Елена Уразбаева
Социально-коммуникативные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр по социально-коммуникативному развитию
Карточка № 1
«Назови себя»
Цель: Формировать умение представлять себя коллективу сверстников.
Ход: Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.
Карточка № 2
«Назови ласково»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Ход: Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.
Карточка № 3
«Волшебный стул»
Публикация «Социально-коммуникативные игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Ход: Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.
Карточка № 4
«Волшебная палочка»
Цель: продолжать воспитывать умение быть ласковыми.
Ход: Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.
Карточка № 5
«Замри»
Цель: развивать умение слушать, развивать организованность.
Ход: Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри», которая может раздаться в моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.
Карточка № 6
«Ручеёк»
Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Ход: Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия.
Карточка № 7
«Назови сказку».
Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников.
Один называет сказку, другой ее персонажей и т. д.
Карточка № 8
«Магазин вежливых слов»
Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.
Ход: Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т. д.); ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т. д.).
Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова.
Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда.
Как ты ее попросишь, чтобы она все таки, дала тебе яблоко?
Карточка № 9
«Кузовок»
Цель: продолжать закреплять вежливые слова.
Ход: Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина. Воспитатель, обращается к ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово».
Карточка № 10
«Вот какая бабушка»
Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.
Ход: Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.
Карточка № 11
«Чудесный мешочек»
Цель: расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов.
Ход: Дети поочередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.
Карточка № 12
«Добрые слова».
Цель: развивать умение употреблять в речи добрые слова.
Ход: Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся. Как можно назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т. д.)
Карточка № 13
«Коврик примирения».
Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
Ход: Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за игрушки. Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения» выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить игрушку.
Карточка № 14
«Как быть, что делать?»
Цель: пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение.
Ход: Создать ситуацию: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения.
Карточка № 15
«Посылка»
Цель: расширение объема словаря, развитие связной речи.
Ход: Ребенок получает посылку от Деда Мороза и начинает описывать свой подарок, не называя и не показывая его. Предмет предъявлен после того, как будет отгадан детьми.
Карточка № 16
«Вот какой Дед Мороз»
Цель: развивать уважение, закреплять ласковые слова.
Ход: Ребенок рассказывает, какие подарки приносил дед Мороз, как он его благодарил, как можно его ласково назвать.
Карточка № 17
«Без маски»
Цель: развивать умение делиться своими чувствами, переживаниями, строить не законченные предложения.
Ход: Воспитатель говорит начало предложения, дети должны закончить.
Чего мне по- настоящему хочется, так это ….
Особенно мне нравится, когда…
Однажды меня очень напугало то, что ….
Карточка № 18
«День ночь»
Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.
Ход: После слов «День наступает- все оживает» Участники игры хаотично двигаются, прыгают. Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает- все замирает», дети замирают в причудливых позах.
Карточка № 19
«Слушать за окном, за дверью»
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход: По заданию воспитателя все дети сосредотачивают свое внимание на звуках и шорохах коридора. Затем по очереди перечисляют и объясняют, что они услышали.
Карточка № 20
«Кто лучше похвалит»
Цель: уметь назвать признаки животных по образцу взрослого, развивать внимание, умение описывать.
Ход: Воспитатель берет себе медведя,а ребенку дает зайчика.
И начинает: «У меня медведь.» Ребенок: «А у меня заяц.» и т. д.
Карточка №21
«Про кого я говорю»
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Ход: Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называя его детали одежды и внешнего вида. Например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней.»
Карточка №22
«Вот какой папа».
Цель: развивать уважение к папе, закреплять ласковые слова.
Ход: Ребенок рассказывает, как зовут папу, как он с ним играет, как он его ласково называет.
Карточка №23
«Опиши друга».
Цель: развивать внимательность и умение описывать то, что видел.
Ход: Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.
Карточка №24
«Вот какая мама».
Цель: развивать любовь к маме, закреплять ласковые слова.
Ход: Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как она заботится о нем, как ее можно ласково назвать.
