Заморева Елена Викторовна
Исследовательская работа учащихся 4 класса «Мы — волонтёры»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНФЕРЕНЦИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ «ОТКРЫТИЕ»
Тема работы : «Мы-волонтёры»
Секция особых работ
Авторы:
учащиеся 4 «А» класса МБОУ СОШ №30
Бесшапошникова Софья
Молькова Анна
Научный руководитель:
Заморева Елена Викторовна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №30
Г. о. Подольск
2018 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВВЕДЕНИЕ… 3
Публикация «Исследовательская работа учащихся 4 класса „Мы — волонтёры“» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Исследовательская деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ… 4
2.1. КТО ТАКОЙ ВОЛОНТЁР…. 4
2.2. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….
5
2.3. УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…. 6
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…. 7
3.1. ПРИДУМЫВАЕМ, УЧАСТВУЕМ И ВОЛОНТЁРИМ В НАШЕМ ПРОЕКТЕ….
7
4. ИССЛЕДОВАНИЕ…. 10
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 13
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…. 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…. 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…. 16
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…. 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 4…. 18
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: участие нас детей в волонтёрской деятельности, способствует развитию навыков творческого мышления (оценивать и анализировать любую точку зрения, взаимодействовать и общаться, что так актуально в мире где господствует изобилие гаджетов и прочее техническое достижение. Необходимо так же отметить, что в нашей стране практически не изучен эффект от участия детей в волонтёрской деятельности, что лишний раз подтверждает актуальность темы нашего исследования.
Объект исследования : процесс участия нас детей в волонтёрской деятельности.
Гипотеза: школьники, участвуя в волонтёрской деятельности.
Цель- провести теоретическое исследование и практически доказать, что школьники могут стать волонтёрами.
Задачи:
1. Проанализировать научные статьи, материалы по изучению волонтёрской деятельности.
2. Поучаствовать в волонтёрском движении, описать свои исследования.
3. Поучаствовать в работе инновационной площадки школы по теме “ Современная технология эффективной социализации детей в ДОУ и школе:проектирование модели взаимодействия " в качестве волонтёра.
Методы исследования :изучение научной литературы, наблюдение, практическая работа, анкетирование, результаты исследования, интервьюирование.
Материал исследования : изучение научной литературы.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. КТО ТАКОЙ ВОЛОНТЁР
Прежде чем преступать к нашему исследованию мы обратились за помощью к руководителю одного из центров по подготовкеволонтёров к XXVII Всемирной летней Универсиаде в городе Казани, XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм в городе Сочи Молькову Фёдору Вячеславовичу.
Он порекомендовал нам изучить само слово волонтёр (доброволец) для детального изучения темы исследования. Волонтёр (или доброволец, если на наш лад) произошло от латинского voluntarius, что дословно означает «желающий», «доброволец». Происхождения слова говорит о том, что волонтёр – это человек с открытой душой и сердцем, безвозмездно оказывающий помощь тем, кто в ней нуждается.
"Дети, участвующие в волонтёрской деятельности - говорят наши родители - вам очень повезло, так как не в каждой школе есть такая добрая идея, которая меняет жизнь вокруг нас.
Мы год назад задали себе вопросы: "А кто же такой волонтёр сегодня? ", "Откуда взялось данное направление деятельности?", "Как можно стать волонтёром и при этом получить для себя пользу и принести пользу в ответ?".
Нам предстояло изучить интерес к такой деятельности у наших одноклассников, проанализировать первые результаты нашего проекта и об этом мы расскажем в нашем исследовании. Но, что уже точно мы совершенно не могли предугадать, так это то, каксейчас будет актуальна наша командная работа. Ведь 2018 год в Российской Федерации объявлен годом волонтёра, и мы надеемся,что наш добрый проект продолжит своё существование и дальше.
Волонтёрская деятельность разнообразна и нам очень интересна, но удивительно, что раньше под волонтёрами понимались люди, которые принимали активное участие в военных действиях (первое упоминание о военных волонтёрах появилось в 1920 году во Франции).
