Клочко Светлана Викторовна
Концепция педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
«Красота спасет мир!»
(Ф. М. Достоевский)
«Более, чем науками, нужно заниматься искусствами»
(Я. А. Коменский)
В современном мире с его новейшими технологиями человечество семимильными шагами устремляется в будущее, забывая оглянуться назад и задуматься: а все ли мы делаем правильно. Люди постепенно забывают о простых истинах, пытаются изменить законы морали и нравственности, подстраивая их под современное общество, слепо подражая чужому, забывая о своем, родном. Речь современного человека, к сожалению, уже далека от норм литературного языка. Бульварная литература вытесняет классическую, а откровенные фонограммы заглушают живой звук. С рисунков детских книг на нас смотрят герои, лишенные живого взгляда, души.
Публикация «Концепция педагогического опыта» размещена в разделах
Душа ребенка – чистый лист. И от того, что мы «напишем на нем», зависит, каким вырастет маленький человек и как пойдет во взрослую жизнь!
Мы приходим в этот мир, чтобы сделать его лучше! Долг каждого педагога - воспитать гармоничную личность, хорошего человека. Я пытаюсь в своей педагогической деятельности сделать это средствами искусства: музыкой, литературой и живописью. («Ни дня без строчки, музыки и красок!» - гласит мое кредо, мой жизненный девиз). Классические произведения этих трех видов искусств – лучшие образцы для подражания. А от того, какими у тебя будут ориентиры в детстве, зависит твое будущее, твоя взрослая жизнь.
Подлинное искусство может и должно, говоря словами А. С. Пушкина, пробуждать «чувства добрые», укреплять в человеке веру в прекрасное, гуманистические идеалы, решимость следовать им и бороться за них. Рисуя высокохудожественные, правдивые картины жизни, художник (будь то писатель, композитор) учит нас разбираться в том, что является прекрасным, а что – безобразным в жизни.
Каждый, кто, так или иначе, связан с воспитанием детей знает, что этот процесс включает в себя не только обучение малышей полезным навыкам и знаниям, но и развитие чувственно-эмоциональной сферы. В первую очередь, воспитание ребенка направлено на развитии его личности. И справиться со столь важной задачей, на мой взгляд, способно только искусство! Формируя и совершенствуя характер малыша, воспитание искусством мягко и ненавязчиво прививает ему необходимые нравственные навыки, учит взаимодействовать с окружающим миром. Такое воспитание может идти при помощи любых видов искусств. Для меня, в первую очередь, это музыка, литература и живопись.
Американский ученый ХХ века Мартин Гарднер в своих исследованиях показал, что дети пяти и семи лет, отстававшие в д/саду от своих сверстников, благодаря увеличению занятий искусством, догнали их в чтении и обогнали в математике.
Психологи убеждены: художественное воспитание следует начинать в достаточно раннем возрасте. Ребенок 3-6 лет умеет тонко чувствовать, у него великолепно развито образное мышление.
В возрасте до 7 лет ребенок пластичен физически и особенно восприимчив психологически, а интенсивно используемые им силы подражания выступают в роли познавательных сил и, следовательно, он легко обучаем и открыт для восприятия прекрасного мира искусства. Знакомство с красотой в жизни и в искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию детского воображения и фантазии.
Воспитание искусством делает эмоциональную сферу ребенка разнообразнее, учит слышать и понимать художественные произведения, выражать различные эмоции и чувства, формирует высокие нравственные позиции.
Основными целями и задачами в воспитании детей средствами искусства считаю следующие:
1. Приобщение детей к русской и зарубежной классике в музыке, литературе и живописи.
2. Формирование положительных морально-нравственных ориентиров, эмоций.
3. Развитие эстетического вкуса, творческих способностей у ребенка.
В своей педагогической деятельности воспитание искусством провожу, используя различные формы работы. Это и непосредственная образовательная деятельность, и свободная совместная деятельность с детьми (музыкальные викторины, исполнение детских песен, пение колыбельных перед сном, творческое рисование и др., и работа с родителями (утренники, родительские собрания и др., экскурсии, взаимодействие с Детской музыкальной школой им. Н. И. Римского-Корсакова и Детской школой искусств (выступления, концерты).
Считаю музыку обязательной составляющей любой образовательной деятельности, так как она, по словам Л. Н. Серова, «дополняет поэзию, доказывает то, что словами нельзя выразить. Это – «язык души».
