Кутырева Юлия
Коммутативные игры для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Погремушки»
Дети стоят перед воспитателем, который держит в руках коробку с погремушками и говорит:
Все скорей ко мне бегите,
Погремушки получите!
Воспитатель быстро раздает детям погремушки. (Можно положить погремушки на гимнастическую скамейку. дети возьмут их сами.)
Погремушки дети взяли.
С ними быстро зашагали!
Воспитатель идет впереди, помахивая оставшимися погремушками, декламирует:
Стали бегать и скакать,
Погремушками играть!
Дети бегают, звеня погремушками. Воспитатель продолжает:
Надо в круг теперь всем встать,
Погремушки показать!
Дети встают в круг. Когда они успокоятся, взрослый присоединяется к ним, потом поднимает погремушки со словами:
Погремушки поднимать,
А потом их опускать.
Поднимать и опускать!
Поднимать и опускать!
Дети поднимают и опускают погремушки. Затем воспитатель приседает и постукивает ручками погремушек об пол со словами:
Стали дети приседать,
Погремушками стучать.
Стук — и прямо!
Стук — и прямо!
Стук, стук, стук!
И встали все.
Дети приседают, стучат об пол погремушками, встают, повторяют эти движения дважды: на слова «стук, стук, стук» быстро трижды стучат об пол погремушками, затем поднимаются.
Воспитатель разрывает круг и переходит к бегу:
А теперь мы все бежим,
Погремушками гремим.
Дети бегут за воспитателем, размахивая погремушками. Переходя на спокойную ходьбу, воспитатель говорит:
Тихо, тихо все пойдем,
Погремушки уберем!
Дети проходят мимо поставленной на их пути коробки и кладут туда свои погремушки. (Коробок может быть несколько, чтобы дети скорее сложили игрушки.)
Если игра проводится не первый раз, воспитатель может не показывать всех движений: дети будут выполнять их самостоятельно, ориентируясь только на его слова.
Беседа «Мои друзья»
Цель: помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают; развитие стремления к взаимодействию.
Описание. Детям заранее предлагается узнать об увлечениях их лучшего друга, подобрать фрагменты своих коллекций (марок, открыток, фишек).
На первом этапе беседы детей просят вспомнить и описать, как они впервые встретились с другом. Затем дети переходят к столу, на котором размещены собранные коллекции, рассматривают их и пытаются угадать, чьи это работы. Рассказывают с помощью педагога о ребенке, его характере, поведении. Затем сам ребенок рассказывает о том, как он стал коллекционером, что нового узнал, почему ему интересно этим заниматься. Если дети захотят приобщиться к такому увлекательному занятию, можно создать свой клуб по интересам.
Игра «Фотографии друзей»
Цель: развитие способности к познанию другого; формирование позитивного отношения к сверстникам, умения выражать свои чувства, отношения в речи.
Описание. На столе разложены фотографии детей группы. Ребенку предлагается взять 2—3 из них и объяснить, почему он выбрал их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит.
Игра «Зеркальце»
Цель: развитие способности видеть себя глазами сверстников; формирование критичности самооценки.
Описание. Дети разделяются на пары. Один их них выступает в роли зеркальца. Другой говорит:
Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи: какой (какая) я?
Затем дети меняются местами. Воспитатель усложняет задание тем, что «зеркальце» видит не только «хорошинки», но и «плохинки», учит детей разумно на них реагировать. Эта игра может быть рекомендована и для детей с родителями, так как поможет последним увидеть себя глазами ребенка и откорректировать свои родительские позиции.
Игра «Магазин зеркал»
Цель: развитие способности понимать невербальные средства общения.
Описание. Ребенку предлагается представить, что он вошел в магазин зеркал. Все стоящие вокруг дети — это зеркала. Ребенок показывает разные движения, чувства (страх, удивление, грусть, гнев, а все дети должны их повторить.
Игра «Магазин подарков»
Цель: развитие эмпатии.