Развитие волонтёрского движения проследить трудно, поскольку раньше нефиксировали действия такого рода. Но нам, людям, всегда было свойственно помогать близким, друзьям и соседям.
Подводя итог данной главы можно сказать, что в процессе изучения различных источников и знакомясь с историей развития волонтёрского движения, мы пришли к выводу, что волонтёры - это люди, которые готовы потратить свои силы и время на пользу обществу и государству. Труды и старания волонтёров не оплачиваются, а волонтёром может быть любой желающий без каких-либо возрастных ограничений.
2.2. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Изучая историю развития волонтёрства у нас в стране, нам удалось понять, что движениестало зарождаться в 80-х годах, но оно существовало и ранее просто имело другое название. Например: службы сестёр милосердия, тимуровское и пионерское движения. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г. тимуровские команды вели работу при дворцах пионеров и других внешкольных учреждений. Только в РСФСР (родители рассказывали, что таким сокращённым названием можно было назвать нашу страну с 1917 по 1991 годы) насчитывалось более 2 000 000 миллионов тимуровцев. Они брали шефство над госпиталями, семьями солдат и офицеров, помогали собирать урожай, ухаживали за могилами погибших Воинов.
В повести Аркадия Гайдара "Тимур и его команда" описано, как ребята- добровольцы по своей доброй воле помогали тем семьям, чьи родственники были в армии во время Великой Отечественной войны. Добровольцы в советское время активно помогали в освоении целины и строительстве БАМа (Байкало-Амурская железная дорога имени Ленинского комсомола).
Волонтёрское движение сегодня развивается очень быстро (по данным Росстата число волонтёров в 2017 году составило около 1 500 000 миллиона человек)и этому способствовали большие спортивные события в нашей стране, которые не могут обойтись без участия хороших и добрых волонтёров. Сегодня движение развивается в различных направлениях, а намудалось найти основные из них:
• Культурное волонтёрство – помощь в музеях и библиотеках;
• Социальное волонтёрство – помощь детям сиротам, людям с инвалидностью, бездомным, пенсионерам и т. д. ;
• Медицинское волонтёрство - помощь в больницах;
• Спортивное волонтёрство – помощь при организации крупных спортивных событий;
• Экологическое волонтёрство - помощь животным, в приютах для животных, зоопаркам и заповедникам.
Наше исследование могло зайти даже в тупик, потому как в интернете и в печатных изданиях множество различной информации, но было трудно проверить её, верна она или нет. Но тут намна помощь пришёл человек (точнее его высказывание) мнению которого в нашихсемьях доверяют и который точно нас не обманет, всегда скажет настоящую правду о волонтё рском движении в нашей стране: «Волонтёры трудятся в больницах и социальных учреждениях, помогают найти пропавших людей, оказывают посильную помощь пострадавшим в стихийных бедствиях, сохраняют природу, нашу память и культуру нашего народа, восстанавливают имена погибших солдат, помогают в проведении крупнейших международных мероприятий». Это слова нашего президента- Владимира Владимировича Путина.
Пожалуй, именно эти слова могут охарактеризовать итоги нашейглавы.
2.3. УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мы часто слышим, что мы ещё маленькие, что нам нужно ещё подрасти и стать взрослыми. Но все эти обращения нельзя применить к добрым поступкам, которые исходят от души и сердца. От родителей мы часто слышим, что добрые поступки красят человека и его жизнь. Именно поэтому нам захотелось понять, а можем ли мы, дети, быть волонтёрами? Или нужно ещё подрасти?
Оказалось, что возраст не имеет никакого значения. К примеру, в столице нашего государства имеется ресурсный центр «Мосволонтёр», который развивает волонтёрское движение в городе и помогает принимать участие в качестве волонтёров даже семьям. А у наших соседних государств наблюдается настоящий бум участия в волонтёрской деятельности среди детей. К примеру: в Китае в городе Гонконге проживает 7 000 000 миллионов людей из которых 1 500 000 миллиона людей – это волонтёры (40% из которых это дети в возрасте от 5 до 17 лет). Родители говорят, что это все сопоставимо с количеством военных в нашей армии.
