Светлана Мартынова
Комплексное занятие с элементами интерактивной игры «Любимый город — Родина моя!»
▼ Скачать + Заказать документы
МБУК ЦГБ им. М. Горького
Библиотека № 1
Отдел дошкольников и младших школьников
«Любимый город – родина моя!»
Комплексное занятие с элементами интерактивной игры
Подготовила:
библиотекарь отдела
дошкольников и младших школьников
Мартынова Светлана Викторовна
Железногорск
2016 г.
Комплексное занятие «Любимый город – родина моя!»
Цели: Воспитание любви к родному городу, большой и малой родине, вос-питание толерантности старших дошкольников.
Задачи:
• Пополнить знания ребят об улицах и памятниках города;
Публикация «Комплексное занятие с элементами интерактивной игры „Любимый город — Родина моя!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
• Закрепить знания детей о жизненно важных объектах Железногорска;
• Воспитывать у детей желания помогать взрослым, участвовать в их делах;
• Способствовать развитию познавательного интереса детей к истории родного города, культурному своеобразию малой родины;
• Способствовать созданию благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе детей;
• Обогащать словарный запас за счёт слов: памятник, стела, проспект, сквер, Сибирь, сибиряки, станция, названий улиц и объектов. Развивать память, речь, воображение, внимание;
• Раскрывать творческий потенциал ребят, совершенствовать их навыки в выполнении творческих заданий;
• Воспитывать у ребят аккуратность, любовь к порядку и чистоте; побуждать их высказывать свои суждения, проявлять самостоятельность в выборе способа решения проблемной ситуации;
• Продолжать учить детей играть в большой группе сверстников, соблюдая правила.
Целевая аудитория: дети от 4 до 7 лет (старшие и подготовительные группы детских садов).
Место проведения: читальный зал отдела дошкольников и младших школьников.
Реквизит, оборудование:
• магнитная доска;
• поделки школьников на тему «Памятник – родному городу!» ;
• книги о нашем городе и его достопримечательностях, вместе с творческими работами составляющие выставку «Я покажу вам свой Железногорск!»;
• цветные фотографии Железногорска и жизни жителей города;
• буквы из цветного картона, карточки с номерами «станций», заданиями для детей;
• глобус;
• цветные пазлы «Памятники Железногорска»: фотографии ламинат, разрезанные на 8 частей и такие же целые – для образца;
• разрезанные на 6 частей крупные раскраски с изображением достопримечательностей города;
• цветные карандаши, клей-карандаши, листы белой бумаги (основа для аппликации).
Книжная подборка: книги, журналы и буклеты по теме занятия.
Действующие лица: библиотекарь в сотрудничестве с воспитателем группы
Подготовка: На подготовку мероприятия достаточно 2-3 недель. Биб-лиотекарь подбирает материал по теме, записывает звукоряд, выбирает игровые задания, иллюстрации, делает подборку книг и предметно-развивающей среды по теме, оформляет выставки и площадки с заданиями.
«Любимый город – родина моя!»
(Читальный зал празднично украшен,у дальней стены, напротив входа, на трёх столах размещена выставка «Я покажу вам свой Железногорск!», в разных местах помещения оформлены площадки с заданиями – «станции», им присвоены номера, которые видны из любого угла комнаты. На площадках находятся яркие цветные карточки с заданиями, реквизит для выполнения заданий, глобус. На столах, поставленных в два ряда, представлены книги, буклеты и фотографии с изображением памятных мест города, пазлы «Памятники Железногорска» (1 комплект на стол).)
Сценарий для ребят дошкольного возраста
Библиотекарь встречает детей в фойе, беседует с ними о том, что к ребятам пришла осень, принесла им жёлтые листья, весёлые осенние прогулки, осенние дождики, урожай. А ещё осенью снова начались занятия, и ребята снова в гостях у нас в библиотеке.
(возможна экскурсия по отделам, если её ребятам ещё не проводили)
ПРИГЛАШАЕМ ДЕТЕЙ В ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
Библиотекрь: Читальный зал – удивительное место, а хотите знать, почему? Конечно, здесь очень красиво! И книги читального зала – самые красивые и редкие книги в нашей библиотеке! А ещё – здесь очень весело: дети могут прийти и поиграть в настольные или компьютерные игры, научиться выполнять красивые работы своими руками, и, конечно, увидеть работы других детей на наших выставках. Да вот, поглядите-ка, как раз такая выставка! На ней - работы ребят немного старше вас. Они уже учатся в школе. Посмотрите, какие они красивые!