Карточка №25
«Что изменилось?».
Цель: развитие внимательности и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.
Ход: Водящий выходит из группы. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в прическе детей, в одежде, можно пересесть на другое место) но не больше двух – трех изменений.
Карточка №26
«Подарок на всех»
Цель: развивать чувство коллектива, умение дружить, делать правильный выбор сотрудничать со сверстниками.
Ход: Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?».
Карточка №27
«Почемучка».
Цель: развивать умение дружить, быть вежливым.
Ход: Например, если девочку обидеть, она заплачет.
Если вы нечаянно толкнули, то….
Вам подарили игрушку, то…
Карточка № 28
«Обыграй превращение»
Цель: воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.
Ход: Воспитатель по кругу передает предмет (мяч, кубик, называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет «Яблоко»- дети «моют», «едят», «нюхают» и т. д.
Карточка №29
«Ожившие игрушки».
Цель: формировать у детей культуру общения.
Ход: Воспитатель. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте пожалуйста глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки. А мы попробуем отгадать, какую игрушку ты изображал.
Карточка №30
«Съедобное – несъедобное»
Цель: развитие слухового внимания, развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность).
Ход: Ведущий произносит слово и кидает одному из детей мяч и называет предмет. Если съедобный, игрок ловит мяч, а если несъедобное, уклоняется от мяча.
Карточка №31
«Волшебная палочка»
Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников, закрепить признаки весны.
Ход: Дети передают палочку и называют признаки весны.
Карточка №32
«Давайте поздороваемся»
Цель: создавать в группе психологически непринужденную обстановку.
Ход: Воспитатель и дети говорят о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой и придумать свой собственный способ приветствия.
Карточка №33
«Что может произойти?»
Цель: развивать воображение, закреплять умение заканчивать предложение, умение слушать друг друга.
Ход: Что может произойти, если….
«Оживут все сказочные герои».
«Дождь будет идти, не переставая»
Карточка №34
«Яблочко настроения»
Цель: Формирование умения выражать свои эмоции с
помощью мимики и жестов; воспитание эмоциональной
отзывчивости.
Ход: Детям предлагается рассмотреть «яблочки настроения»,
после этого каждый ребёнок выбирает понравившееся ему
«яблочко» и передаёт жестами и мимикой те эмоции, которые изображены на нём. Другие дети отгадывают.
Карточка №35
«Серебряный колокольчик»
Цель: Развитие позитивного взаимодействия в детском
коллективе; освоение детьми передачи эмоций радости,
удивления.
Ход: Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно, зима пришла?
Мороз звенит в серебряный колокольчик и весело говорит:
«Зима пришла!» мороз подарил мне этот колокольчик, чтобы
я и вам сообщила эту радостную весть, а вы передали бы
друг другу. Но обязательно позвоните в колокольчик с
улыбкой и радостно скажите своему соседу: «Зима
пришла!». Так, передавайте друг другу колокольчик, пока он
не вернётся к ведущему.
Карточка №36
«Мяч по кругу»
Цель: Развитие коммуникативных способностей.
Развитие внимания и общей координации.
Ход: Детям предлагается передавая мяч по кругу,
глядя в глаза улыбнуться друг другу.
Карточка №37
«Весёлый паровозик»
Цель: Развитие сплочённости группы детей, умения сообща
преодолевать препятствия. Активизация словарного запаса
(называние определений).
Ход: Ведущий является «паровозиком», который должен
составить поезд из детей. Ребятам отводится роль
«вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к
каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При
назывании имени можно попросить ребят придумать для
себя одно хорошее слово, например:
— Я веселый паровозик Лена, а ты кто?
— А я красивый вагончик Саша.
— Поехали дальше вместе.
— Поехали.
Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор,
пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают
друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком
положении они преодолевают различные препятствия:
Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы»).
Проползти под столом («Въехали в тоннель»).
Пробраться через «дремучий лес».
Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не
попасть в лапы диких животных».
