МААМ-картинки

Концепция педагогического опыта

Клочко Светлана Викторовна
Концепция педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы

«Красота спасет мир!»

(Ф. М. Достоевский)

«Более, чем науками, нужно заниматься искусствами»

(Я. А. Коменский)

В современном мире с его новейшими технологиями человечество семимильными шагами устремляется в будущее, забывая оглянуться назад и задуматься: а все ли мы делаем правильно. Люди постепенно забывают о простых истинах, пытаются изменить законы морали и нравственности, подстраивая их под современное общество, слепо подражая чужому, забывая о своем, родном. Речь современного человека, к сожалению, уже далека от норм литературного языка. Бульварная литература вытесняет классическую, а откровенные фонограммы заглушают живой звук. С рисунков детских книг на нас смотрят герои, лишенные живого взгляда, души.

Публикация «Концепция педагогического опыта» размещена в разделах

Душа ребенка – чистый лист. И от того, что мы «напишем на нем», зависит, каким вырастет маленький человек и как пойдет во взрослую жизнь!

Мы приходим в этот мир, чтобы сделать его лучше! Долг каждого педагога - воспитать гармоничную личность, хорошего человека. Я пытаюсь в своей педагогической деятельности сделать это средствами искусства: музыкой, литературой и живописью. («Ни дня без строчки, музыки и красок!» - гласит мое кредо, мой жизненный девиз). Классические произведения этих трех видов искусств – лучшие образцы для подражания. А от того, какими у тебя будут ориентиры в детстве, зависит твое будущее, твоя взрослая жизнь.

Подлинное искусство может и должно, говоря словами А. С. Пушкина, пробуждать «чувства добрые», укреплять в человеке веру в прекрасное, гуманистические идеалы, решимость следовать им и бороться за них. Рисуя высокохудожественные, правдивые картины жизни, художник (будь то писатель, композитор) учит нас разбираться в том, что является прекрасным, а что – безобразным в жизни.

Каждый, кто, так или иначе, связан с воспитанием детей знает, что этот процесс включает в себя не только обучение малышей полезным навыкам и знаниям, но и развитие чувственно-эмоциональной сферы. В первую очередь, воспитание ребенка направлено на развитии его личности. И справиться со столь важной задачей, на мой взгляд, способно только искусство! Формируя и совершенствуя характер малыша, воспитание искусством мягко и ненавязчиво прививает ему необходимые нравственные навыки, учит взаимодействовать с окружающим миром. Такое воспитание может идти при помощи любых видов искусств. Для меня, в первую очередь, это музыка, литература и живопись.

Американский ученый ХХ века Мартин Гарднер в своих исследованиях показал, что дети пяти и семи лет, отстававшие в д/саду от своих сверстников, благодаря увеличению занятий искусством, догнали их в чтении и обогнали в математике.

Психологи убеждены: художественное воспитание следует начинать в достаточно раннем возрасте. Ребенок 3-6 лет умеет тонко чувствовать, у него великолепно развито образное мышление.

В возрасте до 7 лет ребенок пластичен физически и особенно восприимчив психологически, а интенсивно используемые им силы подражания выступают в роли познавательных сил и, следовательно, он легко обучаем и открыт для восприятия прекрасного мира искусства. Знакомство с красотой в жизни и в искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию детского воображения и фантазии.

Воспитание искусством делает эмоциональную сферу ребенка разнообразнее, учит слышать и понимать художественные произведения, выражать различные эмоции и чувства, формирует высокие нравственные позиции.

Основными целями и задачами в воспитании детей средствами искусства считаю следующие:

1. Приобщение детей к русской и зарубежной классике в музыке, литературе и живописи.

2. Формирование положительных морально-нравственных ориентиров, эмоций.

3. Развитие эстетического вкуса, творческих способностей у ребенка.

В своей педагогической деятельности воспитание искусством провожу, используя различные формы работы. Это и непосредственная образовательная деятельность, и свободная совместная деятельность с детьми (музыкальные викторины, исполнение детских песен, пение колыбельных перед сном, творческое рисование и др., и работа с родителями (утренники, родительские собрания и др., экскурсии, взаимодействие с Детской музыкальной школой им. Н. И. Римского-Корсакова и Детской школой искусств (выступления, концерты).

Считаю музыку обязательной составляющей любой образовательной деятельности, так как она, по словам Л. Н. Серова, «дополняет поэзию, доказывает то, что словами нельзя выразить. Это – «язык души».

В музыке образы вызывают в нашем сознании не наглядные представления, а тонкие неуловимые чувства, настроения, переживания, которые сами по себе способны подсказать нашему воображению те или иные образы. Разве не представляется нам бушующее море, когда мы слушаем сюиту Н. А. Римского-Корсакова «Шахразада», разве не предстают перед нами картины родной русской природы, когда звучат мелодии «Времен года» П. И. Чайковского.

Музыка воссоздает действительность через отражение в восприятии и чувствах человека. В музыке можно передать переходы от одного настроения к другому, тончайшие оттенки чувств. Музыка способна вызвать у слушателя ощущения света или тьмы, знойной жары или ночной прохлады, живо воссоздать картины осеннего ненастья, зимнего оцепенения, весеннего расцвета природы, голоса природы: завывание ветра, раскаты грома, морской прибой, шелест листвы, пение птиц.