Описание. Ребенок представляет, что он попал в магазин подарков. Ему предлагают выбрать подарки всем, кому он захочет, и рассказать, какой кому подарок он сделает и почему. Следует помочь детям выбирать подарки, ориентируясь не только на свое желание, но и на ожидания тех, кому подарки предназначены.
Игра «Похлопаем, потопаем»
Воспитатель произносит четверостишие, дети выполняют соответствующие движения:
Мы сначала будем хлопать,
А затем мы будем топать,
А сейчас мы повернемся
И все вместе засмеемся.
Затем воспитатель предлагает кому-либо из детей выполнить то или иное действие: «Катюша, покружись!»,
«Алеша, попрыгай!». В дальнейшем задания детям дают их ровесники.
Этюд «Здравствуй, носик!»
Цель: преодоление застенчивости, замкнутости детей путем стимулирования тактильного контакта; развитие творчества в невербальном общении; оптимизация взаимоотношений в группе.
Описание. Данное упражнение целесообразно проводить в начале игрового комплекса по укреплению психологического здоровья. Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает им поздороваться друг с другом различными частями тела, лица: носиками, щечками, ушками, локтями, коленками и др. Дети сами могут предлагать, какими частями тела поздороваться друг с другом. Каждый ребенок здоровается с двумя ближайшими соседями — слева и справа.
Игра «Кто у нас хороший?»
Дети выбирают одного ребенка, который встает в середину крута, и приговаривают:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка (Коленька) хороший.
Ванечка пригожий.
Ванечка, подойди,
Мое имя назови!
Ребенок подходит к кому-либо из детей, называет его по имени. Тот, чье имя он назовет, становится в центр круга. Игра повторяется.
Если в центре круга девочка, в стихотворении читаются прилагательные женского рода («Кто у нас хорошая?»).
Игра «Маша»
Дети выбирают «Машу», завязывают ей глаза, ставят в середину круга и приговаривают:
Маша, Маша, ты утеха наша!
Ручки из золота, ножки из долота,
Волосы кудрявые, а глаза лукавые.
«Маша» хватает кого-нибудь из круга и должна отгадать, кто это. Тот, чье имя она отгадает, становится «Машей». Игра повторяется.
Игра «Кувшинчик»
Воспитатель или один из участников игры мячом («кувшинчиком») ударяет о землю и проговаривает:
Я кувшинчик уронил
И об пол его разбил.
Раз, два, три,
Его, Ваня, лови!
Водящий сильно ударяет мячом о землю, а ребенок, имя которого было названо, ловит его. Игра повторяется.
Игра «Свое имя повтори»
Дети хором проговаривают текст:
Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем мы играть: Раз, два, три — Свое имя повтори!
Ведущий (или воспитатель) показывает на какого-либо ребенка, а тот быстро называет свое имя.
Игра «Комплименты»
Цель: обогащение речи детей средствами художественной выразительности; развитие стремления к приоритету позитивных оценок сверстников.
Описание. Детям предлагается игра, в которой каждый услышит от сверстников самые лучшие слова о своей внешности, характере, поведении. Ребенок садится в центре круга на красивый стульчик. Дети по очереди говорят комплименты. Важно высказывать благодарность за каждый из них. Затем дети обмениваются мнениями о том, как приятно им было слушать комплименты сверстников.
Игра «Волшебные руки»
Цель: оптимизация взаимоотношений в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоление эгоцентризма, эмоциональной отчужденности у дошкольников.
Описание. Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «камню», стараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам: «Положите свои руки на камень, говорите вместе со мной: "Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!" Что происходит с вашими руками? Что происходит с камнем?»
Можно дать ребятам образец проговаривания своих чувств. Например: «Мои руки подрагивают, я чувствую напряжение в них. Мои руки горячие, от них исходит тепло. А еще я чувствую, как расслабляется под моими руками камень, я его согреваю.»
Очень важно, чтобы каждый участник игры побывал в роли камня, почувствовал тепло добрых рук. В обсуждении делается акцент на том, что понравилось больше: отдавать или принимать человеческое тепло?
Для организации более тесного телесного контакта целесообразно исполнять роль камня одновременно двоим-троим детям. Желательно участие в игре и взрослых.