Юлия Железнова
Консультация для педагогов и родителей «Игровые способы формирования у дошкольников предпосылок овладения навыками письма»
▼ Скачать + Заказать документы
Сформированность у ребенка школьнозначимых функций создает благоприятные предпосылки для начала школьного обучения. В частности, очень важно подготовить ребенка к овладению навыком письма. Для успешного овладения графикой письма необходимы :
координация движений (развитие движений пальцев и кистей рук);
определенный уровень развития мышечно-связочного аппарата кистей рук;
пространственные представления;
чувство ритма.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Игровые способы формирования у дошкольников предпосылок овладения навыками письма“» размещена в разделах
Для детей с нарушениями развития формирование графического навыка письма имеет особое значение, так как из-за психических и моторных отклонений данный навык формируется у них труднее и дольше. Поэтому дошкольники нуждаются в дополнительных упражнениях. Целенаправленная коррекционная работа по развитию моторики, зрительно-ручной координации позволяет реализовать потенциальные возможности ребенка, создает предпосылки для овладения им графическими навыками письма, способствует формированию пространственных представлений.
Не следует рассматривать овладение графическими навыками как бесконечную тренировку в написании элементов букв. Это бессмысленно и даже вредно для недостаточно сформировавшейся кисти руки и психики ребенка. Чтобы сформированные и закрепленные навыки смогли стать фундаментом для школьного обучения, подготовка должна осуществляться систематически и последовательно, в том числе с помощью игровых видов деятельности.
Для развития координации в пространстве с детьми полезно играть в жмурки, используя колокольчики и погремушки; искать спрятанные, дистанционно включаемые звучащие игрушки.
Развитию средней и межой моторики, зрительно-ручной координации, пространственных представлений, внимания способствуют игры с мячиками для пинг-понга и воздушными шариками.
Вылавливание из таза с водой мячиков для пинг-понга:
руками (захватом сверху, снизу);
двумя пальцами;
тремя пальцами.
Толкание в горизонтальной плоскости от себя воздушного шарика, подвешенного на нити в дверном проеме на уровне плеч ребенка:
двумя руками;
ладошкой одной руки;
кончиками соединенных вместе пальцев руки (указательного, среднего и безымянного);
попеременно ладошками правой и левой руки.
Играть с подвешенным на нити воздушным шариком можно и в паре, например:
ловить и кидать шарик сначала двумя руками, а затем одной рукой;
толкать шарик друг другу (ладошкой, пальцем, чередуя руки);
называть при отбивании шарика слова на определенную тему («Овощи», «Игрушки» и др.).
Для развития мышечно-связочного аппарата кистей рук и оптимизации усилий пальцев, принимающих основное участие в акте письма (большого, среднего и указательного, полезны игры и упражнения с конусовидными предметами—фишками. При чрезмерно сильном нажиме на среднюю часть фишка выскальзывает из пальцев, а при слабом — не будет захвачена.
При игре с фишками можно:
расставлять фишки в соответствии с образом;
ставить фишки определенного цвета на определенные геометрические фигуры (например, синие—на квадраты, а зеленые—на треугольники);
составлять из фишек пирамидки.
Для формирования у детей оптимального динамического стереотипа письма целесообразно использовать игровой комплект «Тропинки», состоящий из игрового поля, закрытого сверху тонким орг. стеклом или прозрачным пластиком, и среднего слоя, имеющего углубления-канавки, по которым перемещаются маленькие металлические шарики диаметром не более 3 мм. Перемещение шариков производится с помощью ручки с магнитным стержнем на конце. Траектория движения шариков по углублениям соответствует основным действиям, совершаемым при письме : прямые вертикальные и горизонтальные линии, волнообразные движения, спиралевидные восьмерки и т. п. Количество шариков можно подобрать в зависимости от усидчивости ребенка.
Зрительно-ручную координацию, пространственные представления, осмысленность движений развивает и игровой тренажер «Автодром», который состоит из картонного игрового поля с изображением двух извилистых дорог любой сложности, двух макетов автомашин с прикрепленными на их днищах железными пластинами, двух палочек с магнитами на концах. Игрокам предлагается перемещать макеты машин по контурам дорог, двигая магнит под игровым полем.
Для развития координированных движений обеих рук полезны упражнения с «Чудесным кувшином». Для этого в прозрачный кувшин помещают вырезанную из бумаги божью коровку с прикрепленной металлической скрепкой. На стенках кувшина цветным фломастером обозначают траекторию движения. Удерживая одной рукой кувшин за ручку, другой рукой с помощью магнита передвигают насекомое вдоль намеченной траектории. Можно усложнил» задание, налив в кувшин воды. В этом случае вместо божьей коровки в кувшин помещают рыбку.
Координацию и произвольность (осознанность) движений обеих рук можно развивать и с помощью следующих упражнений:
катание шарика по желобу, зажатому между ладонями (при этом ребенок должен так регулировать наклон желоба, чтобы шарик катился по нему, но не выскакивал);
перекладывание пинцетом фасоли в сосуд с узким горлышком;
переливание жидкости в удерживаемую на весу посуду.
Когда ребенок выполняет задание, не торопите его, не критикуйте, если что-то пока не получается. Не забывайте похвалить ребенка за достигнутые успехи!