Жарикова Галина
Коммуникативные технологии на музыкальных занятиях
▼ Скачать +Заказ
Коммуникативные технологии
Проблема общения детей в современном обществе актуальна. Понятие «общение» тесно связано с понятием коммуникация. Коммуникация является одним из ведущих направлений в процессе формирования личности. Поэтому в программе дошкольного воспитания по ФГОС уделяется большое внимание этому направлению.
Публикация «Коммуникативные технологии на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В основе коммуникативных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Формы развития музыкальности, которые используются на практике – это:
Коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи: развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации, развития чувства ритма.
Музыкальные коммуникативные игры — это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств.
Цель коммуникативных игр :
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Коммуникативные танцы — это танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет) и т. д. Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Впоследствии использование подобных плясок при проведении досугов с детьми и взрослыми породило множество вариаций.
На музыкальных занятиях в младшем возрасте использую приветствие, например: «Ладошечка».
Цель: способствовать установлению теплых, доверительных отношений между педагогом и детьми.
1. Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
2. На ладошечку, моя крошечка,
Ты погладь меня по ладошеке.
Музыкальный руководитель предлагает показать свои ладошки, дети протягивают их. Музыкальный руководитель на 1 куплет гладит ладошки детей двумя руками, а на второй куплет протягивает свои ладошки, дети гладят ладошки педагога.
«Здравствуйте, ладошки».
Здравствуйте, ладошки - хлоп, хлоп-хлоп.
Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ.
Здравствуйте щечки - плюх, плюх, плюх.
Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте губки (чмокают)
Здравствуйте зубки (стучат)
Здравствуй мой носик - би-би-би
Здравствуйте. Малышки.
Всем: «Привет!»
Дети младшего возраста любят играть в игры. Использую такие игры, как «Разноцветные клубочки», «Флажки» на развитие коммуникативных навыков.
«Разноцветные клубочки»
Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
Материал: корзина с разноцветными клубочками.
Ход: педагог показывает корзину и произносит слова:
Разноцветные клубочки
Укатились от ребят. – высыпает клубочки
Будем мы сейчас клубочки
Все в корзину собирать.
Ты клубочек отыщи - подходит к каждому ребенку и
И в корзину положи. обращается к каждому ребенку.
Когда клубочки собраны, педагог показывает детям полную корзину и говорит, называя всех детей: «Лена собирала, Валя собирала… Все дети собирали. Много разных цветных клубочков».
«Флажки»
Цель: развивать умение обмениваться со сверстниками предметами.
Материал: флажками
Ход: педагог показывает детям флажки и говорит:
Очень любят малыши
Разноцветные флажки (дети берут по флажку)
Вы флажками помашите
И другой флажок возьмите.
Педагог помогает детям обменяться флажками, например: «Дай Сереже флажок, а он тебе даст свой флажок. Помашите вместе флажками».
В младшем возрасте использую коммуникативные танцы. Например: танец «Ты с дружочком становись» (мл. возраст)
1."Ты с дружком становись,
И с дружком покружись
Ля - ля - ля, ля - ля - ля,
И с дружком покружись.
1. А теперь мы ножкой топнем,
И в ладошки громко хлопнем
Раз, два, три, раз, два, три
На дружочка посмотри!
3. А теперь возьмем друг друга
И пойдем с тобой по кругу
Мы по кругу погуляли
Свою пару потеряли
Раз, два, три ты дружка себе найди. (дети должны очень быстро поменять партнера)
Обязательно детей нужно похвалить, дать положительную оценку.
В среднем и старшем возрасте использую коммуникативные танцы. Такие как, «Мы с дружочком танцевал», «Я от тебя убегу», «Поссорились - помирились», а также танцы со сменой партнера. («Побежали парами скорей», «Ищи», «Приглашение»)
В старшем возрасте использую коммуникативные игры : «Зашагали ножки».
1. Зашагали ножки весело по кругу.
Приведут нас ножку по дорожке к другу.
1-2-3 «Здравствуй, говори!»
1-2-3 руку мне пожми.
2. Побежали ножки весело по кругу
Приведут нас ножку по дорожке к другу.
1-2-3 Головкой поклонись
1-2-3 мило улыбнись!
2. Поскакали ножки весело по кругу
Приведут нас ножки по дорогу к другу.
1-2-3 Хлопай веселей
1-2-3. Обними скорей.
«Улыбка»
(Дети идут по кругу. В центре Фея с волшебной палочкой.)
Фея в гости к нам пришла,
Всем улыбку принесла.
Рот ладошкою прикрыла
И улыбку подарила!
(дети закрывают рот ладошкой, фея взмахивает палочкой, дети отводят руки в сторону и улыбаются)
К нам волшебник приходил,
Всем улыбку приносил.
Рот ладошкою прикрыл –
И улыбку подарил.
(Волшебник или Фея подходит к ребенку с волшебной палочкой, дотрагивается до него)
Маша, (Лена, улыбнись! Всем ребятам поклонись!
Дети любят играть в парах. Это игра «Ладонь в ладонь», «Дрозды», «Ссора»
«Ладонь в ладонь»
(авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание. Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.
Коммуникативные танцы со сменой партнера:
«Приглашение», «Вот и поздоровались», «Потанцуй со мной, дружок», «У меня, у тебя», полька «Ну и до свидания!», «Лавата», «Танцуем с мамой», «Музыкальный паровозик»
Это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. В этих танцах развивается легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению.
Ценность и польза коммуникативных танцев — игр очевидна. Использовать их можно и нужно в самых разнообразных формах работы с детьми и на НОД, и на праздниках, и на развлечениях. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития.
Особенно актуально использовать коммуникативные танцы — игры при проведении совместных праздников с родителями, где родители не только гости, но и активные исполнители.