На протяжении всего упражнения дети не должны
отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к
финишу в полном составе, награждается («Паровозик и
вагончики были очень внимательными, заботились друг о
друге и поэтому никого не потеряли в пути»).
Карточка №38
«Пожалей котёнка»
Цель: Развитие коммуникативного общения; воспитание
эмоциональной отзывчивости.
Ход: Появление игрового персонажа Котёнка, который
плачет и рассказывает, как ему плохо, оттого, что его бросила
хозяйка. Обсуждение с детьми, как можно помочь котёнку,
как его пожалеть. Детям предлагаются речевые формы
высказываний, как можно обратиться к котёнку, пожалеть
его. Затем дети по очереди жалеют котёнка.
Карточка №39
«Да-да и нет-нет».
Цель: Определение своего места в окружающем мире.
Развитие согласованности детей в группе.
Развитие речевой интонации.
Ход: Дети стоят вокруг ведущего, который задает
вопросы. Детям предлагается отвечать сначала тихо, затем чуть-чуть громче и совсем громко. Словами да-да или нет-нет.
Ведущий: «Я прошу вас ответить вместе и очень тихо:
Вы котята?
Дети отвечают: «нет-нет» (тихо)
А теперь погромче вы котята?
А теперь еще громче Вы котята
А сейчас ответьте тихо вы дети и т. д.
Можно задать вопросы: Вы цветы Вы цыплята Вы куклы?
Карточка №40
«Котята»
Цель: Развитие эмоциональной зрительной памяти и
внимания. Стимулирование речевой активности.
Активизация моторной и мышечной деятельности.
Ход:Ведущий произносит слова, а дети - «котята» повторяют
движения за словами:
«Вот настало утро, проснулись котята, потянулись и
улыбнулись котята. Молочко попили, рыбки попросили.
Нет у кошки-мамы рыбки для котят.
Загрустили котята. Обнялись котята.
Вдруг веселый мячик, прыг - скок, прыг-скок.
Котятам весело играть, прыгают котята, прыг-скок.
А потом устали, на пол упали и уснули.
А часики тик-так, тик- так, а котята спят и спят».
Карточка №41
«Доброе животное»
Цель: Объединение детей в группу.
Развитие слухового внимания.
Ход: дети встают в круг и берутся за руки.
Ведущий- педагог говорит: «Мы одно большое доброе
животное, давайте послушаем, как оно дышит» Все
прислушиваются к своему дыханию и стараются дышать
вместе. А теперь послушаем, как
Стучит сердце доброго животного». Дети вместе произносят:
«Тук-тук».
Карточка №42
«Подари улыбку другу»
Цель: Развитие мимики. Активизация эмоциональной
памяти. Развитие положительного отношения друг к другу.
Ход:
1. Дети стоят в кругу ведущий предлагает найти себе пару,
покружиться, улыбнуться друг другу, погладить друг друга
по голове, обняться. Разбежаться и снова найти, но другую
пару.
2. Детям предлагается повторять движения за словами:
«Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики
солнца, посмотрели друг на друга, улыбнулись. Правую
руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и
собрали в кулачок солнечный лучик и отдали другу».
Дети зовут его по разному, ребенок отгадывает по голосу кто
его зове т.
Карточка №43
«Веселый клоун»
Цель: Развитие мимики и пантомимики. Развитие речевой
интонации. Формирование умения управлять своими эмоциями.
Ход: В гости к детям пришел клоун, он решил поиграть с детьми.
Дети двигаются и выполняют движения за клоуном.
Действия: чистить зубы, умывается, одевается, идет.
Передает чувства: светит солнышко, идет дождь, болит
живот, потерял игрушку, ест мороженное.
Имитация движений животных : заяц, медведь, слон, белка,
петух.
Карточка №44
«Зеркало»
Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных
навыков.
Количество играющих: группа детей.
Ход: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.
Комментарий: необходимо напомнить детям, что они —
«зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той
же рукой (ногой, что и он.