Подводя итог в данной главе, мы хотим отметить, что участие детей в таком виде деятельности хорошо сказывается на нашем позитивном восприятии мира и об этом говорят исследования Британского международного благотворительного фонда «KAF» : помогая кому-то, мы делаем свою собственную жизнь добрее. Лично мне кажется, что это правда. Так как добрый человек с открытым сердцем и душой многие проблемы в жизни и в государстве может решить сам!
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. ПРИДУМЫВАЕМ, УЧАСТВУЕМ И ВОЛОНТЁРИМ В НАШЕМ ПРОЕКТЕ
Нашей школе Российской академией образования присвоен статус инновационной площадки и организована работа по реализации инновационного проекта «Современная технология эффективной социализации детей в дошкольных образовательных учреждениях и школе: проектирование модели взаимодействия» - честно говоря, нам, детям, трудно понять, что даёт данный почётный статус, но благодаря ему нам удалось придумать свой собственный волонтёрский проект «Мы- волонтёры» в сфере образования.
Идея и цель нашего волонтёрского проекта очень проста. Мы принимали участие в качестве волонтёров- наставников для детишек из детского сада, проводя для них различные занятия, акции, события, мероприятия. Конечно,это очень волнительно и ответственно для всех нас. Но благодаря поддержке родителей и нашего классного руководителя нам удаётся успешно реализовывать наш проект.
Наш проект приносит пользу детишкам в возрасте от трёх до шестилет из детского садика №13 «Золотая рыбка» г. Подольска. В рамках нашего совместного проекта, мыорганизовываем встречи, акции и занятияна различные темы: «Как себя ведут в школе?», «Правила поведения в школе», «Удивительный мир животных», «Страны мира», «Мир от А до Я», «Веселые старты» и многое другое. Всего лишь за год реализации нашего волонтёрского проекта нам удалось организовать двенадцать встреч.
Основными принципами нашего волонтё рского проекта стали:
• Вовлечение в совместную деятельность (дети детям);
• Личный пример (наставник).
Наш волонтёрский проект имеет свой креативный подход. Помимо приятных встреч нами были организованы совместные акции, благодаря которым мы теперь точно знаем каких трудов стоит одеть маленьких ребят на улицу.
Наши акции:
• «Посади дерево – помоги своему городу»Посадочный материал искали сами у себя на дачах, в садах у знакомых. Саженцы сирени высадили ранней весной. Мы рады были тому, что все они прижились.
• «Страны мира» - в рамках этой программы мы рассказали детям о Египте, о древней культуре этой страны. Рассказали о таких древностях, как Сфинкс,Пирамиды. Ответили на вопрос детишек: «Почему стоит ли посетить эту страну?»
• «Клумба в подарок»- к данной акции мы долго готовились, заранее высаживая рассаду и ухаживая за ней. С февраля месяца мы у себя дома выращивали из семян рассаду георгинов и бархатцев. А в мае месяце мы пошли высаживать готовую рассаду на клумбы детского сада.
• «Правила поведения в школе» -при презентации этой программы мы познакомили детишек, как нужно себя вести в стенах школы, начиная от раздевалки и заканчивая классом, столовой. Чтобы наш рассказ не казался малышам скучным, “плохое поведение" им демонстрировала наша одноклассница, переодетая в лисичку.
• «Весёлые старты» - мы устроили настоящий совместный спортивный батл, демонстрирующий важность активного образа жизни человека. Соревнуясь,в итоге каждый получил приятный сюрприз – медальку, сделанную нашими руками.
• «Делай добро!» - помощь бездомным животным-наша самая любимаяакция,основной идеей которой была - передача кормов в приют для бездомных животных. Мы всем классом закупали корма и витамины для животных. Затем решили съездить в приют для бездомных животных с детишками из детского сада. Нам даже разрешили разложить часть собранногонами корма в пустые миски.
