Галина Распопова
Мастер-класс «Коммуникативная компетентность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ и эмоционального благополучия детей в детском саду.
Задачи:
1. Представить теоретическую информацию об особенностях адаптации детей и эмоционального благополучия в ДОУ.
2. Профилактика дезадаптации воспитанников к ДОУ.
3. Обучение конструктивным способам общения с детьми.
4. Сплочение педагогического коллектива.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В начале занятия звучит музыка, воспитатели выбирают шарик в соответствии со своим настроением (шарики красного, желтого, зеленого и синего цветов, вырезанные из цветной бумаги, объясняют, почему они выбрали именно этот цвет.
Упражнение «Улыбка». Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
Психолог называет тему занятия.
Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум и пребывание в нем, в большей степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду. Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность ребенка, поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение ребенку состояние эмоционального благополучия.
Адаптация ребенка к детскому саду является условием эмоционального благополучия. Адаптация – процесс приспособления организма к новым условиям. А детский сад, несомненно, является для ребенка новым неизведанным пространством, с новым окружением, с новыми отношениями. Адаптивная способность не является врожденной, а формируется постепенно. Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для воспитателей. Учет специфики адаптационного периода поможет не только найти правильный подход к ребенку, но и заложит предпосылки для ее успешной социализации в новом коллективе. Привыкнуть к дошкольному учреждению эмоционально тяжело как в 1,5 лет, так и в 5 лет. Для ребенка любого возраста процесс адаптации является сложным процессом, а для детей раннего возраста вдвойне, поскольку они менее приспособлены к отрыву от родных, более слабы и ранимы, не достаточно владеют речью, навыками самообслуживания, не испытывают потребность в детском обществе. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер который зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в детском саду. Изменить психофизиологические особенности, характер семейных отношений мы не можем, а вот создать благоприятные условия пребывания детей в детском саду в наших силах.
Практическое задание.
Воспитателям предлагается разбиться на подгруппы. Каждой подгруппе выдается листок бумаги, на котором необходимо написать то, как мы можем помочь детям адаптироваться к условиям ДОУ.
Выводы:
Работа с родителями:
- дать анкеты родителям, чтобы узнать о привычках ребенка, интересах склонностях;
- рассказать родителям о режиме дня, чтобы они соблюдали его дома;
- если родители только планируют привести ребенка, то помощь в подготовке к детскому саду;
- направить их к специалисту.
Воспитатели:
В группе создавать эмоционально-благоприятную атмосферу.
Необходимо сформировать у ребенка положительные установки, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует тепло, исчезнут его волнения и страхи, легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно ходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу:
- хорошо, если в группе будет «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть (уголок уединения);
- желательно рядом с домиком разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка;
- в группе необходим и спортивный уголок, который бы удовлетворил их потребность в движении;
- изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества поможет решить эту проблему (фломастеры-маркеры вызывают интерес ребенка) либо стена творчества;
- игры с песком и водой;
- по мере привыкания к новым условиям сначала восстанавливается аппетит, потом сон. Можно взять любимую игрушку, что-то, что вышивала или делала мама. Включить успокаивающую музыку, колыбельные песни (можно спеть самому);
- необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую потребность в эмоциональном контакте с взрослыми (ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание на руках дает чувство защищенности; не игнорировать вопросы детей);