Котова Ирина Владимировна
Развитие ребенка в процессе общения с игрушкой
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ребенка в процессе общения с игрушкой.
Дошедшие до глубины веков игрушки из глины, кости, металла (игрушки из других материалов, разумеется, были, но они не смогли пройти через разрушительные испытания тысячелетий) — «прямое зеркало жизни взрослых, их верований, страстей и радостей». Самые первые игрушки предназначались не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Между созданием игрушки и предмета религиозного обряда сначала не было существенной разницы.
Публикация «Развитие ребенка в процессе общения с игрушкой» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Первым даром новорожденному ребенку в древности, как и сейчас, была погремушка. Постукиванием погремушки сопровождались колыбельные песни; считалось, что она отгоняет злых духов и оберегает ребенка.
Следует заметить, что кукла всегда занимала особое — самое заметное и почетное — место в царстве детской игры. «Что такое кукла? — писал И. Риго. — Это не предмет и не вещь; это — лицо, это — дитя ребенка. В своем воображении он наделяет ее жизнью, движением, действием и ответственностью. Он заботится о ней так же, как о нем заботятся родители. воспитывает ее так же, как воспитывают его самого». Игра в куклы воспитывает сердце и волю, даже больше, чем интеллект, утверждал С. Холл — автор обширного и подробного «исследования о куклах». Научившись видеть в кукле живое, требующее внимания и неустанной заботы существо, дети овладевают умением видеть друг друга и согласовывать свои желания и действия, которые с обязательностью будут востребованы в коллективных играх.
Кукла — главный товарищ в том «уединении вдвоем», которое так любят и дети, и взрослые. «Она не обижается, не бросает играть, если ей становится не интересно, не говорит, что так делать нельзя, не навязывает своего образа действий и с ней не нужно согласовывать свой замысел игры. Кукла — идеальный партнер по совместной игре» (Г. Г. Кравцов).
Сравнивая характер игрушек и их влияние на детей прежде и сегодня, А. КОНОНОВ отмечает, что раньше домашних игрушек на Руси было немного, поскольку сам ребенок был богаче внутренними возможностями использовать игрушку многосторонне. Сейчас же сплошь и рядом родители «топят» ребенка в игрушечном многообразии, тем самым обедняя его душевный мир, не дают ему времени собраться с силами, разбудить воображение, чтобы раскрыть все ее (игрушки) функциональные особенности».
Качество и разнообразие игрушек, окружающих ребенка в тот или иной отрезок времени, влияет на способ и характер его игры, — свидетельствует С. Миллер и подтверждает это следующими фактами. При малом количестве игрушек дошкольники на игровой площадке чаще вступают в контакты друг с другом; большое количество игрового оборудования ведет к уменьшению контактов, но в то же время — стимулирует индивидуальные исследования, строительство и виды игровой деятельности.