Бруча Наталья Михайловна
Коммуникативные игры в жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Единственная известная
мне роскошь – это роскошь
человеческого общения.
Антуан де Сент Экзюпери
Ребенок рождается на свет, не обладая навыками и способностями к общению. Такая способность вырабатывается у него через взаимодействие с другими людьми. По мере приобретения жизненного опыта ребенок совершенствует коммуникативные навыки и усваивает новые формы контактирования с окружающими.
Публикация «Коммуникативные игры в жизни дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Вырастая, ребенок приходит в детский сад, где существенно расширяет свой круг общения. Он получает возможность не только совершенствовать полученные в семье навыки общения, но и в сравнении с другими детьми и взрослыми определять свою похожесть или непохожесть на них, учиться новым способам взаимодействия. Ребенку приходится осознать, что мир состоит из разных людей, для общения с которыми нужны разные способы.
Общение со сверстниками как правило проходит очень эмоционально. Со взрослыми дошкольник пытается вести себя «хорошо», а с ровесниками может громко смеяться, кричать, чаще использовать экспрессивные мимические проявления, резкие интонации. И такое взаимодействие с другими детьми позволяет ребенку проявить свои индивидуальность и оригинальность.
Свободно общаясь со сверстниками, ребенок познает себя, учится находить в других отражение своих собственных черт, чувств, эмоций. Для этого ребенку необходимо проявлять внимание к партнерам, слушать и слышать их, отвечать на их реплики. Маленькие дети не имеют такой способности. Поэтому у дошкольников возникают проблемы в коммуникации со сверстниками. Ребенок как правило больше ценит свое собственное высказывание, не поддерживает чужой инициативы (каждый говорит о своем и не слышит, что говорит собеседник, что порождает обиды, ссоры, конфликты между детьми.
С одной стороны дошкольник не может жить без общения со сверстниками, с другой – не способен без помощи взрослых выстраивать эффективные отношения. Задача воспитателя, родителя – научить ребенка правильно выражать свои желания и чувства, проявлять сочувствие другим людям и оказывать им помощь, правильно разрешать конфликтные ситуации, мириться во время ссоры, отличать хорошее поведение от плохого.
Задача воспитателя в детском саду - создать благоприятные условия для развития и коррекции навыков общения у детей посредством целенаправленных регулярных усилий. Такая работа состоит из следующих важных частей:
- понимание, что формирование коммуникативных способностей является приоритетным направлением педагогической деятельности;
- интегрирование коммуникативных игр и упражнений в процесс общения и занятий с детьми;
- учет особенностей возраста дошкольников, соответствующих ему методов решения конфликтов, организации коммуникации детей между собой, принципов общения внутри детской группы.
Для совершенствования работы по развитию коммуникативных способностей дошкольников необходимо учитывать следующие факторы:
- уровень владения детьми анализом ситуаций общения;
- уровень владения речевыми высказываниями и слушанием других людей;
- способность ребенка к использованию различных выразительных средств речи;
- степень развития навыков выстраивания и поддержания межличностных отношений;
- способность правильно понимать получаемую информацию от другого человека;
- объективность оценки собственных отношений со сверстниками.
Общение дошкольников – средства коммуникации
Одним из важных направлений работы воспитателя с дошкольниками является знакомство их со средствами выражения эмоций (жесты, мимика, позы). Наша задача – научить детей использовать невербальные средства для выражения собственных переживаний и чувств, воспринимать подобные невербальные сигналы, исходящие от других людей и понимать, какие эмоции за ними стоят.
В этой работе прекрасно себя зарекомендовали себя игры, знакомящие детей с «азбукой эмоций», формирующие у детей умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением, позой:
- мимические и пантомимические упражнения «Тренируем эмоции» (хмуримся, как осенняя туча, злая волшебница,
- «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало»;
- «Чтение эмоций» (по картинкам, фотографиям);
- «Ролевая гимнастика» (походи, как сердитый медведь, хитрая лиса, трусливый зайчик и т. д.).
Лучше всего включать такие упражнения и игры в соответствии с тематикой недели в ритуал начала занятия, заключительную часть или физкультминутку.
Коммуникативная компетентность ребенка развивается постепенно и зависит от множества факторов (индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, социальных условий его жизни, окружающей предметной среды и т. д., и все это влияет на развитие речевой культуры ребенка.
Основные приемы формирования коммуникативной компетентности
Наиболее часто используемые приемы формирования компетентности в сфере коммуникаций – включение в занятия диалоговых упражнений, игр, рефлексивных приемов. Например, игра «Комплименты» способствует не только расширению запаса вежливых слов, но и умению подмечать в другом человеке его особенности, положительные черты.
Коммуникативные игры «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга» способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.
Для успешного развития ребенка в свете коммуникации со сверстниками важно следить за состоянием психологического климата в группе. Не менее важно учитывать такой климат и в семьях детей.
Понимая, что работа по данной теме немыслима без тесного взаимодействия воспитателя и родителей мы используем разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, в свободном доступе в группе богатый информационный материал, разработаны рекомендации для родителей с целью:
- совершенствования собственных умений межличностного общения;
- формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей;
- информационные материалы о правилах общения с «проблемными» детьми (конфликтными, тревожными, возбудимыми, застенчивыми).
