Елена Волобуева
Концептуальные основы введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Вид деятельности: непосредственно-образовательная
Возрастная группа: старшая группа
Тема: По следам красной шапочки
Цель: Воспитывать экологическую культуру.
Программное содержание Закрепить знания детей о деревьях, растущих на участке детского сада.
Образовательные задачи : Закрепить знания детей о деревьях, растущих на участке детского сада. Уточнить и расширить знания детей о редких и охраняемых животных, занесенных в красную книгу.
Публикация «Концептуальные основы введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» размещена в разделах
Развивающие: развивать внимание, любознательность, сформировать убеждение, что красота и неповторимость природы бесценна и ее надо беречь и охранять.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать её красоту. Формировать положительную мотивацию к занятиям.
Предварительная работа: знакомство с деревьями на участке, чтение стихов о деревьях, д/игра «С какого дерева лист?», «Кто скорее добежит до дерева». Рассматривание Красной книги, беседа.
Словарная работа:
Материалы и оборудование: надувной мяч-глобус, Красная книга; модули листьев деревьев.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами продолжим знакомиться с Красной книгой. Вы согласны? Тогда располагайтесь поудобней.
Входит Красная Шапочка:
Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой удивительный голубой мяч и большую Красную книгу подарила мне мама. Книгу я еще не успела посмотреть, а вот с мячиком давайте поиграем? А то я спешу к бабушке и мне еще надо нарвать цветов, ведь у бабушки сегодня праздник.
Воспитатель: Подожди, Красная Шапочка. Давай посмотрим твои подарки.
/Дети рассматривают подарки/
Красная Шапочка: Ребята, я хочу загадать Вам загадки:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
Дети: Земля
Красная Шапочка: Кто четыре раза в год переодевается?
Дети: Земля
Красная Шапочка: Некого не родила, а все матушкой зовут.
Дети: Земля
Красная Шапочка:
Свежей зеленью одеты
Парки, улицы, поля.
В море солнечного света
Погружается.
Дети: Земля
Воспитатель: Ребята что напоминает этот мяч?
Дети: Землю.
Воспитатель: А что такое земля?
Дети: Дом для всех живых существ и для неживой природы тоже.
Воспитатель: Значит, с этим мячом в простые игры не поиграешь.
Красная Шапочка: Это еще почему?
Воспитатель: Он хрупкий, беззащитный, красивый, как наша планета, а ее надо беречь и охранять. Ребята, посмотрите какая красивая наша планета.
/показ слайдов/
Есть на земле огромный дом под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.
Воспитатель: Вот видите, ребята, какая красивая наша планета Земля. Как много на ней удивительных мест, животных и птиц. А что нужно делать, чтобы сохранить нашу планету и все живое на ней?
Дети: Охранять и заботиться о ней, не рвать цветы, не бросать мусор, не ловить животных, не топтать насекомых.
Воспитатель: Да. Но не все люди это понимали, и к чему это привело?
Дети: Многие виды растений и животных исчезли с нашей планеты. Многие занесены в Красную книгу.
Красная Шапочка: В мою красную книгу? А как же букет для бабушки?
Воспитатель: Не волнуйся Красная Шапочка, бабушка твоя не останется без подарка. Мы соберем ей букет, но не из цветов а из осенних листьев. Посмотри сколько красивых листьев у нас на участке. Ребята тебе помогут. Ребята поможем Красной Шапочке собрать красивый букет для бабушки?
Дети: Поможем!
/Дети собирают листья/
Воспитатель: Вот какие красивые листья мы собрали. А еще ребятам было дано домашнее задание: узнать что-нибудь интересное про деревья.
Дети:
Тополь – высокое, стройное дерево с зеленовато-серым стволом. У него густая зеленая крона. Тополь прекрасно очищает воздух от пыли и копоти и выделяет в атмосферу кислород больше чем другие деревья.
Береза – очень любит солнечный свет и поэтому растет на светлых полянках и вырубках. На белой бересте выделяются черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев.
Клен – высокое стройное дерево. Ствол у него прямой, покрытый гладкой тонкой корой. Растут они быстро, за год вырастают почти на метр. Клен любит свет и тепло.
Ива – любит влажную почву и поэтому растет по берегам рек, озер и ручьев. Люди ценят ее за ивовый мед; за цветы, из которых готовят лекарство для лечения ран; за гибкие ивовые ветви, из которых плетут корзины и короба.
Каштан – любит солнце и простор. Крона дерева пышная, шарообразная, красиво цветет. Соцветия напоминают свечи, каштан - лекарственное растение. В лекарственных целях используют кору, плоды, иногда цветы.
Воспитатель: Вот Красная Шапочка, какой красивый букет мы собрали для твоей бабушки. Тебе нравится?
Красная Шапочка: Какой замечательный букет. Я думаю, бабушке очень понравится.
Воспитатель: Красная шапочка, а еще ребята хотят с тобой поиграть в игру, которая называется «Земля, вода, огонь, воздух»
Ход игры:
Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырё х слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.
Слышен крик птицы. На экране появляется птица - кулик-сорока/
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто же здесь живет?
Дети: Это птица называется Кулик-сорока.
Воспитатель: Кто нам про нее расскажет?
Ребенок: Кулик – это очень храбрая, но недоверчивая птица, сбившись в большие стаи, любит быть главной над другими птицами, водящимися по близости, и громким криком предупреждает их об опасности. Гнездо устраивается недалеко от воды. Обыкновенно кулики вырывают небольшую ямку, кладут подстилку из сухих стеблей. Гнездо свое кулик смело, с громким криком, защищает от всякой опасности между камнями, растениями или углублениями почвы. Они также охотно бегут в воду и превосходно плавают и ныряют. Кулики вообще страшно любят воду и умеют ныряньем спасаться от преследования. Ходит кулик-сорока поспешно, ковыляя, часто быстро бежит, но беспрестанно останавливается; полет его похож на утиный. Питается он мелкой рыбой, раками и червями, которых умеет ловко вытаскивать из песка своим твердым клювом.
Слышен крик птицы. На экране появляется птица –Филин
Дети: Это птица называется–Филин
Воспитатель: Кто нам расскажет про него?
Ребенок: Филин это самый крупный из сов, с хорошо заметными перьевыми «ушками». Оперение мягкое, с большим количеством пуха в основании перьевых пластин. Общая окраска сероватая со сложным темно-бурым продольным рисунком на перьях. Брюшная сторона светля. Лицевой диск выражен в нижней половине. Радужина оранжевая, клюв и острые когти черные. Пальцы сверху, оперены. Самки крупнее самцов. Другие половые и возрастные признаки проявляются слабо.
Слышен крик птицы. На экране появляется птица – Белая чайка.
Дети: Это птица называется–Белая чайка.
Воспитатель: Кто нам про нее расскажет?
Ребенок: Чайка это крупные либо среднего размера птицы, с белым или серым оперением, часто с чёрными отметинами на голове или крыльях. Одними из отличительных характеристик являются сильный, слегка загнутый на конце клюв, и хорошо развитые плавательные перепонки на ногах. Брюшко большинства взрослых чаек белое, спина и крылья серые или чёрные
Слышен крик птицы. На экране появляется птица- Белая цапля
Дети: Это птица называется– Белая цапля
Воспитатель: Кто нам расскажет про неё?
Ребенок: Белая цапля это крупная цапля с очень длинной, тонкой и круто изогнутой шеей, длинными ногами и относительно коротким телом. Размах крыльев большой. Оперение снежно-белое. В гнездовой период на спине имеются удлиненные рассученные перья несколько заходящие за хвост. Крупнее малой белой цапли в полтора-два раза, в отличие от нее имеет черные пальцы.
Красная Шапочка: Давайте с вами поиграем
Физминутка:
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
Воспитатель: Красная шапочка, а в твоей красной книге записаны эти птицы?
Красная Шапочка: Давайте посмотрим.
Воспитатель: Посмотрите, Кулик-сорока, Филин, Белая чайка, Белая цапля занесены в красную книгу. Их осталось очень мало, и поэтому государство взяло заботу о них на себя. А на сегодня наше путешествие закончилось.
Красная Шапочка: Да и мне пара. Мне у вас очень понравилось. Я много узнала и про деревья, и про птиц. Я буду читать Красную книгу, чтобы много знать о редких животных и растений, чтобы самой охранять их. Землю-мяч оставлю вам, буду в гости забегать, чтобы с вами поиграть.
/Красная Шапочка уходит/
Список литература:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет
2. «Дошкольная педагогика» Г. Н. Казаручик «Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников», стр. 19 – 24
3. Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы»
4. С. Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников.
5. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду. Издательство «Мозаика синтез»