Вместе с детьми рассматриваем выставку. Разглядываем работы по одной. Спрашиваю, любят ли дети рисовать? А лепить? А мастерить? А в садике проходят конкурсы детских работ?
Библиотекарь: Ребята, а почему я вас именно к этой выставке пригласила? Почему мы вспомнили сейчас про наш любимый город?
ПОТОМУ ЧТО НАША ВСТРЕЧА ПОСВЯЩЕНА ЛЮБИМОМУ ГОРОДУ - ЖЕЛЕЗНОГОРСКУ.
Приглашаем ребят сесть, рассказываем про город без презентации – используем цветные фотографии города. Вступительную сказку иллюстри-руют обложки книг: Пришвин М. М. «Беличья память» и Астафьев В. П. «В тайге у Енисея».
Слушайте, ребята. Мы начнём нашу историю издалека. Когда-то, давным-давно, целых 75 лет назад, никакого города здесь не было. Была могучая, сильная, широкая река Енисей, рядом с ней были речки поменьше - Кантат, Байкал, Базаиха. На их берегах шумел высокий старый лес, деревья росли повсюду, спускаясь к самой кромке речной воды. Их могучие корни дробили даже камни скал на восточных отрогах горного Саяна.
В этом лесу стояла высокая гора, а рядом с ней, в сосновом дупле, жила весёлая белочка – Рыжий Хвостик. С утра до ночи скакала белочка по лесу, что она собирала в лесу, ребята? Грибы, ягоды, сухую траву, чтобы утеплить своё гнездо. Ни разу не попалась она в когти хищнику. А какие хищники живут в этих лесах, ребята? (куница, коршун, росомаха, рысь). Всё знала про любимый свой лес белочка. Но однажды утром она очень удивилась.
Ах! Её разбудил ужасный треск и шум! Пришли люди с рюкзаками, поставили палатки, разметили участки и стали валить вековые деревья! Малышка-белочка даже заметить не успела, как быстро это всё произошло! Лес наполнился шумами, весёлыми голосами людей, дымом от горящего лапника.
А кто это приехал в белочкин лес, ребята? Это были строители города! Что мы о них знаем? Что были это смелые, сильные, умелые люди самых разных профессий: архитекторы, сотрудники проектного института, работники секретных заводов, солдаты, врачи, повара, водители машин и, конечно, строители! Начали прилетать вертолёты, через лес проложили много широких дорог, а самыми важными были железные дороги! Так НАЧАЛ СТРОИТЬСЯ В ЛЕСУ СЕКРЕТНЫЙ ЗАВОД – ГХК. Но где же будут жить люди, которые строят завод? И где будут жить работники этого завода?
Об этом решено было подумать сразу, и рядом с местом секретного завода СТАЛ РАСТИ ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ ГОРОД. Сперва появилась одна улица. Она называлась вокзальная. А почему, знаете, ребята? Она была построена возле самой железной дороги! А сейчас это какая улица, знаете? Улица Советской Армии! Мы эту улицу знаем очень хорошо! На ней находится вокзал, её мы пересекаем, когда идём на городской пляж. Именно здесь, где начинался наш город, стоит памятник богатырям России (показываю цветную фотографию памятника).
Храбрые люди ехали на место строительства со всей страны. Где было им уместиться на маленькой улице! Стали строить улицы другие: Набережную, Советскую, 22 Партсъезда (показываю цветную фотографию улицы Андреева). По многим старым улицам были проложены рельсы, и ходили поезда, а дома были снабжены армейской тревожной сигнализацией. Вы об этом слышали, ребята? А когда к строителям приехали семьи, появилась в нашем городе улица Школьная. Почему она называется Школьная? Именно на этой улице была построена первая в городе школа (показываю фотографию). Вы знаете эту школу? Кто там сейчас учится? Все кто любит рисовать! Потому что это городская художественная школа!
А ещё почти сразу стала строиться улица Парковая, а возле неё – кра-сивый парк. Он и до сих пор носит то же название, что и раньше! Какое название? Полное: Городской парк культуры и отдыха им. Сергея Миро-новича Кирова.
Возле парка появилось глубокое озеро – на месте векового леса! Это озеро, Голубое, было построено руками людей. Посмотрите, как получилось красиво! (Показываю цветную фотографию городского озера)
Люди благодарны строителям города за их нелёгкий труд. В память о них, о том, что они любили, в городе построено много красивых памятников.
