Татьяна Кулькова
Коммуникативные умения и их особенности в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно психолого-педагогическому словарю А. П. Астахова коммуникация по значению близка к понятию «общение», но шире по объему. Под коммуникацией понимается связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе и обществе. В свою очередь Г. М. Коджаспирова дает следующее понятие общению: это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. Исходя из второго значения понятия «коммуникация», оно рассматривается как смысловой аспект социального взаимодействия.
Публикация «Коммуникативные умения и их особенности в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
В то же время важно отметить, что М. И. Еникеев в психологическом словаре обозначает коммуникацию как акт общения между людьми посредством знаковых систем, тем самым придерживаясь отождествления рассматриваемых нами понятий. В свою очередь под общением он понимает социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.
Согласно определению А. А. Бодалева, общение можно рассматривать как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми.
Необходимо заметить, что Е. О. Смирнова под общением понимает не просто безразличное восприятие другого человека, а прежде всего эмоциональное отношение к нему.
Следует подчеркнуть, что С. М. Вишнякова рассматривает коммуникацию как «межличностное общение, позволяющее достичь наиболее высокого уровня сочувствия, соучастия, сопереживания и взаимопонимания между партнерами» ,т. е., по ее мнению, коммуникация представляет собой не только акт осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией, но и непосредственный эмоциональный контакт между людьми.
Наиболее оптимальным для нашего исследования является определение «общения» отечественного исследователя М. И. Лисиной, которое представляет собой взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Т. А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.
Таким образом, понятие «коммуникация» в нашем исследовании будет пониматься как более широкое, нежели понятие «общение». Вслед за М. И. Лисиной, под общением мы понимаем взаимодействие людей, которое направлено на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений, т. к. ее определение подчеркивает значимость коммуникативных умений, формирующихся отношений у детей.
Проанализировав взгляды ученых (В. А. Кан-Калик, Н. А. Кварталова, Н. М. Косова, Л. Р. Мунирова, С. Л. Рубинштейн, О. Н. Сомкова и др.) на понятие «коммуникативные умения», мы взяли за основу мнение В. А. Тищенко о том, что коммуникативные умения - умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации, умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению, так как, по нашему мнению, это понятие своей смысловой структурой соответствует выделенным учеными комплексам компонентов коммуникативных умений.
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию детей дошкольного возраста (A.B. Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская и др., влияют на общий уровень их деятельности (З. М. Богуславская, Д. Б. Эльконин и др.). Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (Г. Г. Кравцов, М. И. Лисина, В. А. Петровский, А. Г. Рузская, Е. Е. Шулешко и др., когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно формирование коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
В исследованиях, посвященных проблеме формирования коммуникативных умений рассматриваются (Г. М. Андреева, А. Н. Леонтьев и др.) основные процессы коммуникативной деятельности, включающие гностический, обеспечивающий обмен информацией, интерактивный, регулирующий взаимодействие участников общения и перцептивный, организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении. В связи с этим А. Н. Леонтьев выделил составляющие коммуникативных умений и обозначил как : умение наладить контакт со всеми участниками процессов; понимание внутренней психологической позиции каждого участника процесса; умение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от ситуации взаимодействия; передача собственного эмоционального отношения к процессу; умение управлять собственным психическим состоянием в процессе общения.
Наиболее значимыми для нашей работы оказались исследования Л. В. Кузнецовой, которая выделила основные слагаемые коммуникативных умений, характерные для детей дошкольного возраст, представленные на рисунке 1.
С одной стороны, данная классификация компонентов коммуникативных умений выступает наиболее приемлемой к детям дошкольного возраста, т. к. имеет более обобщенный характер рассмотрения этих качеств, а с другой - рассматривает этот процесс многогранно и разносторонне.
В свою очередь Л. Р. Мунирова выделила следующие группы компонентов коммуникативных умений :
Информационно -коммуникативная умения вступать в процесс общения; умения ориентироваться в партнерах, ситуациях общения; умения соотносить средства вербального и невербального общения.
Регуляционно -коммуникативная умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению; умения доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; умения применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач; умения оценить результаты совместного общения.
Аффективно -коммуникативная умения делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.
В то же время важно отметить, что, по мнению Л. А. Дубиной, коммуникативные умения детей дошкольного возраста включают :
- умение сотрудничать;
- умение не только воспринимать, но и понимать (перерабатывать информацию);
- умение слышать и слушать собеседника;
- умение выражать свои мысли самостоятельно.
По мнению М. М. Алексеевой и М. И. Яшиной, к основным коммуникативным умениям следует отнести следующие: умение быть активным в процессе общения, умение воспринимать и понимать речь собеседника, умение строить общение с учетом конкретной ситуации, умение легко входить в контакт с другими людьми, умение четко и последовательно выражать свои мысли, умение правильно пользоваться формами речевого этикета.
Формирование коммуникативных умений приобретает большее значение в старшем дошкольном возрасте, т. к. у детей стремительными темпами развивается речь, общение со взрослыми и сверстниками становятся неотъемлемой частью жизни ребенка, деятельность становится совместной, в отличии от предыдущих возрастных категорий, когда действия происходят «рядом». Коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста - это личностные образования ребенка, определяемые как свойства, способности, обеспечивающие успешность общения ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми. Анализ исследований позволил нам выявить наиболее общие характеристики в развитии коммуникаций детей дошкольного возраста : с развитием речи коммуникации детей становятся гораздо эффективнее, умение беседовать основывается на многих социальных навыках: умении говорить по очереди, учитывать опыт, навыки, интересы и потребности собеседника, не перебивать его, проявлять внимание и готовность продолжить общение невербальными средствами. Развитие коммуникативных умений дошкольников тесно связано с развитием их речевой способности, и этот факт речевого взаимодействия и взаимопонимания нельзя не учитывать в процессе воспитания и педагогической поддержки. Процесс коммуникаций разворачивается в зависимости от мотивов речевого общения, выполняющих направляющую и организующую роль в развёртывании, присвоении и отработке определённых коммуникативных способов, умений и навыков.
Обобщая материал, мы пришли к выводу о том, что трудность развития коммуникативных умений дошкольников состоит в том, что многие особенности восприятия человека у детей связаны с тем, что ребенок видит и чувствует только то, что находится перед глазами, то есть внешнее поведение другого, а то, что за этим поведением стоят желания, настроения другого – им представить трудно. В этом детям должны помочь взрослые. Надо расширить представления ребенка о человеке, вывести их за пределы воспринимаемой ситуации, показать другого ребенка с его внутренней стороны.
На уровне личностных свойств коммуникативные качества проявляются в коммуникативной направленности к окружающему миру, дружелюбии, общительности, готовности к социальному взаимодействию, доверии к людям. В мотивационно-потребностной сфере коммуникативные качества являются основой для развития коммуникативно-речевой деятельности и выражены в потребности к общению со взрослыми и сверстниками, развитии мотивов в признании по поддержке мотивов к сотрудничеству, выраженному в деловых и познавательных формах. В сфере развития эмоционально-волевой регуляции коммуникативные свойства личности являются основой для развития эмоциональной чувствительности, способности индивида эмоционально отзываться на переживания другого человека, и тем самым, в большой степени определяют развитие, дифференциацию и углубление социальных чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических, побуждают к проявлению волевых усилий.
В развитии интеллектуальной сферы коммуникативная направленность обеспечивает постоянное и активное участие всех органов чувств в живом процессе познания окружающего мира, и способствуют развитию чувственного опыта, нелогичного дискурсивного мышления, которые совершенствуют интуицию и доверие к собственным ощущениям, развивают здравый смысл и собственный опыт познания. Развитие сферы самопознания также определяется степенью широты и глубины коммуникативных отношений, которые являются основой для формирования представлений в системе «образ Я», «Я и другие», «Я в отличие от других». Развитие оценочных отношений и самооценки, формирование притязаний на признание, характера ожиданий со стороны окружающих отражается и закрепляется во взаимодействии с людьми как механизмы общения, как регуляторы коммуникативно-речевой деятельности. Все это позволяет говорить о необходимости целенаправленного формирования коммуникативных способностей у дошкольников.
Кроме того, коммуникация несет в себе фактор творческого момента, без которого невозможно полноценное культурное развитие и обогащение содержательного потенциала человечества. Наглядным свидетельством этого служит одна устойчивая особенность процесса развития культуры, заключающаяся в том, что творческие прорывы на протяжении столетий осуществлялись через деятельность культурных общностей, немыслимых без непрерывного общения (кружки, салоны, союзы, братства).
В современных условиях осуществляется переход от парадигмы трансляции знаний к парадигме выращивания способностей через «коммуникативную трансляцию», следовательно, и процесс усвоения человеком культурных ценностей, и процесс его самореализации осуществляется посредством коммуникации, и в первую очередь – речевой. Созданные и функционирующие в рамках человеческого общества, культура и образование диалогичны по своей сути. Их существование немыслимо вне общения, которое выступает одним из ведущих факторов возникновения и функционирования культуры, средством ее передачи между поколениями и внутри одного социума. Именно в процессе непрекращающегося, разнопланового общения происходит постижение ребенком духовных и материальных ценностей общества, знакомство с его культурными нормами и традициями. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для воспитания человека, для развития и становления сознания личности, ее мировосприятия и мироощущения, гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.