Лидия Куранова
Коммуникация и чтение художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
«Коммуникация и чтение художественной литературы. Предметно-развивающая среда в ДОУ»
Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребёнка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, «проблемы». Конечно, большинство детей в ДОУ в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовать ; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства – речевые, мимические, образно-жестовые. Их отличает живой интерес к собеседнику. Однако, определённая часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнёра приводят к обеднению коммуникативного опыта ребёнка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий статус в группе сверстников. Причина кроется в несформированности коммуникативной деятельности ребёнка.
Публикация «Коммуникация и чтение художественной литературы» размещена в разделах
С переходом в дошкольный возраст, когда в психике ребёнка происходят изменения, получившие название «кризиса трёх лет», коренным образом меняется вся система его отношения к окружающему миру, прежде всего к людям. Если в раннем детстве ребёнок с наибольшем интересом наблюдал, исследовал окружающие предметы, познавал их функциональные свойства, то в посткризисный период, приоритеты в структуре восприятия мира становятся иными. На первый план выдвигается интерес к жизни окружающих его людей, их занятиям. Другими словами, если до кризиса содержание общения ребёнка определялось предметной средой, то потом предметный план уступает первенство социальному. Поэтому и ведущей деятельностью дошкольного детства становится игра. Теперь главным объектом восприятия, пристального наблюдения и исследования становится мир людей. Начинается пора активного социального взросления. Ребёнок не только наблюдает за внешними проявлениями и действиями окружающих взрослых, но, что чрезвычайно важно, пытается проникнуть в смыслы их отношений, понять причины поступков, мотивы поведения.
Коллектив МДОУ детского сада комбинированного вида №4 «Золотой петушок» рассматривает образовательное пространство детского сада как социокультурную нишу, где педагоги помогают детям познать себя и окружающее в непринуждённой игровой обстановке.
Хочу представить предметно развивающую среду во второй младшей группе, где материалы и оборудование носят полифункциональную роль и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы. Все виды совместной деятельности взрослого и ребёнка взаимопроникают друг в друга и создают единую интегрированную область, где непременно присутствует коммуникация. Для коммуникативной деятельности ребёнка созданы условия, отражающиеся в окружающем ребёнка пространстве.
Для чтения художественной литературы в группе создан книжный уголок, где собраны книги разного жанра, различной тематики в соответствии с возрастными особенностями ребёнка. Книжный уголок постоянно обновляется. Вместе с тем, здесь обязательно присутствуют знакомые детям произведения, по иллюстрациям которых ребёнок может рассказать содержание кукле или мишке.
При отборе содержания книжного уголка, учитывается гендорная специфика. Здесь обязательно присутствуют книги для мальчиков, по которым мальчик учится смелости, мужеству, качествам, которым должен обладать мужчина. Соответственно книги для девочек.
Учитывая специфику возраста детей, кроме книг в книжном уголке есть игрушки и предметы заменители, для того, чтобы ребёнок тут же мог обыграть понравившийся эпизод, одновременно познавая азы устной разговорной речи.
Еженедельно по вторникам детский сад посещают библиотекари из районной детской библиотеки. Они приносят с собой книги. Все дети являются читателями библиотеки. Они имеют возможность выбрать понравившуюся книгу и унести её домой для совместного чтения с родителями.
Очень разнообразен в группе уголок театрализованной деятельности. Это несколько видов настольных театров с набором игровых персонажей, самодельный вязаный пальчиковый театр, театр на палочке, театр бибабо, маски-шапочки, уголок ряженья. Имеются ширмы. Всё это расположено на уровне глаз ребёнка и доступно для самостоятельной деятельности. Имеется музыкальный центр и набор дисков с музыкой и сказками, в соответствии с возрастом детей.
Театральные атрибуты имеют полифункциональное значение. Они играют большую роль в интеграции образовательных областей и, особенно в коммуникативной деятельности детей. Театрализованная деятельность тесно связана с сюжетно-ролевыми играми, с музыкально-художественной деятельностью.
В настоящее время в теории и практике всё чаще отмечается необходимость развития социально- личностных качеств ребёнка, в том числе активности, инициативности, эмоциональности, креативности, т. е. способности к творчеству. Для воспитания этих качеств педагоги создали ростовые платковые куклы.
Платковые куклы являются не только информационным, но и эмоционально-практическим источником радости открытия, познания, созидания. Необходимым условием внесения платковых кукол в жизнедеятельность детей является принцип партнёрства, сотрудничества, диалога взрослого с детьми. При этом педагог выступает носителем игровой культуры, посредником между платковыми куклами и ребёнком.
Платковая кукла в руках педагога помогает вспомнить удивительный мир сказок, танцев, природы, искусства, театра.
Платковые куклы используются воспитателем в организованной совместной деятельности с детьми, а также в повседневной жизни. Для организации таких режимных моментов, как умывание, кормление, одевание. (Кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, угостить, помочь и т. п.).
С помощью платковой куклы можно организовать развлечения, сюжетно-ролевые игры. Их можно использовать в любых видах практических занятий, в игровой, трудовой, самостоятельной деятельности, на прогулках, экскурсиях, на вечере развлечений.
Самодельная платковая кукла находит широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Платковая кукла – это чудо-пособие, имеющее развивающее, обучающее и воспитательное значение. Эта кукла вызывает у детей восторг, восхищение, удивление, желание разговаривать с ней. Все, кто познакомится с платковой куклой, сразу поймут, как много радости принесёт она детям и взрослым.
К созданию предметно развивающей среды, направленной на коммуникативность и чтение художественной литературы воспитатели второй младшей группы подходят творчески, учитывая возраст детей, площадь групповой комнаты, количество детей.