Галина Ивановна Иванова
«Интеллектуальные карты» для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Метод интеллект-карт”, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты".
Публикация «„Интеллектуальные карты“ для педагогов» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания
информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и
речевые способности детей и активизируется мышление.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Полезные свойства интеллект-карт
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями
оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику,
ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен
рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию
образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим
образом:
1 – направление
Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-
карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
2 - направление
Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте.
Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно
излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре,
формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь
становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых
занятиях по развитию связной речи.
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
• Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
• Лист располагается горизонтально.
• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра
ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.
Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:
1 вариант:
1. Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)
2. Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к
теме.
3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.
2 вариант:
- К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-
действия.
Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют
предложения.