Садыкова Олеся Сергеевна
Коммуникативные средства взаимодействия воспитателя с родителями в период адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рано или поздно любой родитель сталкивается с тем, что не может все свое время уделять ребенку, да и сам малыш подрастает и ему необходимо общение со сверстниками. Вот в этот момент родители принимают решение о том, что пора малышу собираться в детский сад. Детям любого возраста непросто начинать посещать детский сад. Кроме того практика показывает, что адаптация к условиям детского сада – это особенный период не только для детей, но и родителей.
Поэтому так важна совместная работа, которая ведётся систематически и планово, коллективно и индивидуально.
Публикация «Коммуникативные средства взаимодействия воспитателя с родителями в период адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Образовательные отношения с семьями воспитанников мы направляем на обеспечение единства и согласованности воспитательных средств взаимодействия.
В системе взаимодействия с родителями выделяем три этапа.
Первый – информационный. С целью выяснения социального заказа родителей, установления контакта, согласования воспитательных и педагогических приемов, с помощью анкетирования, индивидуальных бесед, наблюдения организуем сбор информации об особенностях каждой семьи. На основе анализа полученных данных, с учетом особенностей структуры родственных связей, специфики семьи и традиций семейного воспитания разрабатывается тактика индивидуального общения с каждым родителем. Это способствует повышению эффективности образовательных отношений и наиболее полному удовлетворению педагогических потребностей каждого ребенка.
На втором этапе более подробно знакомим родителей с материально – техническим оснащением группы и особенностями организации развивающей предметно – пространственной среды для детей раннего возраста, предлагаем родителям рекомендации для их рациональной организации дома.
На данном этапе основным направлением установления партнерских отношений с семьями воспитанников и выстраивания коммуникации является терпеливое и профессиональное объяснение того, что меняется привычная температура помещения, микроклимат, получаемая пища. Ребенка окружают новые люди, меняются приемы воспитания, вся обстановка и что ко всему этому надо приспособиться, перестроить сложившиеся ранее стереотипы не только ребенку, но и родителям.
Убеждаем родителей, что процесс приспособления не всегда проходит легко и быстро. У некоторых детей в период адаптации может нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. Иногда без каких-либо видимых причин может повышаться температура тела, нарушается деятельность кишечника, появляется сыпь. Разъясняем, что приспособление к новым условиям проходит не у всех детей одинаково. Одни дети хорошо себя чувствуют уже на 3-4-й день и привыкают к новым условиям совсем без каких-либо нарушений здоровья, психического состояния и поведения. У других период адаптации длится гораздо дольше.
И уже на третьем этапе происходит взаимодействие на основе информирования и повышения педагогической компетентности родителей.
Для реализации этого этапа используем разные формы сотрудничества: консультации, родительские собрания, анкетирование, опросники, памятки, выставки совместного творчества, реализация совместных проектов.
Успешно применяем различные методы активизации родителей : дискуссии, обсуждение различных точек зрения, приведение примеров, адекватных
сложившейся ситуации, и другое, так как они способствуют формированию у родителей критического, осознанного отношения к своей воспитательной деятельности, актуализации полученных знаний.
Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагогам важно активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается при
помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, контакт
глаз, уместный комплимент, улыбка и пр., но не для того, чтобы произвести
хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать
эмоционально положительную атмосферу заинтересованного разговора,
совместного решения проблем.
Важно помочь снять тревогу за малыша, информировать о протекании адаптационного периода, ориентировать на активное взаимодействие.
Ежедневно уделяем время индивидуальной беседе с каждым родителем. Обладая информацией, как ребёнок провёл день, родители будут более спокойны, а значит их уверенность в том, что они сделали верный шаг, приведя ребёнка в детский сад будет расти.
Убеждены, что готовых рецептов воспитания не существует, есть только общие рекомендации, соблюдая которые мы совместными усилиями обеспечим наиболее эффективные условия для развития каждого ребенка.
Таким образом, эффективная система коммуникации, направленная на формирование позитивного взаимодействия с семьёй воспитанника, на мой взгляд, помогает ребёнку менее болезненно и быстрее адаптироваться к условиям детского сада, укрепляет резервные возможности детского организма, способствует процессу ранней социализации. И как следствие сотрудничество детского сада и семьи становится продуктивнее для всех участников образовательных отношений.