети,чем мы чистим зубы?
-А еще какие щетки бывают?
( Воспитатель вывешивае картины :зубную щетку,щетку для одежды и для обуви)
5. Физминутка: «Рыбки»
Рыбки плавают в воде,
В чистой,тепленькой воде.
То сойдутся,разойдутся,
То зароются в песке.
6. Воспроизведение чистоговорок:
- Произнесем чистоговорки:
Ща – ща – ща – Шура ходит без плаща.
Ащ – ащ – ащ – мы наденем плащ.
Щи – щи – щи – щавеля мне поищи.
Щу – щу – щу – я щенка ищу.
Щи – щи – щи – где же он пищит?
7. Игра : «Слоговый аукцион»(Придумайте больше слов со слогами.)
Ща –
Ще –
Щу –
8. Работа в тетради.
Работа над звуковым составом слова:
- На доске картинки со звуком “щ” Произнесем за мной.
Ящик,плащ,щука,лещ,щетка,овощи,роща,клещ.
Найти слова, чтобы звук “щ” был в начале слова, в середине слова, в конце слова. Проверим!Соедини со схемой.
- Составим схему к слову “щука”
- Сколько слогов? Почему?
- Какой слог ударный? Какой он по счету?
- Назовите безударный слог? Какой он по счету?
- Произнесите первый слог.
- Выделяем первый звук первого слога? Характеристика.
- Какой второй звук первого слога? Характеристика.
- Произнесите второй слог.
- Выделяем первый звук второго слога. Характеристика.
- Выделяем последний звук. Характеристика.
(Дети работают индивидуально. Показ на доске. Дети выделяют звуки и дают им характеристику по цепочке)
- Произнесем еще раз слова.
- К какому слову подходит эта схема? (щипцы и клещи).(На доске звуковые схемы слов)
9. Физминутка «Ветер дует».
10. Работа над рассказом:
- Послушаем рассказ.
- Запомните слова со звуком “щ”.
Катин щенок.
Жила – была девочка Катя. Ей подарили щенка. Катя принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из – под стола щетку и стал с ней играть.
- Кого подарили Кате?
- Куда посадила Катя щенка?
- Где уснул щенок?
- Что сделал щенок, когда проснулся?
- Какие слова со звуком “щ” вы услышали?
- Перескажем рассказ по цепочке.
11. Работа в азбуке тетради.
Помоги Щенку запустить шары. Найди шар с правильным изображением буквы Щ.
12. Игра “Разноцветный сундучок ”.
- Поиграем в игру, которая называется “ Разноцветный сундучок ”.
Цель:учить детей описывать предметы.
Материал:шкатулка, щетки:зубная,для обуви,для одежды.
Ход.
Воспитатель:
Я предметы положила,
В разноцветный сундучок.
Ну-ка,Ваня,загляни-ка,
Вынь предметик,назови.
Дети вынимают и описывают предмет.
13. Прочитай слоги по звуковой (зеленой) ленте.
14. Сочетания ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.
15. Превращения слов.
К+ЛЕЩИ=?
16. Печатание букв в тетради.
Воспитатель показывает повторно на доске,а дети в воздухе. Далее печатают в тетради.
III Итог:
- С каким звуком сегодня познакомились? - Поиграем в игру. Хлопните, если услышите звук “щ” :
Каша, пища,пищать, печать, гуща, куча, трещать, ,щепка,встречать, укачать, угощать.