• «Масленица» - на масленицу по всему детскому саду мы помогали устроить квест. В пяти группах была организована своя станция. В первой группе наши волонтёры с малышами водили хороводы. В другой занимались с детишками лепкой. В третьей группе наши мальчики устроили кузницу: при помощи формы из фольги чеканили монетки. В четвертой - пели песни, частушки и устраивали спортивные состязания. В пятой группе была мастерская кукол, где девочкирассказали малышам про славянские обрядовые и игровые куклы. А также предложили дошколятам попробовать самим изготовить куклу «берегиню».
• «Книжкино новоселье»- торжественное открытие библиотеки в детском саду, где нами реализована небольшая театральная сценка, рассказывающая о важности книг в жизни современного человека.
• «Ёлка, привет!» - совместно с детишками мы наряжали ёлку игрушками. А потом показали им новогоднее представление о самых интересных новогодних традициях празднования нового года в других странах.
Анализируя эффект от наших акций, мы поняли, что ровно за год нам удалось сформировать хорошую команду единомышленников как среди наших одноклассников, так и среди воспитанников детского сада. Дети узнали множество полезной информации, которую было легче воспринимать, так как она исходила почти от их сверстников (тех, кто не так уж и сильно отличается по возрасту, а мы конечно приобрели множество навыков: творческое, мышление, попрактиковались в публичных выступлениях и стали лучше общаться с друг, другом позитивнее смотря на нашу жизнь.
4. ИССЛЕДОВАНИЕ
Наш классный руководитель,Елена Викторовна, говорит, что в XXI веке мы должны уметь критически мыслить (оценивать и думать над каждым утверждением, взаимодействоватьи коммуницировать, творчески подходить к делу. И наш проект даёт такую возможность.
Прежде чем проводить наше исследование, мы решили проанкетировать наших одноклассников и выяснили следующее (было опрошено 25 одноклассников) см. Приложение 1:
Благодаря данному анкетированию мы понимали, что в классе имеется большой интерес к волонтёрской деятельности и совместной работе, нам же нужно было всех объединить. Ребята не участвуют в проектах в качестве волонтёра в связи с тем, что не могут этого сделать (нет таких проектов).
После того, как мы получили положительный сигнал от наших одноклассников, нам хотелось определиться с программой нашего проекта. Мы решили спросить более подробно: какой формат мероприятий пользовался большим интересом у нашей команды и получили результаты (было опрошено 25 одноклассников) см. Приложение 2:
В наших стремлениях нас поддержали: все родители, родительский комитет и классный руководитель.
Удивительно, но в рамках нашего исследования нам удалось получить результаты, которые мы совершенно не ожидали получить см. Приложение 3:
• 73 % участников (одноклассники) отметили тот факт, что наш проект помогает развивать творческое мышление.
• 83 % участников (одноклассники) отметили тот факт, что наш проект помогает перебороть стеснительность и получить опыт выступлений перед публикой.
• 90 % участников (одноклассники) отметили тот факт, что помощь ближнему позволяет чувствовать себя очень радостно.
Мы так же опрашивали и детишек детского садика, которые с помощью флажков отвечали на наши вопросы и вот наши результаты см. Приложение 4:
• 80 % участников (дети) отметили тот факт, что им удалось узнать для себя что-то новое.
• 96 % участников (дети) отметили тот факт, что им удалось больше узнать о школе и её жизни.
• 98 % участников (дети) отметили тот факт, что им очень понравились наши занятия.
Наше исследование показало, что участие учеников школы в волонтёрском проекте помогает нам творчески мыслить (оценивать и думать над каждым утверждением, взаимодействоватьи общаться, применять творческий подход к делу, а детишкам из детского садика открывать для себя новый мир - «Мир школьника», в котором живут дети чуть старше их и который им безумно интересен. Наши встречи, занятия и акции почти всегда проходили очень легко и это, наверное, не просто так, а потому, что детей учили дети.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Волонтёры трудятся в больницах и социальных учреждениях, помогают найти пропавших людей, оказывают посильную помощь пострадавшим в стихийных бедствиях;сохраняют природу; берегут культуру нашего народа;в знак памяти о тех, кто не вернулся- восстанавливают имена погибших солдат; помогают в проведении крупнейших международных мероприятий» - это снова слова нашего президента Владимира Владимировича Путина, которые так детально описывают личность волонтёра.
