Ольга Егорова
НОД «Как родился город Вязники» в рамках проекта «Это я, это Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад «Улыбка» микрорайон Нововязники»
Познание:
Формирование целостной картины мира.
Непосредственная образовате
льная деятельность[/h4]
«Как родился город Вязники»
Разработала: воспитатель 1 кв. категории Егорова О. В.
Ноябрь 2017
НОД для детей старшего дошкольного возраста
«Как родился город Вязники»
Программное содержание: Воспитывать чувство сопричастности к истории родного края. Вызвать у детей интерес к изучению родного края, познакомить их с историей возникновения города Вязники, дать сведения о гербе. Приобщать к фольклорному творчеству, учить детей любить и гордиться своей малой Родиной.
Публикация «НОД „Как родился город Вязники“ в рамках проекта „Это я, это Родина моя“» размещена в разделах
- Вязаные игрушки и пособия для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой город. Проекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: Проектор, ноутбук, магнитофон, аудио народных песен, глина, палочки, ванночка с водой, бумажные полотенца, народные костюмы, рубель, балалайка, деревянные ложки, бубен, глиняные свистульки, леденцы на палочке.
Ход.
- Скажите мне дети, кто из вас знает, как появился наш с вами родной город Вязники? Не знаете? А хотите узнать? Ну, тогда нам просто необходимо отправиться в старо-древние времена, а именно в то время когда появился наш город. На каком транспорте мы можем туда попасть? (ответы детей)
Имитируется машина времени. Дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза. Звучит космическая музыка.
Воспитатель говорит слова:
Машина времени быстра,
Несет нас в прошлое она.
Куда ж так быстро мы летим,
Откроем глазки, поглядим!
- Ребята видите ребята поля с перелесками, а вот какие-то люди. Что необычное вы увидели?
- Да, ребята, оно одеты в одежды из шкур животных, а в руках у них необычное оружие. Кто может назвать его?
- Местность, где находятся современные Вязники, была обжита еще в эпоху нового каменного века - неолита - около 5000 лет назад. Первобытные люди занимались собирательством и охотой.
- Ребята, но мне не дает покоя вопрос о том, как они переносили воду. Неужели, всякий раз, когда они хотели пить, им приходилось бежать к реке? Что вы об этом думаете? В чем бы они могли переносить и хранить воду? Из чего могли первобытные люди изготовить сосуды для воды?
-Давайте подойдем поближе и посмотрим? Сосуды украшены ямочным орнаментом. Такая отделка не только красива, но и удобна в использовании: не выскальзывает из рук.
-А вы хотели бы сами изготовить сосуды из глины? (Дети лепят сосуды, украшая ямочным орнаментом)
-Молодцы! Вы настоящие мастера.
- Давайте снова воспользуемся машиной времени.
- Мы с вами ребята оказались в чистом поле. Вы что-нибудь видите? Крепость? Давайте подойдем поближе. А кто знает, для чего строили крепости? Совершенно верно, чтобы защищаться от врагов.
- Вот и крепость Ярополч тоже была построена в чистом поле, чтобы защищать Московское государство от вражеских набегов. Располагайтесь поудобнее, я расскажу вам, как все происходило.
- Давным-давно было в наших местах маленькое поселение и называлось оно Ярополье. На беззащитных людей часто нападали кочевники: жгли дома, уводили людей в плен. Вот и решили наши с вами предки построить крепость для защиты.
- Очень тяжело приходилось людям на строительстве крепости. Ведь всю работу они делали вручную. День и ночь звенели топоры, пилы, работали лопаты. И вот, благодаря, выносливости, трудолюбию, умениям русского народа, наших с вами предков, крепость была построена. (Показ картины оборонительной крепости)
- Рассмотрите внимательно. Какая получилась крепость? (высокая, крепкая, со сторожевыми башнями) - Место для него было выбрано на правом крутом берегу реки Клязьмы. Город окружали крепостные валы высотой в 5 метров. На валах стояли бревенчатые стены длиной до 2 км. В него вели въездные ворота с башнями. Управлял городом-крепостью княжеский наместник, живший в его детинце (название внутренней городской крепости). Рядом с детинцем располагался торгово-ремесленный посад. Жившие в нем мастера - металлурги, кузнецы, ювелиры, косторезы, камнерезы, гончары, деревообработчики обменивались своими изделиями с другими городами и селами Владимиро-Суздальской Руси, торговали с Киевом,
- А вот интересно, почему же наши предки выбрали для строительства крепости именно это место? Что у нас здесь такое необыкновенное? Как вы думаете?
- Во-первых, крепость располагалась на возвышенностях, а с высоты врага заметить проще.
- Во- вторых, крепости строили, там, где, можно добыть воду и еду. Как вы думаете, где наши предки брали воду и добывали пищу? Воду брали в реках, там же ловили рыбу. Еду можно было найти в лесах, которые окружали крепость. Что же люди могли найти в лесу для еды? (грибы, ягоды, дичь, звери).
- А еще, ребята, хоть и нет такой хорошей и плодородной земли, как на других землях, но и на ней выращивали пшеницу и самые вкусные овощи и фрукты. А еще выращивали лен, из которого пряли прочное полотно. Именно из такого полотна шилась почти вся одежда.
В пойме реки Клязьма встречалась и черная земля, поэтому её и называют чернозем. Ваши прапрабабушки и прапрадедушки называли её ласково – земелюшка - чернозем, слагали о ней песни, водили хороводы. А давайте-ка, и мы встанем в хоровод.
