Ирина Толкачева
Компьютерные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование компьютеров в образовании уже перестало быть необычным явлением.
В наших детских садах есть прекрасная возможность развивать мыслительную деятельность детей, вызывать интерес к миру чисел, геометрических фигур с помощью информационно – коммуникационных технологий в компьютерно – игровых комплексах.
Информационно-коммуникационная технология, по определению И. Д. Фрумина, – это технология подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера.
Публикация «Компьютерные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников» размещена в разделах
На занятии и в организации НОД в дошкольном учреждении с использованием ИКТ компьютер – это средство обучения, он не заменяет педагога, а дополняет его, и может использоваться на разных этапах урока, занятия или НОД, что позволяет воспитанникам приобщаться к компьютерным технологиям.
В современном обществе наряду с освоением детьми информационно- компьютерных технологий важным остается интеллектуальное, в частности математическое, развитие личности ребенка. Проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Как подружиться с Математикой? Что необходимо, чтобы формулы казались жителями волшебной страны, в которой не терпится побывать?
Во всех школах мира детей учат математике, потому что когда-то без Математики нельзя было вырастить урожай и построить жилье, способное отразить натиск стихий. Математика нужна была как воздух. А разве сейчас не остановится без Математики вся наша жизнь?
Работая с детьми не первый год, я заметила, что многие дети проявляют интерес к занимательным логико-математическим играм, но очень мало детей проявляли настойчивость в доведении дела до конца. При первой неудаче они теряли интерес к игре.
Изучая методическую литературу современных авторов, я пришла к выводу, что, используя различные дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, математические компьютерные программы в своей работе, можно исправить пробелы знаний у детей.
На основе этого мы выдвинули гипотезу:
Математические компьютерные игры будут способствовать повышению интереса к математике, развитию математических способностей детей подготовительной к школе группы и успешного усвоения, в дальнейшем, школьного материала.
Формирование элементарных математических представлений по ФГОС относится к образовательной области «Познавательное развитие», что предполагает развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий детей, становление их сознания; развитие воображения и творческой активности и т. п.
Главные задачи формирования элементарных математических представлений как основы математического развития в аспекте ФГОС дошкольного образования :
1. приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме и др. как основах математического развития;
2. формирование ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
3. формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании и т. п. ;
4. овладение математической терминологией;
5. развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие.
Решению поставленных задач способствуют средства организации НОД, одним из которых является ИКТ - как технология подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. Для этого применяются мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски.
Все эти средства организации НОД используются в процессе формирования математических представлений детей дошкольного возраста.
Обучение детей дошкольного возраста математике немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания:
- активизировать умственную деятельность,
- заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей,
- развивать ум, расширять, углублять математические представления,
- закреплять полученные знания и умения,
- упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Задания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.
Таким образом, в руках творческого воспитателя дошкольного образовательного учреждения использование ИКТ способно сделать процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста эффективным, увлечь детей, заинтересовать их, способствуя развитию психических процессов, приобретению ими знаний, обеспечивая математическое развитие.
При обучении детей основам математики и информатики важно, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания:
- счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три.) и порядковые (первый, второй, третий.) числительные от одного до десяти;
- предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;
- узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);
- основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;
- сравнивание предметов : больше - меньше, шире - уже, выше - ниже;
- основы информатики, которые пока включают в себя понимание следующих понятий: алгоритмы, кодирование информации, вычислительная машина, программа, управляющая вычислительной машиной, формирование основных логических операций - "не", "и", "или" и др.
Зачастую дети испытывают разного рода затруднения в развитии элементарных математических представлений. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.
Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки дошкольника к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических и компьютерных игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.
При использовании таких игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
В курсе этих занятий рекомендуется использовать игры «Математика Счёт. Математика. Измерение., Математика. Хитрые задачки», «Машенька. Грибная математика», «Весёлые моторы №1, № 2», «Размышлялки» и др.
Игра «Размышлялки. Поиграем с Крякой», в ней развивается навык прямого и обратного счета, закрепляется написание цифр, решение примеров на сложение и вычитание.
Игра «Машенька. Грибная математика» помогает ребенку определить состав числа, видимый как модель, наглядность которой отражается в изображениях.
В игре «Математика. Измерение» ребенок, составляя нужное число из других чисел, имеет перед собой наглядную модель числовых отношений, представленную в виде животных разного роста.
В играх «Математика», «Размышлялки» решаем задачи на сложение и вычитание, а также подбираем геометрические фигуры.
Математические компьютерные программы интересны и доступны детям дошкольного возраста, т. к. они предлагаются с учетом знаний и опыта детей и сочетаются с общей системой работы по развитию элементарных математических представлений.
Первое знакомство с миром математики станет приятным и интересным с помощью компьютерной игры «Планета чисел».
Эта игра научит детей 3-7 лет распознавать цвета и фигуры, сопоставлять размеры, высоту, расстояние, выполнять простые логические задачи, поможет формированию навыков счета в пределах десяти, знакомству с порядковыми числительными, знакомству с понятиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание».