Наше участие продемонстрировало, что участие детей в таком виде деятельности хорошо сказывается на нашем позитивном восприятии мира. Участвуя, мы учимся критически мыслить (оценивать и думать над каждым утверждением, взаимодействоватьи общаться, иметь творческий подход к делу, что так необходимо в нашей учёбе.
Опыт работы в волонтёрском движении оцениваем, как положительный, показывающий эффективность многих используемых форм и возможность их применения. Волонтёрское движение, как гарант того, что мы должны расти честными, открытыми, готовыми на бескорыстную помощь. Помогая другим, мы дети-волонтёры, даём себе возможность почувствовать себя взрослыми и нужными. Проявляя заботу о детишках, мы видели, как они благодарны нам. Планируем и дальше продолжить волонтёрское движение, а полученный опыт обогащать и тиражировать. Волонтёрское движение в детском саду- это уникальная возможность влиять на успешную адаптацию и обучение детишек в школе.
Наши родители очень часто говорят, что сегодня мы школьники, завтра мы студенты, а послезавтра мы руководим нашей страной. Наверное, так оно всё и будет, но наш проект даёт нам и детишкам детского садика не только навыки необходимые в учёбе и жизни, но и - ключики к настоящей доброй русской душе.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Курс лекций МГГУ им. М. А. Шолохова «Волонтерство – тренд»
2. Методическое пособие ресурсного центра «Мосволонтёр» - «Мир волонтера»
3. Исследование волонтерских компетенций ГБУК города Москвы Культурный центр «Новослободский»
4. Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%91%D1%80
Приложение 1.
АНКЕТА ДЛЯ ОДНОКЛАССНИКОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ПРОЕКТУ
№ ВОПРОС ДА НЕТ
1 Мог/могла бы ты принимать участие в организации волонтёрского проекта?
2 Мог/могла бы ты организовывать событие для детишек из детского сада?
3 В организации какого события ты бы мог принять участие (обведи кружком) :
• Акция;
• Занятие (на примере школьного);
• Творческий мастер-класс.
4 Мог/могла бы ты принять участие в качестве волонтёра?
Приложение 2.
АНКЕТА ДЛЯ ОДНОКЛАССНИКОВ ДЛЯ ПОДРОБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАСТИЯ В НАШЕМ ПРОЕКТЕ
№ ВОПРОС ДА НЕТ
1 Готовы ли Вы проводить акции на территории детского сада?
2 Готовы ли Вы встречаться с дошкольниками в детском саду с целью общения и помогать им?
3 Готовы ли Вы проводить экскурсии для младших детей?
4 Сможете ли провести занятия для детей младше Вас?
Приложение 3.
АНКЕТА ДЛЯ ОДНОКЛАССНИКОВ ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ СОБЫТИЙ
№ ВОПРОС ДА НЕТ
1 В рамках нашего проекта приходилось ли тебе, самому придумывать организацию встречи, акций, мастер-классов?
2 В рамках нашего проекта приходилось ли тебе, принимать участие в подготовке костюмов к выступлениям?
3 В рамках нашего проекта приходилось ли тебе, принимать участие в подготовке плакатов и рисунков для наших событий?
4 В рамках нашего проекта приходилось ли тебе, принимать участие в подготовке творческих заготовок для наших событий?
5 В рамках нашего проекта приходилось ли тебе, выступать перед аудиторией с публичным выступлением?
6 Приходилось ли тебе испытывать радость по итогам успешного проведения события?
Приложение 4.
АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАНИКОВ ДЕТСКОГО САДА
№ ВОПРОС ДА (СИНИЙ ФЛАЖЕК) НЕТ (ЗЕЛЕНЫЙ ФЛАЖЕК)
1 Удалось ли Вам узнать что-то новое сегодня на нашем событии?
2 Кому удалось лучше познакомиться с жизнью в нашей школе?
3 Понравилось ли Вам наше событие?