Карточка №45
«Слушай команду»
Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.
Ход: Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети
идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего ( например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в
состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание.
Комментарий: Игра поможет воспитателю сменить ритм действий
расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда
переключиться на другой, более спокойный вид
деятельности.
Карточка №47
«Передай мяч»
Цель. Снять излишнюю двигательную активность.
Ход: В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как
можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в
максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его.
Карточка №46
«Ау!»
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового
восприятия.
Ход: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей
друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом.
Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
Карточка №48
«Кого укусил комарик?»
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между
детьми.
Ход. Дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне
круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от
других тихонько щиплет — «кусает комариком». Ребенок,
которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи.
Остальные внимательно разглядывают друг друга и
угадывают, «кого укусил комарик».
Карточка №49
«Две игрушки — поменяемся местами»
Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации
движений, сотрудничества.
Ход: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.
Комментарий: игра проводится в достаточно высоком темпе,
чтобы увеличить ее интенсивность и сложность. Тем более
что детям дошкольного возраста еще достаточно трудно
выполнять действия разной направленности (как в данной
игре — поймать игрушку, увидеть того, кому досталась
вторая и поменяться с ним местами).
Карточка №50
«Раздувайся, пузырь»
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Ход: дети стоят в кругу очень тесно — это
«сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки,
поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого
выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав
несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу,
приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой,да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из
детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь»
лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или
разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
Карточка №51
«Кто к нам в гости пришел?»
Цель: учить детей переключать свое внимание с себя на
окружающих, брать на себя роль и действовать в
соответствии с ней.
Ход. В начале игры ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок,
изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"-махать сзади рукой и лаять и т. д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.
Карточка №60
«Иголка и нитка».
Цель: развитие координации речи и движения, активизация
глагольной лексики.
Ход. Дети становятся цепочкой друг за другом, держась за руки.
Первый ребёнок-иголка. Он бегает, меняя направление, то
слегка приседая, то выпрямляясь. Остальные бегут за ним,
выполняя те же движения, все вместе пропевают слова под
любую подходящую мелодию:
«Иголочка, иголка, ты шей
И штопай тонко.
Вверх и вниз скорей ныряй,
Только нитку не теряй.
В след за иголкой
Нитка ныряет,
Коле штанишки
Она зашивает».
Спросить у детей, что может ещё делать иголка? Пришивать,
подшивать, сшивать и т. д
Карточка №53
«Мы на карусели сели».
Цель: развитие координации речи и движения, слухового
внимания, партнёрских отношений.
Ход. Дети выбирают себе пару и берутся за руки. Все движения
выполняются по тексту.
Мы на карусели сели, закрутились карусели.
Вверх летели, вниз летели,
Вверх летели, вниз летели.
По очереди приседают и встают.
А теперь с тобой вдвоём мы на лодочке плывём.
Дети садятся на пол, держатся за руки и упираются друг
другу ступнями ног.
Ветер по морю гуляет, ветер лодку наклоняет,
Вправо, влево нас качает.
Покачиваются из стороны в сторону.
А теперь с тобой вдвоём быстро к берегу гребём.
К берегу пристала лодка, мы на берег спрыгнем ловко. И
поскачем по лужайке словно зайки, словно зайки.
Дети имитируют «зайцев» и прыгают врассыпную по залу.
Карточка №54
«Птичка».
Цель: активизация словарного запаса по теме: «Птицы»,
развитие творческого воображения, выразительности
движений.
Ход. Дети встают в круг. Выбирается «птичка», встаёт в центр
круга и называет себя: синичка, воробей, голубь и т. д.
Дети поют песенку, а птичка «летает» по кругу:
Маленькая птичка прилетела к нам,
Маленькой птичке зёрнышки я дам.
Дети складывают ладошки вместе, имитируя кормушку, а
«птичка» подходит к каждому ребёнку и пальчиком -
«клювиком» по очереди у каждого «клюёт» корм.