В одном из заданий программы «Математика с Буренкой» детям предлагается посчитать примеры на сложение и вычитание, компоненты которых представлены в виде набора определенных предметов, а ответ нужно указать в числовом ряду на экране монитора.
Происходит осмысливание знаков математических действий «+», «-», совершенствуются вычислительные навыки. Положительный эффект вызывает у детей оценка компьютером результата их вычислений.
В течение занятия каждый ребёнок может работать в меру своих способностей, в удобном для него темпе, добиваясь правильных ответов.
В программе «Незнайкина грамота. Счёт» позволяет запоминать порядок следования чисел в пределах до 20. Указывая последовательно числа, дети рисуют на экране контуры фигур, а затем раскрашивают их компьютерными фломастерами. Неожиданное появление контуров рисунков вызывает у детей огромный интерес, а вместе с этим идет непроизвольное запоминание числового ряда.
Много проблем возникает у дошкольников при закреплении знаний состава числа, во время решения примеров на различные действия. Часто дети с трудом считают, а количество выполненных примеров определяет качество усвоения материала.
И здесь на помощь приходит компьютер. Несколько программ тренажерного характера позволяют ученикам совершенствовать вычислительные навыки. Эти программы учитывают возрастные и психологические особенности обучаемых, имеют разные уровни сложности, содержат игровые приемы, повышающие мотивационную деятельность детей.
В игре «Математика. Измерение» детям предлагаются следующие задания : продолжить ряд чисел, вставить пропущенные числа, решить примеры, записать решение задачи и ее ответ, сравнить отрезки, изображенные на экране. Все дети активно и заинтересованно работают, успешно справляются с предложенными заданиями.
Зачастую трудным оказывается изучение темы «Единицы времени».
На занятиях нами используется компьютерная программа «Размышлялки» - «Изучаем часы». Разные уровни сложности позволяют использовать эту программу подготовительной к школе группе.
Наибольшую сложность вызывает у детей задание «Создай время». Здесь сказывается слабая подготовка детей в области решения нестандартных задач. Во время теоретической части занятия мы рассматриваем задачи по упорядочиванию чисел по возрастанию и убыванию, после чего предлагается подобная работа за компьютером с единицами времени.
Дети знакомятся с принципами работы механических часов, учатся различать время суток и действия людей в разное время суток, получают сведения из истории возникновения часовых механизмов, о видах часов, о необходимости появления единиц времени.
Графические средства ПК помогают знакомить детей с разными геометрическими понятиями. Ребята учатся строить на экране монитора прямые и наклонные линии, закрепляют понятие «отрезок, луч». В детском саду дети конструируют на экране предметы из геометрических фигур по заданию учителя и создают свои (своеобразный «Танграм» на экране, запоминая фигуры, определяя их сходства и различия. Графический редактор знакомит детей с приемами построения замкнутых ломаных линий, геометрических фигур – овальных, прямоугольных. Дошкольники в процессе практической работы узнают отличия круга и окружности, квадрата
И прямоугольника, учатся строить эти фигуры, используя понятия «оси координат», «центр окружности, «симметрия» фигуры.
Ребенок усваивает материал незаметно для себя, с увлечением играя, мобилизует при этом свой жизненный опыт, максимум внимания, произвольности, проявляет инициативу и творчество.
Занятия на компьютере вызывают интерес у детей, они с большим удовольствием осваивают развивающие и обучающие программы.
Все эти игры могут быть использованы в процессе занятий в старшей и подготовительной группах детского сада.
Организация работы по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы посредством компьютерных игр.
- изучили программу «От рождения до школы» раздел по формированию элементарных математических представлений;
- разработали проект «Дидактические игры по математике для старших дошкольников»;
- подобрали и систематизировали компьютерные игры в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования ;
- на занятиях в КИК по развитию математических представлений использовали игровые приёмы, работа в тетради, поисковые методы, обучающие презентации и др.
В процессе работы осуществляется тесная взаимосвязь с педагогами. Составлено перспективное планирование по работе, где планируется работа с детьми на занятиях, учет и рекомендации по коррекционной работе, проведение комплексных занятий, досугов, праздников.
Для более углубленной работы был создан кружок «Развиваемся с Компьюшей».
ЦЕЛЬ:
Создание условий для всестороннего развития детей, развития интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.
ЗАДАЧИ:
Развивать математические процессы, наглядно-образное внимание, логическое мышление;
Учить детей моделировать, находить решение проблемных ситуаций; формировать навыки работы с компьютером.
По кружку было разработано перспективное планирование.
Занятия в кружке проходят в игровой форме, кроме использования компьютерной техники, применяется множество дидактических игр, настольно – печатных игр, игр с правилами, которые направлены на развитие математических способностей и формирование навыков управления компьютером у дошкольников.
В своей работе мы используем следующие методы:
• Работа с презентациями;
• Сравнения;
• Анализ;
• Метод исследовательского моделирования;
• Метод вопросов;
• Игровые методы и приёмы;
• Метод повторения;
• метод решения логических задач;
• сюрпризные моменты; элементы новизны;
• шутки – юмор;
• догадки и предположения.
