Инна Пруцких
Комплексы артикуляционной гимнастики для разных видов звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков С,З, Ц:
1. «Заборчик»
Улыбнуться с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удержать 5-10с.
2. «Трубочка»
Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «У». Удерживать под счет от 1 до 10.
3. «Месим тесто»
Улыбнуться, спокойно положить язык на нижнюю губу. Пошлепать его губами, произнося — «пя-пя-пя-пя-пя».
4. «Лопаточка»
Публикация «Комплексы артикуляционной гимнастики для разных видов звуков» размещена в разделах
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удержать язык в таком положении подсчет от 1-10.
5. «Студим блинчик»
Улыбнуться, сделав блинчик (лопаточку, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.
6. «Почистим зубки»
Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается. Зубы можно чистить и снаружи и внутри.
7. «Часики»
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть неподвижна.
8. «Вкусное варенье»
Приоткрыть рот, широким языком облизать верхнюю губу.
9. «Киска сердится»
Губы в улыбке, рот открыт, широкий кончик языка упирается в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, на счет «два» язык убирается вглубь рта.
10. «Загнать мяч в ворота»
Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками.
11. «Вкусная конфета»
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки.
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков Ш,Ж,Ч, Щ:
1. «Заборчик».
Улыбнуться так, чтобы были видны зубки. Удерживать под счет от 1 до 5-10.
2. «Трубочка».
Вытянуть сомкнутые губки вперед. Удерживать под счет от 1 до 5-10.
3. «Месим тесто»
Улыбнуться, спокойно положить язык на нижнюю губу. Пошлепать его губами, произнося — «пя-пя-пя-пя-пя».
4. «Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удержать язык в таком положении подсчет от 1-10.
5. «Качели».
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу, а затем к подбородку.
6. «Чистим зубки».
Приоткрыть рот, поднять язычок за верхние зубки (к альвеолам) и водить им слева – направо по счет раз-два-раз-два…
7. «Маляр».
Водить кончиком языка по небу вперед - назад.
8. «Вкусное варенье».
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (сверху вниз).
9. «Чашечка».
Рот широко открыт. Передний и боковые края широко языка подняты, но не касаются зубов.
10. «Парашют».
Положить широкий язык на верхнюю губу (в виде ковшика) и подуть на нос.
11. «Лошадка».
Рот открыт. Цокаем языком, как лошадка 5-10сек.
12. «Грибок».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, «приклеив» язык к небу, широко открыть рот.
13. «Гармошка».
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот.
Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков Л,Ль,Р, Рь:
1. «Заборчик – Трубочка».
Улыбнуться так, чтобы были видны зубки. Удерживать под счет от 1 до 5-10. Вытянуть сомкнутые губки вперед. Удерживать под счет от 1 до 5-10. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
2. «Месим тесто»
Улыбнуться, спокойно положить язык на нижнюю губу. Пошлепать его губами, произнося — «пя-пя-пя-пя-пя».
3. «Загнать мяч в ворота»
Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками.
4. «Качели».
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу, а затем к подбородку.
5. «Чистим зубки».
Приоткрыть рот, поднять язычок за верхние зубки (к альвеолам) и водить им слева – направо по счет раз-два-раз-два…
6. «Грибок».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, «приклеив» язык к небу, широко открыть рот.
7. «Гармошка».
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот.
8. «Маляр».
Водить кончиком языка по небу вперед - назад.
9. «Индюк»
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним языком вперед назад, произнося «бл-бл-бл» (как индюк).
10. «Барабан».
Улыбнуться, приоткрыть рот. Поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д».
Выполняя эти упражнения правильно и регулярно, вы поможете своему ребенку быстрее справиться с неправильным произношением!