Гульназ Сафина
Доклад «Психолого-педагогическая компетентность педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК» С. БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ
МЕЧЕТЛИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Доклад на тему :
«Психолого- педагогическая компетентность педагога ДОУ».
Воспитатель МБДОУ детский сад «Колосок» с. Большеустьикинское
Сафина Гульназ Марсиловна.
Октябрь, 2017 год
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Искусство быть педагогом в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в трудную минуту.
В системе образования произошла смена приоритетов, начиная с ее первой ступени - дошкольного воспитания: ориентация на ребенка, предоставление педагогам права свободного выбора программ обучения и воспитания расширение прав родителей и пр. В этой ситуации возрастает значение профессиональной и личностной готовности взрослого к работе с детьми. Особенно это относится к специалистам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях. Известно, что одним из важнейших факторов личностного развития ребенка является личность работающего с ним воспитателя.
В современном обществе требования к профессионализму педагогов, работающих в ДОУ, возрастают. Приоритетными задачами дошкольного образования, согласно Концепции дошкольного воспитания, являются: личностное развитие ребенка, забота о его эмоциональном благополучии, развитие воображения и творческих способностей, формирование способностей детей к сотрудничеству с другими людьми. Эти задачи определены отношением к дошкольному возрасту как к уникальному самоценному периоду развития личности.
Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения. Психология воспитателя проявляется, формируется и изменяется в процессе осуществления им педагогической деятельности. Воспитатель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.
Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОУ. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.
Специфические характеристики профессионально-педагогической деятельности в ДОУ распространяются на все компоненты профессиональной компетентности педагога, к которым относятся:
личность;
компетенция и подготовленность : психолого-педагогические, методические знания, обусловленные целью, содержанием и технологией воспитания, обучения и развития в ДОУ;
профессионально-педагогические умения, готовность: знания педагога реализуются в практической деятельности, поэтому они органически связаны с общепедагогическими умениями, навыками;
психолого-педагогическая деятельность в целом: процесс общения и деятельности в ДОУ носит преимущественно развивающий воспитывающий характер, что влияет на результаты образовательной практики. Все указанные компоненты позволяют обосновать психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности педагога дошкольного образования —объективные требования к личности и деятельности специалиста в области дошкольного образования, зафиксированные в государственных образовательных стандартах, аттестационных и квалификационных документах. В современных условиях профессиональная деятельность педагога претерпела некоторые изменения, связанные с ее структурированием как процесса решения профессионально-педагогических задач. Сместились и акценты в содержании педагогических задач : от передачи знаний, формирования умений и навыков, от педагогического воздействия к созданию педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личностей ученика и учителя в процессе взаимодействия. Какие же задачи решает современный педагог? Это пять основных групп задач, опыт решения которых характеризует базовую компетентность современного педагога :
видеть ребенка (ученика) в образовательном процессе;
строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования;
устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами образовательного учреждения;
создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство учреждения);
проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.
Таким образом, компетентностный подход к профессионально-педагогической деятельности позволяет рассматривать педагога как человека, умеющего профессионально решать проблемы и типичные задачи в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
воспитательно-образовательной;
учебно–методической;
социально–педагогической.
Воспитательно–образовательная деятельность предполагает: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает: осуществление консультативной помощи родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :
работа в методических объединениях, творческих группах;
исследовательская, экспериментальная деятельность;
инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
различные формы педагогической поддержки;
активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
обобщение собственного педагогического опыта. Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Педагогическая деятельность осуществляется в различных направлениях, а значит, в каждом из них может проявляться и мастерство воспитателя. Поэтому можно говорить о педагогическом мастерстве в широком смысле: о мастерстве воспитания, обучения, или о мастерстве организации и управления учебно-воспитательным процессом. Современное общество предъявляет непростые требования к личности специалиста: высокий образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональная мобильность, умение вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма, необходима основа профессиональной деятельности, т. е. профессионал должен сочетать в себе профессиональные способности, знания, умения, навыки и опыт при достаточно высоком уровне профессиональной культуры. Итак, в заключение можно сделать следующие выводы:
1. Профессиональную компетентность педагога ДОУ можно определить как способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемую должностными требованиями, базирующимися на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности.
2. Все формы развития профессиональной компетенции педагога ДОУ, можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:
групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, открытые просмотры, и т. д.);
индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество и т. д.)
Список литературы
Андриади И. П. Основы педагогического мастерства. М., 1999.
Безделина Р. Повышаем квалификацию педагогов // Дошкольное воспитание. 2003. № 6.
Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. M., 2001.
Видт И. В. Педагогическая культура : становление, содержание и смыслы // Педагогика. 2002. № 3.
Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. № 5.
Лазаренко Л. А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1 - С. 67-68
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. О воспитателе детского сада: анализ современной воспитательной позиции // Дошкольное воспитание. 1993. № 9.
Пенькова Л. Подготовка дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности // Дошкольное воспитание. 1999. № 2.
Рудакова Н. Современным детям нужны современные педагоги // Дошкольное воспитание. 2004. № 9.
Стеркина Р. Б. Педагог дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2002. № 4.
Фуряева Т. Воспитатель детского сада: проблема профессиональной идентичности // Дошкольное воспитание. 1994. № 1.