В работу включаем обучающие авторские и предложенные в сети Интернет презентации по теме. Во время теоретической части занятий используются рабочие тетради «Игровая информатика».
На основе презентаций были организованы видео – викторины, игры «Что? Где? Когда?», закрепляющие навыки моделирования, знания, полученные детьми в регламентированной деятельности, повышающие интерес к математике, расширяющие кругозор детей.
При закреплении математических навыков игровые и занимательные моменты используются не только в компьютерных программах, но и на разных этапах занятия. Занимательные математические вопросы, стихи-загадки, веселые физкультминутки помогают поддерживать внимание детей и познавательный интерес в течение всего занятия. Любые успехи поощряются не только обучающими компьютерными программами, но и воспитателем, что вселяет в ребенка уверенность в своих действиях.
В них содержатся много заданий, способствующих развитию мышления. Эти задания учат детей анализировать, делать выводы, принимать соответствующее решение на основе имеющегося опыта.
Слайды занимательных игр (на слайде)
После мониторинга можно сделать следующий вывод: занятия как в кружке, так и вне его способствовали повышению интереса к математике у воспитанников и значительно повысили уровень развития умственных способностей.
Анализ занятий с применением ПК в детском саду показывает эффективность использования компьютерных технологий для развития математических способностей детей при формировании и совершенствовании вычислительных навыков, закреплении и углублении числовых и геометрических понятий, овладении основами абстрактно-логического мышления.
Для реализации этой системы работы необходимо было создать определённые условия.
Учитывая возрастные особенности детей, необходима частая сменяемость видов деятельности. Для снятия напряжения проводили математические физминутки.
Свою работу по закреплению задач на развитие математических представлений мы начали с оформления уголка в КИК «Мой друг Компьюша».
В нём был создан полусказочный герой Компьюша, который даёт задания, схемы правил поведения в КИК, логические задачи.
С ним мы путешествовали по стране Компьютерии.
Кроме того, были созданы его помощники Файлик и Флешечка для учёта гендерных особенностей детей, т. к. девочки и мальчики отличаются в своём развитии.
Поэтому Флешечка даёт задания для девочек, а Файлик для мальчиков.
С произношением их имён дети запоминают компьютерную терминалогию. Для обеспечения сохранности здоровья воспитанников мы подобрали комплексы гимнастики для глаз.
Есть подборка презентаций, взятых из сети Интернет:
Презентация «Устный счёт»
Математическая компьютерная раскраска «Зайка»
Математическая раскраска Лошадка»
Обучающая презентация «Где чей домик?»
Математическая раскраска «Ну, погоди»
Создали альбом физкультминуток. Разработали серию конспектов по кружку и регламентированной деятельности.
В каждой группе организовали уголок для родителей «В гостях у Компьюши», цель которого является повышение компетенции родителей о КИКе, оформляются выставки игр и рекомендации по их использованию в домашних условиях, вести с занятий, фотоальбомы.
Созданы картотеки игр, комплексов зрительной гимнастики, подобраны компьютерные игры.
Развивающая среда играет важную роль в жизни и развитии ребёнка, а также способствует повышению уровня умственного развития.
Для достижения более значимых и положительных результатов необходимо взаимодействие с семьями воспитанников. (на слайде названия буклетов для родителей)
Таким образом, через взаимодействие с педагогами и семьёй мы решаем главную задачу, которую поставили перед собой – развитие элементарных математических представлений детей подготовительной к школе группы посредством компьютерных игр.
Новизна работы с компьютером способствует повышению интереса к математике и помогает решать различные задачи по степени трудности. Поощрение правильных решений позитивно сказывается на успешной деятельности ребенка.
Тесное взаимодействие с педагогами, специалистами и родителями воспитанников создана развивающая среда, которая сыграла важную роль в развитии интереса детей к математике, а также способствовала повышению уровня умственного развития.
Компьютерные игры могут стать прекрасным способом помощи детям изучить математику и получить от этого удовольствие.
Я пришла к выводу, что применение развивающих и дидактических, компьютерных игр математического содержания повышает эффективность педагогического процесса и способствует развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Рефлексия. Если вы согласны с моей гипотезой, прошу проголосовать, если нет…
Вывод:
Познакомив детей с математикой, пока они совсем маленькие, мы поможем им заранее узнать числа и научим понимать их. Компьютерные игры могут стать прекрасным способом помощи детям изучить математику и получить от этого удовольствие. Существует огромное количество математических компьютерных игр, которые подходят детям, тем более, если учитывать тот факт, что большинство детей прекрасно управляется с компьютером и любит играть в компьютерные игры. Некоторые дети сталкиваются с трудностями в математике из-за того, что долго не могут концентрировать внимание, так вот использование компьютерных игр способно задерживать их внимание по мере того, как они изучают математику. Подобные игры обычно очень интересны, и именно они убедят ваших детей в том, что математика может быть увлекательной. Когда наши дети получают радость и удовольствие от занятий математикой, они, несомненно, будут лучше успевать по математике в школе.