Дети продолжают петь:
Маленькая птичка зёрнышки клюёт,
Маленькая птичка песенки поёт.
Затем «птичка» выбирает себе замену.
Карточка №55
«Встань на кого посмотрю»
Цель: воспитание чувств партнера (общение через взгляд) .
Ход: ведущий смотрит на одного из детей. Ребенок, поймав
взгляд, встает. После этого, предлагают ему сесть.
Карточка №56
«Найди пару».
Цель: развитие внимания, проявление инициативы,
преодоление застенчивости, развитие лексического словаря
по теме: «Животные и их детеныши».
Материал: картинки из серии «Животные и их детеныши».
Ход. Половине игроков раздаются картинки со взрослыми животными, а второй – детеныши. При раздаче картинок, надо обязательно сказать, что смотреть можно только тогда, когда все получат картинки.
Воспитатель говорит:
- Раз, два, три свою семью найди!
Дети по картинкам ищут своё семейство, затем встают рядом, кладут руки друг другу на плечи и по очереди говорят:
-Я мама-овца.
-Я папа-баран.
-Я маленький ягнёнок.
Каждое семейство называет себя. Для детей младшего
возраста можно использовать звукоподражание.
Карточка №57
«Ромашки на лугу».
Цель: развитие слухового внимания, воображения, активизация словарного запаса по теме «Цветы», выполнение согласованных движений.
Ход. Воспитатель предлагает детям поиграть в луговые цветы.
«Наша группа - это большой луг. Все дети ромашки».
Звучит весёлая музыка – значит, наступило утро, все
ромашки радуются, раскачиваются на месте, поднимая руки
вверх. Когда звучит грустная музыка, идёт сильный дождь,
ромашки садятся на корточки поближе друг к другу,
обнимают за плечи, закрывают глаза, им холодно и страшно.
Снова звучит весёлая музыка, ромашки поднимаются.
Ведущий говорит:
«Ромашки, соберитесь в букет. Раз, два, три по три ромашки в круг беги». Дети-ромашки встают в кружок по три цветка и берутся за
руки. Для детей постарше можно усложнить игру тем, что
каждый ребёнок называет себя любым луговым цветком, а в
букет собираются и по пять, семь цветов.
Карточка №58
«Клубок».
Цель: развитие коммуникативных навыков, координации речи и движения.
Ход. Дети держатся за руки и идут за ведущим по кругу, заматывая «клубок».
«Я по горенке иду, клубок ниток несу.
Клубок маленький, нитки аленьки.
Клубок катится, нитки тянутся.
Нитка дольше всех, перевёртов шесть».
При повторении слов, «клубок разматывается». В конце песни дети становятся в круг, поднимают руки.
«Я за ниточку взялась, тонка нитка порвалась».
На последнем слове резко опускают руки вниз и расцепляют их.
Карточка №59
«Угадай, чей голосок».
Цель: развитие слухового и зрительного внимания, тактильной памяти.
Ход. Дети образуют круг и берутся за руки. В середине – ребёнок
с завязанными глазами. Дети идут по кругу и говорят:
Вот построили мы круг,
Повернёмся разом вдруг.
Поворачиваются и идут в другую сторону.
А как скажем: «Скок-скок-скок»,
(эти слова говорит один из детей,
Угадай, чей голосок?
Поскорее обернись,
Своей рученькой коснись.
Торопись, отгадай,
Поскорее отвечай.
«Жмурка» старается угадать по голосу, кто его позвал. Если
не угадывает, то старается узнать на ощупь.
Карточка №52
«Чей предмет?»
Цель: научить детей проявлять внимание к другим
людям.
Ход: педагог заранее подготавливает несколько предметов, принадлежащих разным детям. Дети закрывают глаза. Педагог выжидает некоторое время, давая возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем предлагает открыть глаза и показывает предмет, принадлежащий одному из детей. Дети должны вспомнить, кому принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен подсказывать. В игре могут участвовать такие предметы, как заколка для волос, значок и т. д.