Сюрпризный момент: появляются гости – девочка и мальчик в русских костюмах. Дети рассматривают костюмы, а воспитатель объясняет, что так когда-то одевались их прапрабабушки и прапрадедушки. Гостей приглашают в хоровод.
Исполняется хоровод
«Земелюшка-чернозем»
.
- Так бы и жил Ярополч, если бы не нашествие татаро-монголов на Муром, Мордовскую землю, Гороховец в 1239 году. Не помогло оказанное ярополчанами сопротивление. Город был сожжен и разграблен. Жители были частично перебиты, частично уведены в рабство. Только чудом уцелевшая небольшая часть ярополчан вернулась на родное пепелище. Но возродить древний Ярополч на прежнем месте они не смогли. И только через 150 лет встречается в документах упоминание о Ярополче. Новая крепость была построена на другом месте. Сейчас там находится народная больница.
-Давайте вернемся в машину времени и продолжим путешествие по страницам нашей истории.
-Смотрите, это царь Перт I в одном из своих указов повелевал: "во всех губерниях размножить льняные и пеньковые промыслы, как обыкновенно промышляют льном во Пскове и в Вязниках". Оказывается, одновременно с возвышением нового Ярополча у стен его формировалась торгово-ремесленная Вязниковская слобода. Расположенная на торговом тракте вдоль реки Клязьма Ее жители промышляли ремеслом и торговлей. Уже тогда она по числу жителей обогнала дворцовый город Ярополч. Вязниковская слобода была славна трудом мастеровых людей. Даже царь Петр хорошо знал он о вязниковском полотне, проверил его на прочность. Ведь из него делали не только паруса для русских судов. Оно пошло и на внутреннюю отделку дворца Петра I - основанного в 1703 году в Петербурге. Борьба за выход России в Европу, овладение Балтийским морем требовал сильного, крепкого флота, а для него были нужны льняные ткани на паруса и пеньковые канаты.
-Раз, два, три, четыре, пять
Спешите косточки размять,
Подходите, не зевайте,
Игру скорее затевайте!
Подвижная игра «Перетяни канат» (По сигналу дети собираются у машины времени.)
-А это Императрица Екатерина Великая дала графу Р. И. Воронцову высочайше предписание "объехать всю территорию вверенной ему губернии и по примерному расписанию разделить ее на 13 уездов". Прибыв в конце мая 1778 года в Ярополч, Р. И. Воронцов отметил его отставание от набиравшей силу Вязниковской слободы. 1 сентября 1778 года из государственных селений и слобод Владимирской губернии был образован ряд уездных городов. Среди них уездный город Вязники.
А вы знаете, ребята, что у каждого города есть свой знак.
(Дети подходят к выставке гербов Русских городов Владимира и Владимирской области)
- Посмотрите на эти картинки, что на них изображено? (Дети перечисляют предметы, изображенные на картинках – дерево, заяц, лев)
- Обратите внимание, все изображения имеют одинаковую форму – форму щита. Может быть, кто-то знает, что это такое, как назвать одним словом, то, что вы рассматриваете?
- Это гербы русских городов. У каждого города есть свой герб. А кто знает, что такое герб? (ответы)
- Герб – это знак, на котором старались изобразить, что-то очень важное для города, например, основное занятие жителей.
- Если на гербе изображена рыба, что это может значить? (что люди в этом городе занимаются рыболовством). Иногда на гербе изображали льва, чтобы показать, что народ отважный и сильный, как этот царь зверей.
- А если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, что изображено на гербе города Вязники.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
- Кто это? (дерево)
- Теперь вы сможете без труда отыскать герб нашего города. Да, вот он. В гербе закреплялось официальное название города от произраставших в нем вязов. Над вязом, в верхней части геральдического щита, красовался в красном поле лев в железной короне с длинным серебряным крестом - герб Владимира, губернского города Владимирской губернии, в которую входили Вязники с их уездом.
- А сейчас я расскажу вам одну легенду, как народ сказывал, почему же наш город назвали Вязники.
-В стародавние времена правил в наших землях жестокий правитель по имени Кий. Во время охоты он провалился в топкое болото, но никто не захотел его спасти. Люди с берега кричали ему: «Вязни Кий», не знаю, правда это или выдумка. Но эта легенда дожила до наших дней. (звучит русская народная песня, дети в народных костюмах выходят на середину зала)
-Ярмарка, ярмарка, расписная Ярмарка. Подходи, не зевай, все товары раскупай.
-Мы попали на ярмарку, которая проходит на Соборной площади нашего города.
Ребенок1.
-Ложки очень хороши, поиграем от души.
Ребенок 2.
-Ну а я всего за рубль, куплю себе шуршащий рупель.
Ребенок 3.
-Не могу я устоять, я буду бубен покупать.
Ребенок4.
-Балалаечка-душа до чего же хороша.
Оркестр народных инструментов исполняют русскую народную песню «Ах, вы сени, мои сени…»
Затем можно предложить поиграть в русские народные хороводные игры уже знакомые детям, чтобы подчеркнуть связь времен.
Сюрпризный момент: скоморох предлагает детям купить леденец на палочке.
Скоморох.
-Мне злата не надо, лишь слово доброе в награду.
- Ну что же, ребята, пора возвращаться в наше время. (Машина времени)