Анастасия Ёлкина
Коммуникативная деятельность дошкольников как условие становления предпосылок УУД
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ
ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Изменения, происходящие в современном мире, призывают нас к такой оптимизации образовательного пространства, которые будут предусматривать государственные, социальные и личностные
потребности и интересы. Поэтому, приоритетным направлением
Публикация «Коммуникативная деятельность дошкольников как условие становления предпосылок УУД» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2017
становится реализация развивающего потенциала новейших образовательных
стандартов.
ФГОС нового поколения обеспечивают преемственность между
дошкольной и начальной ступенями образования [3].
Преемственность с точки зрения дошкольного образовательного
учреждения – это ответ на запрос средних учебных заведений. Другими словами, это формирование запаса знаний,
умений и навыков, которые нужны в целях последующего обучения в школе.
Преемственность с позиции школы – это опора на эти знания, умения и
навыки, которые были ранее сформированы у ребёнка, и пройденное им осмысливается на более
высоком уровне.
Дошкольная ступень – оберегает ценность дошкольного детства,
формирует основательные индивидуальные особенности ребёнка, сохраняя «радость
детства». Первоначальная ступень школы – подхватывает успехи ребёнка и
развивает накопленный им потенциал до уровня осознания и осмысления.
Достижение этой цели стает допустимым благодаря
формированию концепции универсальных учебных действий в логике системно -
деятельностного подхода, а кроме того теории конструктивного обучения [1].
Необходимо заметить, что универсальные учебные действия равно как личностно-
психологическое новообразование младшего школьного возраста -
динамическое свойство, предпосылки которого закладываются в дошкольном
детстве, а последующее формирование и становление происходит в подростковом
возрасте. По этой причине развитие умения учиться становится основанием
преемственности разных ступеней образовательной организации.
Дошкольное образование – 1-ая стадия, обеспечивающая
преемственность воспитания и обучения детей в ситуации детского сада,
семьи и школы.
Основную роль на этом этапе занимают отношения
между ребенком и взрослым, взаимоотношения с обществом.
Как демонстрирует практика, далеко не каждый раз отношения детей друг с
другом формируются успешно. О низкой развитости коммуникативных
навыков говорит следующие: беспомощность детей к социальной
реализации, уменьшение вербальный памяти, неспособность ребенка к раскрепощению,
недостаточность общей культуры поведения.
Возрастосообразная форма развития у дошкольников
коммуникативной компетентности базируется на том, что все без исключения свойства и
освоенные способности детей носят динамический характер, т. е. не
завершены и продолжают совершенствоваться [2].
Многоступенчатая форма системы образовательного процесса
современного ДОУ предоставляет возможность гибко конструировать образовательный процесс
и создавать программы, позволяющие шаг за шагом формировать
коммуникативную компетентность :
Первая стадия – ранний возраст, целью которого представляется ранняя
социализация, как условия коммуникативной компетентности.
Вторая стадия – младший дошкольный возраст, целью которого
является, становление речи как средства общения в разных формах и видах
детской деятельности.
Третья стадия – средний дошкольный возраст – освоение детьми
конструктивных методов и средств взаимодействия с окружающими
людьми.
Четвертая стадия – старший дошкольный возраст - развитие
свободного общения со взрослыми и детьми, саморегулировка своего поведения,
развитие толерантности и эмпатии.
Формирование первоначальной коммуникативной компетентности ребенка
дошкольного возраста происходит в ситуации вариативности организации педагогического процесса, ориентированного на целостное формирование ребенка как
субъекта различных видов деятельности и поведения [4].
В связи с чем проблемы психолого-педагогической деятельность по
формированию начальных коммуникативных компетенций у детей
дошкольного возраста должны решаться интегрировано в процессе освоения всех
образовательных областей наравне с задачами, отражающими специфику
каждой образовательной области, с неотъемлемым психологическим
сопровождением личности.
В теории и практике обеспечивания преемственности между системой
дошкольного и начального образования, имеющей целью результативное управ-
ление процессом последовательного перехода ребенка с игровой к учебной -де-
ятельности, обозначился несколько противоречий, между:
• нынешней идеологией образования, ориентирующего личность
на непрерывное обучение «через всю жизнь», и слабо развитой
мотивацией образования, учебно-познавательной деятельности у детей и
молодежи;
• классической ориентацией начального общего образования на раз-
витие у младших школьников учебной самостоятельности и недостающим
учетом возможностей дошкольного образования в формировании предпосылок для
становления умения обучаться уже в дошкольном возрасте;
• перспективой и потребностью становления предпосылок
умения обучаться в дошкольном возрасте и неразработанностью соответствую-
щих технологий дошкольного и предшкольного образования;
• подчиненностью процесса развития умения учиться в дошкольном
возрасте от степени развития первоначальных основных компетенций и
традиционной ориентацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
на формирование отдельных знаний и навыков у детей;
• традиционной и самостоятельной работы ДОУ и начальной школы
в решении трудности развития умения учиться у ребенка и необходимостью
совместного решения задач форм универсальных учебных действий на
ступени предшкольного и начального общего образования.
Решение перечисленных противоречий подразумевает системную ра-
боту дошкольного образовательного учреждения, нацеленную на развитие
начальных основных компетентностей у дошкольников, в том числе
коммуникативных, как условия развития умения обучаться у детей младшего
школьного возраста.
Достаточная степень сформированности коммуникативной
компетентности у дошкольников обозначается условием последовательного
становления у детей предпосылок УУД, а следовательно – результативной учебной
деятельности младшего школьника.
Литература
1. Гогоберидзе А. Г. Предшкольное образование : некоторые итоги
размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного
возраста)// Управление ДОУ. -2006.-№1.-С. 10-19.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования"
3. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников :
практическое руководство для педагогов и психологов ДОУ / Л. В.
Чернецкая. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009 – 256 с.