Анна Берюнова
Коммуникативные игры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Важность периода дошкольного возраста для становления личности трудно оценить. В это время активно развиваются познавательные функции, такие как память, внимание, восприятие, воображение (Слайд 2). Кроме этого, ребенок учится сам регулировать свою деятельность. Если раньше цель и порядок действий озвучивали только родители, то в этот период дошкольник самостоятельно способен определить, что нужно сделать в первую очередь, а что позже.
В результате этого связь с родителями ослабевает, и появляются взаимоотношения с социумом, которые выражаются в активном взаимодействии со сверстниками.
Публикация «Коммуникативные игры дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ключевое место в развитии личности дошкольного возраста занимают детские игры. Психологи выделяют их как ведущую деятельность данного периода (Слайд 3).
Игры для детей предполагают использование разнообразных предметов, книжек, картинок и игрушек, взаимодействие со сверстниками или родителями. Все это способствует развитию познавательных функций, изучению новых слов, а также их значений, у ребенка начинает формироваться собственное мировоззрение и понимание окружающего мира. Кроме этого детские игры предполагают необходимость следовать определенным правилам. Такое условие развивает у дошкольников умение произвольно контролировать свое поведение.
Как известно, игры для детей достаточно широкое понятие, которое включает большое количество видов данной активности (Слайд 4). Можно выделить следующие группы игр: предметные, сюжетно-ролевые, подвижные, обучающие, игры-эксперименты, народные. Для дошкольного периода важное место занимают коммуникативные игры. Последние могут быть разной направленности.
Следует помнить, что в этом возрасте активно накапливается словарный запас (Слайд 5). В связи с этим детские игры приобретают новое значение – развитие речи. Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок как губка впитывает всю поступающую информацию.
Коммуникативные игры способствуют пополнению словарного запаса и обучению правильно формулировать свои мысли. Например, игры, в которых ребенок должен рассказать о себе или о своем соседе, позволяют не только познать друг друга лучше, обеспечивая процесс социализации, но и предполагает составление рассказа. Такой же принцип используется для познания окружающего мира, когда необходимо описать какой-либо предмет или явление, применяя как можно больше слов.
Давно известно, что лучшее время для изучения иностранных языков именно дошкольный возраст, когда память наиболее активна (Слайд 6). Однако ребенок еще не способен произвольно концентрировать внимание и сознательно учиться. В такой ситуации коммуникативные игры для детей достаточно эффективный способ обучения, поскольку дошкольник может запомнить лишь то, что ему очень интересно. Сегодня существует огромнейшее количество методик обучения иностранному языку с использованием ярких предметов, игрушек и активным взаимодействием со сверстниками.
Кроме этого, коммуникативные игры, в которых дети разделяются на группы, способствуют не только умению работать в команде, достигать определенных результатов, но и могут включать обучающие элементы (Слайд 7). Простой пример, когда воспитатель дает задание собрать или нарисовать определенное количество предметов, что скрывает под собой развитие навыков счета.
Часто коммуникативные детские игры направлены на изучение правил поведения, когда в группе обсуждают определенные ситуации и такие категории как «хорошо» и «плохо» (Слайд 8). Например, игра «Вежливые слова» обучает пользоваться общепринятыми фразами вежливости (спасибо, пожалуйста, добрый день и т. д.).
Игры для детей – это маленькая модель поведения, посредством которой есть возможность научиться сопереживать, проявлять чувства, общаться, выражать собственные мысли и даже действовать в определенных случаях (Слайд 9). Для обучения этому разработаны специальные коммуникативно-ситуационные игры. Ведущий предлагает детям разыграть несколько ситуаций, например, покупка в магазине или просьба поделиться карандашами.
Известно, что помимо вербального общения, важное место занимают невербальные коммуникации (Слайд 10). Развитие последних помогает избежать множества комплексов и неуверенности в себе. Чаще всего подобные коммуникативные игры предполагают, что один участник изображает пословицу, слово или предмет, а другие отгадывают загадку.
Игровая деятельность детей дошкольного возраста, как мы успели убедиться, важный инструмент в их развитии (Слайд 11). Фактически посредством игры ребенок обретает все весомые компоненты личности, которые образуются в этот период: самоконтроль, мировоззрение, включение в социум, развитие коммуникативных и познавательных способностей, подготавливая почву к такому значимому событию, как начало школьной жизни.
Далее Вашему вниманию предлагается примеры коммуникативных игр для каждого возрастного периода дошкольников.
Игра «Ласковое имя» (Слайд 12).
Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.
Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые (автор — О. Хухлаев. О. Хухлаева) (Слайд 13).
Дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.
Комментарий : взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности обще-ния детей.
Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.
Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева) (Слайд 14).
Описание игры : дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.
Комментарий : на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».
Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.
Кинолента (автор — М. Сигимова) (Слайд 15).
Описание игры : дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребёнок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно своё слово, третий – повторить первые два слова и сказать своё, третий – повторить первые три слова и сказать четвёртое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.
Комментарий : вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов.
Если же взрослый ставит задачу мышечного раскрепощения детей, развития способности передавать свои чувства и переживания невербально (мимикой и пантомимой, тогда лучше использовать первый вариант окончания игры.
Небоскреб (автор — К. Фопель) (Слайд 16).
Описание игры : дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Комментарий : взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.
В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.