В музыке образы вызывают в нашем сознании не наглядные представления, а тонкие неуловимые чувства, настроения, переживания, которые сами по себе способны подсказать нашему воображению те или иные образы. Разве не представляется нам бушующее море, когда мы слушаем сюиту Н. А. Римского-Корсакова «Шахразада», разве не предстают перед нами картины родной русской природы, когда звучат мелодии «Времен года» П. И. Чайковского.
Музыка воссоздает действительность через отражение в восприятии и чувствах человека. В музыке можно передать переходы от одного настроения к другому, тончайшие оттенки чувств. Музыка способна вызвать у слушателя ощущения света или тьмы, знойной жары или ночной прохлады, живо воссоздать картины осеннего ненастья, зимнего оцепенения, весеннего расцвета природы, голоса природы: завывание ветра, раскаты грома, морской прибой, шелест листвы, пение птиц.
Музыка, на мой взгляд, лечит душу ребенка, снимает агрессию, приобщает к прекрасному, развивает воображение, фантазию, певческие способности (музыкальный слух, формирует положительные эмоции, создает фон, является художественным средством в создании того или иного образа (чем я часто пользуюсь в образовательной деятельности). А еще я люблю просто петь что-нибудь детям: например колыбельные песни перед сном. Так же использую музыку в свободной совместной деятельности с детьми: провожу музыкальные викторины, игры, многие из которых разработала сама (музыкальная игра «Музыкальная пластинка»)
Живопись – вторая стихия, вторая моя муза, без которой не мыслю себя и свое существование. «Живу, рисуя» – сказала бы я о себе. Свою любовь, опыт, секреты передаю детям. Я всегда с восторгом смотрю на детские рисунки. Сколько в них фантазии, находчивости, как пытлив и непредсказуем взгляд ребенка на мир, окружающую жизнь. Дети рисуют и внимательно вглядываются в мир. Их восхищает многообразное проявление жизни в природе - будь то красота полевого цветка, бег лошадок или структура дерева. Так делается первый шаг в большой мир искусства, так начинается для многих путь к призванию. Рисуя, ребенок начинает лучше понимать мир, а лучше понимать и знать – значит больше дорожить, любить. Незаметно расширяется его представление о мире, предназначении искусства
В своей педагогической деятельности стараюсь как можно чаще знакомить детей с великими произведениями русских художников-классиков (И. Е. Репин, И. И. Шишкин, В. М. Васнецов, В. И. Суриков, И. К. Айвазовский и др.) при рассматривании картин. Живопись использую как художественное средство при создании того или иного образа или как фон (в образовательной деятельности).
Ну и, конечно, очень люблю рисовать с детьми в свободное время. Девочек всегда тянет в сказочный мир, где в волшебных замках живут принцы и принцессы (и мы рисуем их). А мальчиков, будущих военных, космонавтов, всегда интересует военная техника, неизвестный и необъятный космос. Я помогаю воплотить их мечты в рисунках.
В своей изобразительной деятельности использую традиционную и нетрадиционную технику рисования (например, очень люблю технику «граттаж»). Этому обучаю своих воспитанников.
Ну и, конечно, невозможно говорить о воспитании искусством без литературы.
Книга – это «волшебное слово», вмещающее в себя целый мир прошлого, настоящего и будущего. Любая книга в той или иной мер несет в себе знания и поэтому первым учителем с самого раннего возраста становится именно она. Ребенок растет, и книга помогает ему в этом – формировать собственные суждения об окружающем мире, о взаимоотношениях людей и нравственных законах, по которым живет общество. Через художественную литературу ребенок знакомится с богатством и разнообразием окружающего мира, красотой и неповторимостью природы, расширяет свой кругозор, раскрывает смысл нравственных категорий в жизни человека. Знакомясь с героями художественных произведений, обсуждая их характеры и поступки, ребенок будет соотносить этих героев с личным опытом и поведением, что способствует социальному развитию, познанию самого себе в окружающем мире, формирует его нравственную позицию.
Знакомя детей с литературными произведениями, я хочу, чтобы малыши, в первую очередь, почувствовали красоту нашего русского языка, поэтического слова и тем самым смогли расширять лексикон, развивать связанную речь.
Все замечательные произведения искусства помогают человеку жить и бороться, лучше и глубже понимать природу и жизнь. Они ведут нас к вершинам человеческого духа, делает более зоркими, чуткими и благородными.
Воспитание искусством – это целенаправленный, творческий процесс развития у ребенка способности видеть красоту окружающего мира и создавать ее самому. Развивая художественные способности, эстетические чувства и представления ребенка с самого раннего детства, родители и воспитатели закладывают основы духовного богатства человека!