Елена Рябкова
Консультация для родителей. Знаете ли Вы своего ребенка? Различие левополушарных и правополушарных детей.
▼ Скачать + Заказать документы
И. соньер: |
Обучая левое полушарие,
вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг! |
В человеческой психике существуют механизмы, посредством которых человек воспринимает информацию и меняется под ее воздействием. Но также существуют механизмы, обеспечивающие независимость от внешних воздействий. Как ни странно это прозвучит, но природа «лучше знает», что полезно, а что нет для данного организма и для данной психики, и сопротивление внешним воздействиям, если они не полезны для индивида, особенно сильно работает на первых порах жизни. Это часто является причиной поведения ребенка, которое взрослые интерпретируют как непослушание, лень, упрямство.
Публикация «Консультация для родителей, Знаете ли Вы своего ребенка? Различие левополушарных и правополушарных детей,» размещена в разделах
В чем заключаются различия между людьми и откуда они проистекают? Вот как отвечает на этот вопрос современная типология. Отделы мозга, которые обеспечивают всю жизнедеятельность человека, развиты у каждого человека неодинаково. Одни отделы являются ведущими, как говорят ученые, доминирующими, другие функционируют слабее. Первую линию, которая определяет различия на этом основании, можно провести между людьми, с доминирующей правой или левой половиной мозга. Так как правое и левое полушария отвечают за разные функции, понятно, что люди с разной доминантой существенно различаются между собой. Причем, эти различия проявляются абсолютно во всех сферах жизнедеятельности.
Левополушарные дети
В раннем детстве кажутся тихими, спокойными. Если требования со стороны всех членов семьи непротиворечивы, они быстро усваивают правила и с легкостью их выполняют. У них быстро и крепко формируются навыки самообслуживания. Они терпеливо выслушивают объяснения взрослого, принимают подсказки. Рано начинают интересоваться буквами и цифрами, рано начинают ими оперировать и овладевают элементарными операциями. Но в чтении их привлекает сама техника. Научившись, любят читать вслух, но порой не могут пересказать, объяснить прочитанное.
Такие дети рано начинают занимать сами себя, они подолгу могут заниматься в одиночестве чем-то для себя интересным. В общении с другими детьми не являются инициаторами, чаще отвечают на чьи-то предложения играть вместе. Левополушарные дети плохо ориентируются в новой обстановке, хуже привыкают к новым взрослым (например, при смене воспитательницы в детском саду, учительницы). Они плохо выполняют задания, носящие комплексный характер, а хорошо - четкие последовательные небольшие поручения.
Правополушарные дети
Внешне ярче выражают эмоции, они более шумные, более подвижные. Им трудно быть долго сосредоточенными на чем-то одном. Они лучше чувствуют себя среди обилия вещей, поэтому их труднее приучить к порядку. Они более привязаны к родителям, к тому из взрослых, кто проводит с ними больше времени. Они болезненно реагируют, когда в семье появляется младший ребенок и мама вынуждена делить свое внимание между двумя детьми. Вообще у них много способов успешно манипулировать родителями и добиваться того, чего они хотят.
Такие дети хорошо развиваются, когда их свобода не ограничена, когда взрослые не злоупотребляют указаниями и инструкциями. Метод проб и ошибок самый действенный при обучении такого типа детей. Нужно меньше давать им указаний, но находить время, чтобы выслушивать их. Такие дети задают вопросы не столько для того, чтобы узнать ответ, но скорее, чтобы поддержать общение. Поэтому не стоит раздражаться: «Спросил, а сам не слушаешь», или переживать, что у ребенка плохое внимание.
У правополушарных детей нет потребности в аккуратности, поэтому многие гигиенические и иные социальные навыки у них долго не формируются и родителям нужно просто самим выполнять за детей эти функции. Зато им небезразлично, как они выглядят, девочки очень любят наряжаться.
Эти дети рано начинают говорить, вообще у них дар языка, в будущем они легко будут усваивать иностранные языки, чувствовать художественное слово. Они любят сочинять, некоторые их сочинения взрослые называют враньем или обманом, сами дети, начиная рассказывать о чем-то из реальной жизни, не замечают, как переходят в область фантазирования.
Тест для родителей на определение психотипа ребенка
Авторский тест ДДТ им. В. Дубинина
Отметьте номера тех особенностей, которые характерны для вашего ребенка
1. Всегда веселый, активный, шумный.
2. Ответственный, обязательный.
3. Вечно что-то копит, собирает.
4. Очень рано начал говорить полными предложениями (до года).
5. Любит соревноваться.
6. Аккуратен с одеждой и другими своими вещами.
7. Серьезный – «маленький ученый».
8. Постоянно сочиняет и рассказывает истории.
9. Любит веселить, развлекать других.
10. Хорошо себя ведет, за него никогда не стыдно.
11. Рано стал проявлять интерес к технике или естествознанию.
12. Мечтатель.
13. Болезненно и бурно реагирует на надзор, запрет.