Музыка, на мой взгляд, лечит душу ребенка, снимает агрессию, приобщает к прекрасному, развивает воображение, фантазию, певческие способности (музыкальный слух, формирует положительные эмоции, создает фон, является художественным средством в создании того или иного образа (чем я часто пользуюсь в образовательной деятельности). А еще я люблю просто петь что-нибудь детям: например колыбельные песни перед сном. Так же использую музыку в свободной совместной деятельности с детьми: провожу музыкальные викторины, игры, многие из которых разработала сама (музыкальная игра «Музыкальная пластинка»)

Живопись – вторая стихия, вторая моя муза, без которой не мыслю себя и свое существование. «Живу, рисуя» – сказала бы я о себе. Свою любовь, опыт, секреты передаю детям. Я всегда с восторгом смотрю на детские рисунки. Сколько в них фантазии, находчивости, как пытлив и непредсказуем взгляд ребенка на мир, окружающую жизнь. Дети рисуют и внимательно вглядываются в мир. Их восхищает многообразное проявление жизни в природе - будь то красота полевого цветка, бег лошадок или структура дерева. Так делается первый шаг в большой мир искусства, так начинается для многих путь к призванию. Рисуя, ребенок начинает лучше понимать мир, а лучше понимать и знать – значит больше дорожить, любить. Незаметно расширяется его представление о мире, предназначении искусства

В своей педагогической деятельности стараюсь как можно чаще знакомить детей с великими произведениями русских художников-классиков (И. Е. Репин, И. И. Шишкин, В. М. Васнецов, В. И. Суриков, И. К. Айвазовский и др.) при рассматривании картин. Живопись использую как художественное средство при создании того или иного образа или как фон (в образовательной деятельности).

Ну и, конечно, очень люблю рисовать с детьми в свободное время. Девочек всегда тянет в сказочный мир, где в волшебных замках живут принцы и принцессы (и мы рисуем их). А мальчиков, будущих военных, космонавтов, всегда интересует военная техника, неизвестный и необъятный космос. Я помогаю воплотить их мечты в рисунках.

В своей изобразительной деятельности использую традиционную и нетрадиционную технику рисования (например, очень люблю технику «граттаж»). Этому обучаю своих воспитанников.

Ну и, конечно, невозможно говорить о воспитании искусством без литературы.

Книга – это «волшебное слово», вмещающее в себя целый мир прошлого, настоящего и будущего. Любая книга в той или иной мер несет в себе знания и поэтому первым учителем с самого раннего возраста становится именно она. Ребенок растет, и книга помогает ему в этом – формировать собственные суждения об окружающем мире, о взаимоотношениях людей и нравственных законах, по которым живет общество. Через художественную литературу ребенок знакомится с богатством и разнообразием окружающего мира, красотой и неповторимостью природы, расширяет свой кругозор, раскрывает смысл нравственных категорий в жизни человека. Знакомясь с героями художественных произведений, обсуждая их характеры и поступки, ребенок будет соотносить этих героев с личным опытом и поведением, что способствует социальному развитию, познанию самого себе в окружающем мире, формирует его нравственную позицию.

Знакомя детей с литературными произведениями, я хочу, чтобы малыши, в первую очередь, почувствовали красоту нашего русского языка, поэтического слова и тем самым смогли расширять лексикон, развивать связанную речь.

Все замечательные произведения искусства помогают человеку жить и бороться, лучше и глубже понимать природу и жизнь. Они ведут нас к вершинам человеческого духа, делает более зоркими, чуткими и благородными.

Воспитание искусством – это целенаправленный, творческий процесс развития у ребенка способности видеть красоту окружающего мира и создавать ее самому. Развивая художественные способности, эстетические чувства и представления ребенка с самого раннего детства, родители и воспитатели закладывают основы духовного богатства человека!

Публикации по теме:

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Эссе «Описание педагогического опыта» Все мы родом из детства. И, от того каким оно будет, зависит будущее человека. Сможет ли он стать личностью, реализоваться в жизни, получать.

Представление педагогического опыта Представление педагогического опыта Тема: «Организация работы по развитию связной речи и коррекции звукопроизношения с детьми старшего дошкольного.

Представление педагогического опыта воспитателя Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Структурное подразделение «Детский сад.

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-логопеда Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя- логопеда МБДОУ «Кочкуровский детский сад «Улыбка» Кочкуровского.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Паршуниной Наталии Александровны, воспитателя ГКОУ РМ «Ширингушская.

Публикация в сборнике научных статей по обобщению педагогического опыта Вот и вышел так горячо ожидаемый сборник! Уважаемые коллеги, спешу поделиться своей радостью. Время нахождения в отпуске не прошло для меня.

Презентация «Распространение педагогического опыта» «Презентация из опыта работы воспитателя Подкопаевой Елены Николаевны по театрализованной деятельности в группе «Зайка». Театр – это самая.

Распространение передового педагогического опыта Участвовала: 1. В течение 2-х лет (2001-2002 и 2002-2003 учебного годов) ежемесячно посещала «Школу начинающего логопеда» Тракторозаводского.

Трансляция педагогического опыта. Проект «Мойдодыр» Цель: Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни. ЗАДАЧИ : 1. Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Концепция педагогического опыта
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 17:04
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Концепция педагогического опыта» (включая файлы) размещена пользователем Клочко Светлана Викторовна (УИ 1070854) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД