Анна Лапа
Комплексы утренней гимнастики для средней группы. Весенний период
▼ Скачать + Заказать документы
КОМПЛЕКСЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Двигательные возможности детей 4-5 лет создают реальные предпосылки для формирования движений в обобщенном виде и умении выделять отдельные элементы движения: направление, скорость, амплитуда и т. д. Так, в ходьбе и беге наряду с упражнениями на развитие умений ориентироваться в пространстве, передвигаться в определенном направлении появляются новые задания — находить свое место в колонне, строиться в пары, сохранять форму круга во время движения, ходить на носках.
Публикация «Комплексы утренней гимнастики для средней группы, Весенний период» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Усложняются общеразвивающие упражнения и несколько увеличивается их нагрузка (число повторений). Однако сохраняется одно из важнейших требований в физическом воспитании детей — соблюдение правильной осанки, укрепление крупных мышечных групп, последовательный переход от одного исходного положения к другому. На пятом году жизни ребенка и особенно благодаря неоднократному повторению упражнений в ходьбе все ее структурные элементы достигают хороших результатов — устанавливается определенная ритмичность ходьбы, увеличивается длина шага, улучшается общая координация, более согласованными становятся движения рук и ног. Вместе с тем, в ходьбе наблюдаются и недостатки: параллельная постановка стоп, шарканье ногами, движения рук и ног не всегда энергичны, плечи опущены, а темп передвижения неравномерен.
По сравнению с предыдущей возрастной группой освоение упражнений в беге происходит у детей быстрее, чем в ходьбе, так как быстрый темп движения осваивается детьми легче.
У большинства детей пятого года жизни появляется ритмичность бега, умение чередовать его с другими видами движений, возрастает скорость, улучшается пространственная ориентировка. Дети довольно быстро изменяют направление движения по сигналу воспитателя: обегают препятствия, придерживаются заданного темпа. Однако, как и в ходьбе, необходимы многократные повторения упражнений в беге. Не все элементы техники бега у ребенка 4-5 лет правильны и хорошо выражены. Руки еще малоактивны, шаг остается коротким и неравномерным, а полет небольшой.
Структура комплексов оздоровительной гимнастикидля детей 4-5 лет разработана в соответствии с общепринятыми требованиями:
• в начале ходьба и бег проводятся в обычном или игровом варианте,
• затем следуют общеразвивающие упражнения без предметов и с мелким физкультурным инвентарем (мячи, скакалки, палки, кубики и т. д. ,
• в заключении для снижения двигательной активности — упражнения в ходьбе или игра малой интенсивности.
Основная стойка для детей 4-5 лет — ноги слегка расставлены, ступни параллельны.
МАРТ
Комплекс 25
1. Ходьба в колонне по одному, ходьба и бег с изменением направления движения по сигналу воспитателя.
Упражнения с обручем
2. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, обруч внизу.
1 — обруч на грудь;
2 — обруч вверх;
3 — обруч на грудь;
4 — исходное положение (5-6 раз).
3. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, обруч на груди.
1-2 — присесть, вынести обруч вперед;
3-4 — исходное положение.
4. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, обруч на груди.
1 — поворот вправо (влево);
2 — исходное положение (6 раз).
5. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, обруч внизу.
1 — обруч вперед;
2 — наклон вперед, коснуться пола;
3 — выпрямиться, обруч вперед;
4 — исходное положение (6 раз).
6. И. п. — стойка в обруче, руки на поясе.
Прыжки на счет 1-7,
на счет 8 — прыжок из обруча.
Темп прыжков умеренный. Повторить 3-4 раза.
7. Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 26
1. Ходьба и бег вокруг кубиков, с поворотом в обе стороны по
сигналу воспитателя.
Упражнения с кубиками
2. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, кубики внизу.
1 — кубики в стороны;
2 — кубики вверх;
3 — кубики в стороны;
4 — исходное положение (5-6 раз).
3. И. п. — стойка ноги врозь, кубики у плеч.
1 — вынести кубики вперед;
2 — наклониться, положить кубики у носков ног;
3 — выпрямиться, руки на пояс;
4 — наклониться, взять кубики, вернуться в исходное положение (6 раз).
4. И. п. — стойка на ширине ступни, кубики внизу.
1 — присесть, кубики вперед;
2 — вернуться в исходное положение (5-6 раз).
5. И. п. — стойка на коленях, кубики у плеч.
1-2 — поворот вправо (влево, поставить кубики у носков ног; 3-4 — вернуться в исходное положение (6 раз).
6. И. п. — стойка ноги слегка расставлены перед кубиками, руки произвольно. Прыжки на двух ногах вокруг кубиков в обе стороны. Перед серией прыжков в другую сторону небольшая пауза.
7. Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 27
1. Ходьба и бег в колонне по одному между различными предметами — змейкой.
Упражнения с мячом большого диаметра
2. И. п. — ноги на ширине ступни, мяч внизу.
1 — мяч на грудь;
2 — мяч вверх, потянуться;
3 — мяч на грудь;
4 — исходное положение (5-6 раз).
3. И. п. — стойка ноги врозь, мяч в обеих руках внизу.
1-3 — наклониться вперед и прокатить мяч по полу вокруг левой (правой) ноги;
4 — исходное положение (4-5 раз).
4. И. п. — стойка на коленях, сидя на пятках, мяч в обеих руках внизу. 1-4 — прокатить мяч вправо (влево, поворачиваясь и перебирая руками (по 3 раза в каждую сторону).
5. И. п. — сидя руки в упоре сзади, мяч лежит на стопах ног.
1-2 — поднять ноги вверх, скатывая мяч на живот, поймать мяч;
3-4 — вернуться в исходное положение (4-5 раз).
6. И. п. — ноги слегка расставлены, мяч в согнутых руках. Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг своей оси на счет 1-8. Перед серией прыжков небольшая пауза. Повторить 2-3 раза.
7. Игра «Автомобили».
Комплекс 28
1. Игра средней подвижности «По ровненькой дорожке». Дети
становятся по кругу и выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки:
Раз-два, раз-два.
По камешкам, по камешкам.
В яму — бух!
Дети выполняют ходьбу, а на слова «по камешкам, по камешкам» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед, а на слова «в яму — бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», — говорит воспитатель, и дети поднимаются. Игру можно повторить.
Упражнения без предметов
2. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, руки внизу. 1 — поднять руки в стороны; 2 — руки за голову; 3 — руки в стороны; 4 — исходное положение (5-6 раз).
3. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — руки в стороны; 2 — наклониться вперед, коснуться пола; 3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 — исходное положение (4-5 раз).
4. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, руки за головой. 1-2 — присесть, руки в стороны; 3-4 — исходное положение (5-6 раз).
5. И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 — поворот вправо (влево, руку отвести вправо; 2 — исходное положение (6 раз).
6. И. п. — ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 — прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2 — исходное положение. Выполняется под счет воспитателя 1-8, затем пауза и повторить еще раз.
7. Ходьба в колонне по одному.
АПРЕЛЬ
Комплекс 29
1. Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя «Лягушки!» остановиться, присесть, руки положить на колени. Бег в колонне по одному, на сигнал «Птицы!» помахивать руками, как крылышками. Ходьба и бег чередуются.
Упражнения с флажками
2. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу.
1 — поднять флажки в стороны;
2 — флажки вверх;
3 — флажки в стороны;
4 — вернуться в исходное положение (4-6 раз).
3. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу.
1 — флажки в стороны;
2 — наклон вперед к правой (левой) ноге;
3 — выпрямиться, флажки в стороны;
4 — исходное положение (6 раз).
4. И. п. — стойка на коленях, флажки у плеч.
1-2 — поворот вправо (влево, отвести флажок в сторону;
3-4 вернуться в исходное положение (6 раз).
5. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу.
1 — шаг вправо (влево, флажки взмахом в стороны;
2 —свернуться в исходное положение (5-6 раз).
6. И. п. — основная стойка, оба флажка в правой руке. Прыжки на двух ногах на месте с небольшой паузой.
7. Ходьба в колонне по одному, помахивая флажками (оба в правой руке).
Комплекс 30
1. Игра малой подвижности «Тишина» (ходьба). Дети идут в обход площадки, затем по кругу за воспитателем и вместе говорят:
Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумите, камыши,
Засыпайте, малыши.
По окончании слов дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Через несколько секунд воспитатель произносит громко: «Ква-ква-ква» — и поясняет, что лягушки разбудили ребят, и они проснулись, поднялись и потянулись. Игровое упражнение повторяется.
Упражнения с кеглей
2. И. п. — основная стойка, кегля в правой руке внизу. 1-2 — поднять через стороны руки вверх, переложить кеглю в левую руку; 3-4 — вернуться в исходное положение (5-6 раз).
3. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, кегля в правой руке. 1 — руки в стороны; 2 — наклон вперед, переложить кеглю в левую руку (рис. 18); 3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 — исходное положение (4-6 раз).
4. И. п. — стойка на коленях, кегля в правой руке. 1 -2 — поворот вправо, поставить кеглю у носка правой ноги (рис. 19); вернуться в исходное положение; 3-4 — поворот вправо, взять кеглю, вернуться в исходное положение. Переложить кеглю в левую руку, то же влево (6 раз).
5. И. п. — ноги слегка расставлены, кегля в правой руке. 1 — присесть, поставить кеглю у ног; 2 — встать, выпрямиться, руки на пояс; 3 — присесть, взять кеглю левой рукой; 4 — исходное положение (4-5 раз).
6. И. п. — основная стойка, руки произвольно, кегля на полу. Прыжки на двух ногах вокруг кегли в обе стороны в чередовании с небольшой паузой.
7. Игровое задание «Найдем лягушонка» (ходьба в разных направлениях, затем в колонне по одному за ребенком, который первым нашел лягушонка).
Комплекс 31
1. Ходьба в колонне по одному, бег врассыпную.
Упражнения с гимнастической палкой
2. И. п. — стойка ноги чуть расставлены, палка внизу хватом шире
плеч.
1-2 — поднять палку вверх, потянуться;
3-4— вернуться в исходное положение (5-6 раз).
3. И. п. — основная стойка, палка внизу хватом шире плеч.
1 — палку на грудь;
2 — присесть, палку вынести вперед;
3 — встать, палку на грудь;
4 — исходное положение (4-5 раз).
4. И. п. — сидя ноги врозь, палка хватом шире плеч, на груди.
1 — палку вверх;
2 — наклон к правой (левой) ноге, коснуться носка;
3 — выпрямиться, палку вверх;
4 — исходное положение (6 раз).
5. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, палка за головой на плечах.
1 — наклон вправо (влево);
2 — исходное положение (5-6 раз).
6. И. п. — основная стойка, палка внизу хватом шире плеч. Прыжки на двух ногах на счет 1-8, повторить 2-3 раза в чередовании с небольшой паузой.
7. Ходьба в колонне по одному с палкой (держать как ружье).
Комплекс 32
1. Прокатывание малых мячей в прямом направлении по сигналу воспитателя и бег за ними на другую сторону площадки. Ходьба на другую сторону на исходную линию (2 раза).
Упражнения с малым мячом
2. И. п. — стойка ноги врозь, мяч в правой руке.
1 — руки в стороны;
2 — поднять руки вверх, передать мяч в другую руку;
3— руки в стороны;
4 — опустить руки вниз (5-6 раз).
3. И. п. — стойка ноги врозь, мяч в правой руке.
1 — наклон к правой ноге;
2-3 — прокатить мяч к левой, обратно к правой;
4— исходное положение.
То же с наклоном к левой ноге (4-5 раз).
4. И. п. — основная стойка, мяч в обеих руках внизу.
1 — присесть, вынести мяч вперед;
2 — вернуться в исходное положение (5-6 раз).
5. И. п. — лежа на спине, мяч в обеих руках за головой.
1-2 — одновременным движением поднять правую (левую) ногу и руки с мячом, коснуться мячом колена;
3-4 — вернуться в исходное положение (5-6 раз).
6. И. п. — стойка ноги врозь, мяч в согнутых руках перед собой. Броски мяча вверх (невысоко) и ловля двумя руками. Выполняется в произвольном варианте.
7. Ходьба в колонне по одному, мяч в правой руке, поднят над головой.
МАЙ
Комплекс 33
1. Ходьба и бег в колонне по одному, задания чередуются.
Упражнения без предметов
2. И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища. 1 — руки в стороны; 2 — сгибая руки к плечам, подняться на носки и потянуться; 3 — опуститься на всю ступню, руки в стороны; 4 — вернуться в исходное положение (5 раз).
3. И. п. — сидя ноги врозь, руки на поясе. 1 — руки в стороны; 2 — наклон вперед, коснуться пола между пяток ног; 3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 — исходное положение (6 раз).
4. И. п. — стойка на коленях, руки за головой. 1 — поворот вправо (влево, отвести правую руку; 2 — исходное положение (6 раз).
5. И. п. — стойка ноги слегка расставлены, руки за спиной. 1-2 — глубоко присесть, руки за голову, сводя локти вперед и наклоняя голову; 3-4 — вернуться в исходное положение (4-5 раз).
6. И. п. — основная стойка, руки на поясе. 1 — мах правой ногой вправо (влево); 2 — исходное положение (5-6 раз).
7. Игра «Совушка». Выбирается Совушка. Остальные дети изображают бабочек, птичек, и т. д. По сигналу «День» дети бегают по всему залу, на сигнал «Ночь» все замирают, останавливаясь на том месте, где их застал сигнал. Совушка выходит из своего гнезда и тех, кто пошевелился, забирает к себе. Игра повторяется
Комплекс 34
1. Ходьба и бег в колонне по одному между кубиками (8-10 шт. ,
поставленными вдоль площадки на расстоянии 0,5 м один от другого.
Упражнения с кубиками
2. И. п. — основная стойка, кубики внизу.
1 — кубики вперед;
2 — кубики вверх;
3 — кубики в стороны;
4 — исходное положение (5-6 раз).
3. И. п. — сидя ноги врозь, кубики у плеч.
1 — наклониться вперед, положить кубики у носков ног;
3-4 — вернуться в исходное положение (5-6 раз).
4. И. п. — стойка на коленях, кубики у плеч.
1 — поворот вправо, положить кубик у носков ног;
2 — выпрямиться;
3 — поворот влево, поставить кубик;
4 — выпрямиться;
5 — поворот вправо (влево, взять кубик;
6 — вернуться в исходное положение (по 3 раза).
5. И. п. — основная стойка, кубики у плеч.
1-2 — присесть, вынести кубики вперед;
3-4 — исходное положение (5 раз).
6. И. п. — стоя перед кубиками, ноги слегка расставлены, руки произвольно. Прыжки на двух ногах вокруг кубиков.
7. Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 35
1. Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную.
Упражнения с косичкой (длина 50 см)
2. И. п. — основная стойка, косичка внизу в двух руках за концы.
1 — косичку на грудь;
2 — косичку вверх;
3 — косичку на грудь;
4 — исходное положение (5-6 раз).
3. И. п. — основная стойка, косичка внизу в двух руках.
1 — присесть, косичку вперед;
2 — исходное положение (4-5 раз).
4. И. п. — стойка ноги врозь, косичка внизу в обеих руках.
1 — косичку поднять вверх;
2 — наклон вправо (влево);
3 — выпрямиться;
4 — вернуться в исходное положение (5-6 раз).
5. И. п. — сидя ноги врозь, косичка на груди.
1-2 — наклон вперед, коснуться носков ног (рис. 20);
3-4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).
6. И. п. — стоя боком к косичке, руки на поясе, косичка на полу. Прыжки через косичку справа и слева, продвигаясь вперед. Поворот кругом и снова прыжки вдоль косички на двух ногах.
7. Игра малой подвижности по выбору детей.
Комплекс 36
1. Ходьба в колонне по одному; по сигналу воспитателя «Аист!»
остановиться и встать на одной ноге, руки на пояс; на сигнал
«Лягушки!» присесть. Бег врассыпную.
Упражнения с мячом большого диаметра
2. И. п. — основная стойка, мяч внизу.
1-2 — поднимаясь на носки, поднять мяч вверх;
3-4 — вернуться в исходное положение (5-6 раз).
3. И. п. — стойка ноги врозь, мяч внизу.
1 — поднять мяч вверх;
2 — наклон вправо (влево);
3 — выпрямиться;
4 — вернуться в исходное положение (6 раз).
4. И. п. — основная стойка, мяч на груди.
1 — присесть, мяч вперед;
2 — исходное положение (4-5 раз).
5. И. п. — лежа на спине, ноги прямые мяч за головой.
1-2 — поднять правую (левую) ногу, коснуться мячом колена; 3-4 - вернуться в исходное положение (4-6 раз).
6. Игра «Удочка». Дети становятся в круг на расстоянии 2-3 шагов. В центре находится воспитатель, в руках держит верёвку, на конце которой привязан мешочек. Воспитатель вращает верёвку у самой земли, дети перепрыгивают через мешочек по мере его приближения. Тот, кто задел за мешочек, т. е. выполнил прыжки недостаточно высоко, делает шаг назад. Игра останавливается и подсчитывается количество проигравших. При повторении игры все дети вновь вступают в игру.
7. Ходьба в колонне по одному.