К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести мастер-классы по проведению коммуникативных игр, «круглые столы», за которыми обсуждаются вопросы межличностного взаимодействия родителей с детьми, детей между собой, консультирование по интересующим вопросам.
Коммуникация во время деятельности
Старшие дошкольники развивают свои коммуникативные способности и во время образовательной и самостоятельной практической деятельности. Задача воспитателя состоит в выстраивании учебного процесса таким образом, чтобы включать в него различные формы работы. Это могут быть и обсуждения интересного отрывка из литературного произведения, разучивания скороговорок и стихотворений, различных «мирилок», «считалок» (которые очень нравятся детям и используются ими в процессе совместных игр). Данные формы обязательно включают в себя постановку проблемной ситуации и алгоритм ее разрешения. При проведении театрализованных, сюжетно-ролевых игр также активно используются элементы коммуникативного взаимодействия.
К семилетнему возрасту обычно дети уже способны правильно подбирать для выражения мыслей и эмоций невербальные средства: жесты, позу, мимику и действия. Они уже научились совместно планировать игру, развертывать сюжет игры и организовывать обстановку во время игры. Также старшим дошкольникам несложно строить деловой диалог без вмешательства взрослых.
Задача взрослых при формировании коммуникативной компетенции дошкольников учить их излагать свои мысли, слушать чужую речь и правильно выходить из конфликтных ситуаций.
В приложении собраны коммуникативные игры для детей разных возрастов, данные игры можно и нужно активно использовать как воспитателям, так и родителям в ситуациях межличностного взаимодействия детей.
Список использованной литературы:
1. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников : Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : АРКТИ, 2003. — 96 с.
2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. М. : Айрис-пресс, 2004. — 160 с. — (Библиотека психолога образования).
3. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. Пособие для практических работников ДОУ. — М. : Айрис-пресс, 2005. — 112 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.
5. Панфилова м. А. «Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М. : «Издательство гном и д», 2002.
6. Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. М. : АРКТИ, 2003. — 80 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
7. Шипицына, Воронова, Защиринская: Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 л.). Издательство: Детство-Пресс, 2010 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Введение
Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умение владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учиться выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знание норм и правил поведения.
Основными направлениями в работе по развитию общения у детей в игровой деятельности являются:
- готовность к общению, направленная на формирование доброжелательного отношения к окружающим и желания общаться;
- умение вступать в контакт, связанное с легкостью установления коммуникативных связей;
- инициативность общения, проявляющаяся в стремлении к самостоятельным действиям и способности взять на себя роль лидера.
Следует отметить, что организация коммуникативных игр требует от педагога соблюдения следующих условий:
- умение принимать детей такими, какие они есть;
- учета индивидуальности каждого маленького человека;
- умение принимать любой выбор ребенка;
- желание играть вмести с детьми;
- способности к импровизации в зависимости от обстоятельств;
- умение идти в работе от потребностей ребенка.
Коммуникативные игры можно включать в режимные процессы, использовать на занятиях, во время игровой деятельности в группе или на прогулке, в организации игровой деятельности.
«Собачка»
Дети идут вокруг водящего - Собачки, который стоит, закрыв глаза ладонями.
Мы по кругу идем
И собачку зовем
Пусть глаза не открывает,
Нас по голосу узнает
Ребенок, на которого показывает педагог, говорит: «Собачка, гав-гав!». Собачка должна отгадать, кто позвал.
Бусы из слов
Дети встают в круг и рассказывают любое знакомое стихотворение по очереди; каждый говорит по одному слову. Обязательное условие – непрерывность речи.
«Погремушкой поиграй»
Дети сидят на стульях. Педагог держит в руках погремушку. Напевая, он идет перед детьми:
Хлоп ладошкой, хлоп, хлоп!
Веселее хлоп, хлоп!
Погремушкой ударяй
Если хочешь – поиграй!
Затем педагог отдает погремушку ребенку, перед которым остановился, и малыш играет, остальные дети хлопают.
Сугробы
Дети встают в круг.
Холод, холод!
Скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам.
Вьюга, вьюга!
Мягкое движения кистями рук перед собой вправо –влево.
Снег пушистый кружит, кружит!
Вращают кистями перед собой.
Вверх снежинки поднимает,
Вращая кистями, поднимают руки вверх, а потом их опускают.
Разлетаются снежинки,
Бегут на носочках врассыпную.
Легкокрылые пушинки,
Полетели, понеслись
Стоп! С сугробы собрались!
Останавливаются.
«Погремушка»
Веселее всех игрушка –
Дети встряхивают погремушкой.
Расписная погремушка.
Дайте плаксе погремушку –
Плаксивая гримаса.
Станет плакса хохотушкой!
Улыбаются.
«Клеевой ручеёк»
Цель: Развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Ход: Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула. 2. Проползти под столом.
3. Обогнуть “широкое озеро”. 4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
«Нос к носу»
Цель: Создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.
Ход: Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде воспитателя, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя. «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: Развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Ход: Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания. «Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями».
«Слепец и поводырь»
Цель: Развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
Ход: Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”. По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
«Волшебные водоросли»
Цель: Снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.
Ход: Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.