Ольга Саитова
Коммуникативная компетентность педагога
▼ Скачать + Заказать документы
«Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты.
Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса»
Джим Рон.
Воспитатель 21 века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную (анализирующую) деятельность;
Публикация «Коммуникативная компетентность педагога» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Педагогическая деятельность относится к числу таких видов профессиональной деятельности, которые накладывают отпечаток на всю личность человека и часто становятся для него тем, что определяет тот образ мира, через который преломляются его внешние факторы.
В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость. Компетентность во взаимодействии - одна из важнейших составляющих профессионализма.
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер,готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.
Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся :
Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
К каждой компетенции свои требования.
Я хочу остановиться сегодня на коммуникативной компетенции она, включает в себя следующие умения и навыки:
1. Грамотно держаться во время занятий и после (осанка, мимика, движения);
2. Подавать себя, подчеркивать свое достоинство;
3. Контролировать и корректировать свое эмоциональное состояние и поведение в целом;
4. Устанавливать и поддерживать эмоциональный контакт с детьми; (проявляйте интерес к увлечениям ребенка, не запрещайте ребенку гневаться (уголок уединения,
5. Снимать излишнее психическое напряжение у себя и у детей; (у себя - сделать глубокий вдох-выдох; у детей- игра с песком, дудочка)
6. Управлять своим вниманием и вниманием детей (привлекать, овладевать, поддерживать (например начать занятие с интриги «Угадайте что я вам приготовила?», используйте больше красок,Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь
7. Владеть технологией взаимодействия и техникой речевого воздействия (дыхание, дикция, темп, голос)
8. Вызывать симпатию и интерес к себе;(широко улыбнуться, называть ребенка по имени, использовать фразу расскажи мне., похвалить)
9. Избирать оптимальный тон в общении с детьми (технологии прямого и косвенного воздействия)
10. Знать механизмы общения и средств коммуникации (подражание, убеждение, заражение);(у детей основное содержание коммуникативной деятельности привлечь внимание к себе и получить оценку своих действий.)
11. Анализировать и учитывать индивидуально- типологические особенности и состояния детей;
12. Задавать вопросы и отвечать детям;
13. Диагностировать характер усвоения детьми отобранного материала;
14. Ставить диагноз ошибки ребенка, понимать и оптимизировать причины его затруднений;
15. Исправлять ошибку; вовремя и нужным способом оказывать помощь детям при затруднениях;
16. Дифференцированно оценивать знания, действия детей (отметка, суждение, само/взаимооценка);
17. Прогнозировать поведение и развитие дошкольников;
18. Учитывать и использовать зону актуального и ближайшего развития ребенка;
19. Планировать и гибко изменять коммуникативную структуру занятия;
20. Передавать свое активно положительное отношение к материалу, заражать интересом;
21. Организовывать деятельность на занятии;
22. Организовывать и поддерживать контакт во время занятия (с группой, подгруппой, ребенком);
23. Осуществлять обратную связь в процессе передачи информации и ее усвоения дошкольниками;
24. Поддерживать благоприятный климат на занятии, атмосферу творчества и безопасности;
25. Организовывать материал сообразно детским особенностям;пользоваться технологией и средствами педагогической коммуникации;
26. Поддерживать постоянный контакт с группой, чувствовать смену ситуации и реагировать на нее;
27. Понимать каждого ребенка, устанавливать с ним личный контакт;
28. Сочетать уважение и оптимизм к личности ребенка с необходимой требовательностью;
29. Раскрывать потенциал дошкольника через организацию коммуникативного воздействия;
30. Владеть особой манерой встречи с детьми, отражающей радость общения;
31. Импровизировать, поступать и говорить экспромтом;
32. Обладать эмпатией (понимать ребенка, принимать, сопереживать, сочувствовать);
33. Вызывать доверие, снимать сопротивление;
34. Выбирать позицию и роль в общении в зависимости от обстоятельств.
Таким образом, коммуникативная компетентность это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми; владение определенными нормами общения и поведения; владение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения).