Елена Низова
Комплексы анкетно-опросных средств для родителей «Что вы знаете о богатстве речи?»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, т. к. основывается на данных многих наук. Результаты исследований ученых создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Н. Гвоздев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин). Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения (взрослого с детьми и детей друг с другом) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка. При этом первостепенное значение имеет полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный период.
Публикация «Комплексы анкетно-опросных средств для родителей „Что вы знаете о богатстве речи?“» размещена в разделах
- Анкеты для родителей, анкетирование, опросы
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - решаются на протяжении всего дошкольного детства.
Особенно актуальны вопросы развития речи в работе с детьми с ОНР. Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина).
В соответствии с ФГОС речевое развитие направлено на овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Кроме этого во ФГОС отмечается, что мы (педагоги) должны в работе с детьми тесно взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность (п. 3.2.5.) Таким образом, чтобы действенно организовать взаимодействие с семьей по данному вопросу (развитие всех сторон речи детей, необходимо выявить по каким направлениям нужно взаимодействовать с родителями; какие формы работы с ними использовать. Именно на это направлен анкетно – опросный материал «Что вы знаете о богатстве речи?» с описанием использования для выявления затруднений родителями данной проблемы.
Анкеты направлены на решение разных речевых задач.
Основные задачи:
• обогащение словарного запаса;
• формирование грамматического строя речи;
• воспитание звуковой культуры речи;
• развитие связной речи;
• чтение художественной литературы.
«Развитие словаря».
Цель: проанализировать уровень грамотности родителей в вопросах развития словаря, оценить их знания и умения.
Дорогие мамы и папы! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
1. Знаете ли Вы, что формирование словаря является одной из важнейших задач развития речи? ___
2. Понимаете ли Вы, что расширение активного словаря детей происходит на основе непосредственного ознакомления детей с окружающей действительностью, за счет незнакомых или трудных для них слов (названий предметов, качеств, свойств, действий и т. д.? ___
3. Необходимо ли ребенку дошкольнику старшего возраста многократно повторять слова для их запоминания? Обращаете ли Вы на это внимание? ___
4. Должны ли мы, взрослые, подводить детей к правильному пониманию смысла слов, их оттенков; научить подбирать синонимы, антонимы?___
5. Подберите 2-3 синонима к слову «дети»___
Подберите антоним к слову «большой - ___»;
к слову «зима ___».
6. Необходимо ли по Вашему мнению обучать ребенка осмысленному пользованию словами в своей речи?___
7. Необходимо ли переводить слова ребенка из пассивного состояния в активное? ___
8. Обращаете ли Вы, внимание, на исправление у ребенка ошибочных ударений, произношений в словах? ___
9. Знаете ли Вы, какой количественный рост словаря присущ ребенку старшего дошкольного возраста? Выберите и подчеркните правильный ответ:
• 100 до 1500 слов
• 2000 – 2500 слов
• 1000 – 4000 слов
• 3000 – 7000 слов
10. Лежит ли в основе освоения значений слов функциональный признак предмета? ___
11. Согласны ли вы, что значение слова можно рассматривать как феномен мышления? ___
12. Объясняете ли Вы ребенку значение многозначных слов? Например : слово «звезда» или «звездочка» - бывает «звезда кремлевская», «звезда героя», «звездочка на небе». ___
Осознает ли это Ваш ребенок? ___
13. Используете ли Вы в работе с детьми игры и упражнения по описанию предметов?___; отгадыванию загадок?___
Какие игры по расширению словаря Вы используете с детьми? ___
Спасибо за ответы!