Показываю и называю памятники:
Памятник Владимиру Ильичу Ленину
Памятник Аркадию Григорьевичу Андрееву
Скульптурная композиция «Слава труду»
Памятник Сергею Павловичу Королёву
Стелла «Ника» и мемориал Победы
А что же случилось с маленькой белочкой. Как её звали? Рыжий хво-стик! Наша белочка стала бояться людей лишь поначалу. Когда прокладыва-ли дороги, валили лес, она вместе с другими зверями переселилась далеко от места стройки. А потом звери поняли, что люди им не враги! И зимой, в лютые холода, лесных белочек и птиц очень выручает соседство с челове-ком. А мы помогаем им, ребята? Надо им помогать!
А теперь посмотрите на ваши столы, что вы видите? Мы со Светланой Николаевной приготовили для вас сюрприз.
1. СКЛАДЫВАЕМ ПАЗЛЫ, называем памятники, говорим, что в нашем красивом городе так и хочется погулять! Только нас, ребята, много, а дорожки у нас вот какие узкие! Предлагаю разделиться на команды! (Просим о помощи воспитателя: делим ребят на две команды. Первая команда выполняет задания со мной, второй команде помогает воспитатель. Выбираем названия команд. Говорим, что действовать надо дружно)
2. ПРОВОДИМ ФИЗМИНУТКУ
Едем-едем мы домой.
Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)
На машине легковой
Въехали на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп. (руки через стороны вниз, присесть)
Колесо мы подкачаем, путь-дорогу продолжаем!
(сыграть 2 раза, всех останавливаю на станции1)
Ребята, где это мы оказались? На станции 1 (показываю карточку с цифрой) Здесь наши отважные команды ожидают задания.
3. СКЛАДЫВАЕМ ИЗ БУКВ СЛОВА:
ГОРОД
УЛИЦА
РОДИНА
МИР
Проводим словарную работу, используя глобус. Располагаем слова на магнитной доске, определяя, что больше, а что меньше.
Справились с заданием? Да! А теперь мы ищем станцию под но-мером два! (показываю карточку) Вот такую ищите цифру! Вот она! А какое здесь у нас задание?
4. ЗАДАНИЕ «ЖИВАЯ ФИГУРА»: Каждая команда получает карточку с заданием и подходящий реквизит. Задача ребят в команде – изобразить городской памятник так, чтобы ребята из другой команды его отгадали. Изображаем памятники «Богатыри России» и «Слава труду». Подсказки на карточках с заданиями. Описываем памятники, угадываем, хвалим за выдумку ребят. Показываю карточку с изображением цифры 3. Где такая цифра? И мы идём выполнять следующее задание!
5. «ЛЮБИМЫЙ ГОРОД НАРИСУЮ!»
Ребята раскрашивают кусочки раскрасок. Потом на лист бумаги мы наклеиваем их клей-карандашом, подписываем. Получаются кар-тинки, как для нашей выставки! Договариваемся с ребятами, что эти работы они заберут с собой в группу. В приёмной получится отличная выставка для родителей. Ребята расскажут им, где они были, что видели, что изображено на рисунках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Мы молодцы, ребята, да? «Играли весело и дружно, что ещё ребятам нужно?» А что вам больше всего понравилось сегодня? А что вам лучше всего запомнилось сегодня?
Будете к нам вместе с группой ходить?
А мам и пап приводить?
А книжки добрые читать?
А зачем, ребята?
Чтобы умничками стать!
А на прощание скажем… До свидания!
(Вносим записи в паспорт, заводим формуляр группы, проверяем список, вносим в него личные данные руководителей чтения. Провожаем детей, делимся впечатлениями от занятия)
Список литературы:
1. Астафьев В. П. В тайге, у Енисея. – М. : Изд-во «Малыш», 1982. – 96с., цв. илл.
2. Веснушки: Сборник стихов и сказок поэтов города. – Железногорск: ЦГДБ им. А. П. Гайдара, 2001. – 48с., цв. илл.
3. Кучин С. П. Биография МО ЗАТО Железногорск. – Красноярск: Буква, 2006. – 160с., илл.
4. Кучин С. П. Природа ЗАТО Железногорск. – Железногорск: МУП «Поли-графист», 1998. – 80с., илл.
5. Кучин С. П. События, люди… - Красноярск-26: МВЦ, 1994. – 74с., илл.
6. Мариничева О. В., