Утемишева Гузяль Касимовна
Педагогический проект учителя-логопеда по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ
ПАСПОРТ ПРОЕКТА на тему: «Ростов – малая родина»
учителя – логопеда МБДОУ № 10 Утемишевой Г. К.
(Старший дошкольный возраст)
Срок реализации проекта – 2024 -2025 уч. годы.
Проблема: и дети, и родители в полной мере не знают истории своего города, не знают о праздниках старины, о событиях, происходивших ранее в нашем крае.
Обоснование проблемы:
Публикация «Педагогический проект учителя-логопеда по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
- Логопедия. Работа логопеда
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Данный проект сможет раскрыть для детей и родителей интересные события в жизни Ростова – на - Дону разных столетий: знакомство с донской землёй, ее строениями и историей, историей создания первой крепости, знакомство с родной улицей, ее памятниками, аллеями, новыми постройками. Проект позволит раскрыть для детей удивительный мир природы и предметного мира, который окружает нас, проект позволит объединить разные поколения в семье ребенка: тех, кто воевал, тех, кто помнит события войны; позволит окунуть детей и родителей в мир вопросов и ответов, тем самым позволив решить главный принцип детства: Почему? Где? Как и зачем?
Цель проекта:
Знакомство детей с событиями в жизни родного города и улицы, знакомство с историей родного края, с памятными местами разных поколений, историей нашего Донского края.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с историей Ростова-на-Дону разных столетий, его строениями, памятными местами.
2. Способствовать развитию нравственного и патриотического воспитания.
3. Расширять знания детей об окружающем природном и предметном мире.
4. Обогащать словарь детей за счет различных частей речи.
5. Способствовать развитию связной речи, навыков общения с взрослыми и сверстниками.
6. Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни.
7. Развивать мелкую моторику рук за счет использования продуктивной деятельности (аппликация, лепка, рисование, пластилинография).
8. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к памятникам архитектуры, природе родного края.
Тип проекта: исследовательский, познавательно-речевой, поисково – творческий.
Вид проекта: долгосрочный групповой.
Сроки реализации проекта: учебный год (подготовительная к школе группа).
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, учитель – логопед, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, сотрудники районной библиотеки № 8.
Предполагаемый результат проекта:
• Создание выставок в группе по теме проекта.
• Создание фотоальбома «История родного края».
• Посещение районной библиотеки № 8 им. Зои Космодемьянской (знакомство с произведениями детских писателей: С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто).
• Создание детских альбомов «Я и мой город» (через продуктивную деятельность).
• Обогащение активного и пассивного словаря детей подготовительной группы.
• Активное участие родителей в проекте (совместные экскурсии, праздники, совместные рисунки, поделки).
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
1. Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
2. Подбор наглядного, литературного и демонстрационного материала, стихов, загадок, чистоговорок, пословиц по теме проекта.
3. Подбор технических средств обучения: создание мультимедийных презентаций по темам: «Путешествие в прошлое и будущее Ростова», «Железнодорожный район-наш любимый район»
4. Оснащение развивающей среды:
• Книжный уголок: книги и иллюстрации «Все о нашем Ростове», стихи И. Северянина, К. Фофанова с иллюстрациями,
• Уголок речевого развития: картотека скороговорок и чистоговорок о Ростове, его строениях, его окрестностях, подборка стихотворений о Ростове.
• Уголок творчества и рисования: трафареты различных городских строений, башни, деревья.
• Оформление родительского уголка: информация о проекте, рекомендации по теме проекта, создание фотоальбома – книги «История родного края», оформление фотовыставки «Ростову -на-Дону 276 лет», оформление папок – передвижек для родителей по истории Ростова, историческим местам ее окрестностей.
II этап – основной
1. Коррекционно – развивающие занятия.
Интеграция образовательных областей: Социально - коммуникативное развитие, познавательно - речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Здоровье. Физическая культура: спортивное развлечение «Мы будущие олимпийцы»,«Папа, мама, я – спортивная семья!
Коммуникация. Развитие речи. Чтение художественной литературы: заучивание и слушание стихотворений К. Фофанова, И. Северянина. Разучивание песен о родном городе.
Познавательно – речевое развитие, нравственно – эстетическое воспитание: коррекционно – развивающие занятия по теме проекта, воспитание любви к природе, родному городу, бережного отношения к живым и неживым объектам природы, предметного мира.
Художественно – эстетическое творчество: рисунки детей на тему: «Мой любимый город»
2. Совместная деятельность взрослых и детей в ходе режимных моментов.
• Утренняя гимнастика, различные физкультминутки и комплексы пальчиковой гимнастики.
• Ситуативные беседы, беседы – рассуждения, беседы после проведения экскурсий и просмотра презентаций.
• Рассматривание альбомов, иллюстраций, открыток и энциклопедий по теме проекта.
• Чтение рассказов, стихотворений, энциклопедической информации.
• Игровая деятельность: дидактические игры настольно – печатные игры, развивающие игры по теме проекта, внесение специальной одежды и атрибутики в сюжетно – ролевые игры «Экскурсовод в музее», «Осенняя ярмарка».
3. Самостоятельная деятельность детей в уголках развития.
4. Работа с родителями:
• Знакомство родителей с темой проекта.
• Привлечение родителей к созданию фотоальбома – книги «История родного края», рекомендации по теме проекта.
• Конкурс поделок «Осенняя ярмарка», рисунков «Ростов – на – Дону – город будущего»
• Оформление фотовыставок «Дети изучают свой город» (игры по теме проекта).
• Привлечение родителей к организации маршрута выходного дня в парк, краеведческий музей, детскую библиотеку.
III этап - заключительный
• Выставка детских работ по детским поделкам «Осенняя ярмарка», рисунков «Наш любимый город», коллективной аппликации «Салют в честь Дня Победы», конструирования из природного и бросового материала и другое.
• Фотовыставка на тему «Дети изучают свой город» (игры по теме проекта).
• Подведение итогов по реализации проекта через проведение открытого мероприятия - творческого вечера детских писателей – юбиляров.
• Проведение конкурса среди детей и родителей на лучший совместный рисунок «Мой родной город и его окрестности» (с вручением дипломов).
• Обобщение опыта работы по проекту и представление его на педсовете (распечатка с иллюстрациями, презентация).
• Участие в педагогическом конкурсе.