14. Послушный, легко управляемый.
15. Быстро и глубоко усваивает информацию.
16. Неодобрение близкого взрослого «парализует», вызывает слезы.
17. Неусидчивый.
18. Любит читать кому-то вслух.
19. Настроение стабильное, резко не меняется.
20. Соревноваться не любит, избегает участия.
21. Хороший аппетит, любит поесть, но и побаловаться за столом.
22. Любит праздники, к которым надо много готовиться.
23. Рано начал ходить.
24. Миротворец, не любит ссор.
25. Не любит убирать за собой.
26. Хорошо ладит с любыми взрослыми, да и они с ним.
27. Рано начал читать.
28. Любит читать или слушать книги для возраста старше своего.
29. Ничего не доводит до конца.
30. Усидчивый.
31. Обиду за наказание переживает глубоко, но в себе, не замыкается.
32. Любит играть с игрушками, которые можно «оживить», играет по ролям.
33. Совсем не выносит монотонной, требующей сосредоточенности, работы.
34. Когда мастерит (лепит, рисует, всегда доводит до конца, важен конечный продукт.
35. Не очень чувствителен к переживаниям других, порой кажется черствым.
36. Очень уступчив, не спорит.
37. Любит только подвижные игры.
38. Любит, чтобы его поделка, подарок были на видном месте.
39. Очень усидчив тогда, когда ему интересно.
40. Преимущество хорошее, жизнерадостное, «светлое» настроение.
41. В игре самое главное для него – выиграть.
42. Любит и сам поддерживает порядок.
43. Любознательность ведет прямо к действию (часто ломает, желая починить или посмотреть, что там внутри).
44. Ласковый, нежный.
45. Физически развит, сильный, выглядит старше своих лет.
46. Очень чувствительный, переживает, когда в семье ссоры.
47. При групповой работе часто рассеян, успевает меньше, чем другие.
48. Богатое воображение.
49. Неаккуратен в одежде, своих вещах.
50. В играх со сверстниками любит делать им замечания, говорить назидательным тоном.
51. Есть любимые занятия (кроме ТВ, которыми занимается часто и подолгу.
52. Хорошо и с удовольствием запоминает иностранные слова, точно воспроизводит звучание иностранных слов.
Ярко выраженная правополушарная доминанта: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52.
Ярко выраженная левополушарная доминанта: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38, 42, 46, 50.
Если преимущественно вы обозначили другие номера, значит, у вашего ребенка доминанта не ярко выражена, и на формирование тех или иных свойств больше влияния оказывают внешние воздействия – образцы, которые вы сами демонстрируете своему ребенку, система требований (если она последовательна и посильна для выполнения ребенком, соотношение запретов и поощрений в вашей семье.
Памятка для родителей.
Если у ребенка ярко выраженная левополушарная доминанта:
1. Не допускайте у ребенка перегрузки, связанной с мыслительной деятельностью.
2. Даже если ваш малыш уверяет вас в том, что он обожает решать задачки и писать буквы, найдите такое занятие, которое «позволило бы дать передышку его наиболее активному левому полушарию.
3. Сделайте так, чтобы подвижные игры, катание с горки на санках, выезды на природу и т. п. стали частыми способами отдыха для вашего малыша.
4. Научите ребенка устанавливать контакты со сверстниками, дружить и общаться.
5. Развивайте у ребенка гибкость во взаимодействии с окружающими, спонтанность и непосредственность.
6. Неуверенность и нерешительность – это те качества, Которые могут помешать вашему ребенку реализоваться в жизни. Помогите малышу научиться преодолевать их.
7. Поддерживайте эмоциональные проявления у ребенка, для нормального психического развития полезно переживать как положительные, так и отрицательные эмоции
Памятка для родителей.
Если у ребенка ярко выраженна правополушарная доминанта:
1. Спокойно относитесь к тому, что ваш малыш может не проявлять интереса к освоению букв и цифр. Задумайтесь над тем, что, когда ребенку будет 10, 15 или 20 лет, никто и не вспомнит, во сколько лет он научился читать и писать. Важнее будет его отношение к чтению и к обучению.
2. Не форсируйте время начала обучения (особенно при левополушарном характере обучения).
3. Терпимо откоситесь к тому, что в начале обучения чтению и письму ребенок может писать или читать «наоборот», пропускать буквы, не заканчивать слова.
4. Помните, что возможные затруднения при изучении русского языка и математики будут усиливаться при давлении, жестком контроле и чрезмерных требованиях со стороны взрослых.
5. Знайте, что яркие впечатления, положительные эмоции, возможность адекватным способом выплеснуть накопившееся напряжение – все это оказывает благотворное влияние на психическое здоровье ребенка.
6. Включайте в обучение ребенка наглядность: яркие схемы, модели, макеты.
7. Будьте терпеливы к своему ребенку, оберегайте его от чрезмерных нервных нагрузок. Ваш ребенок обладает уникальными задатками, не погубите их!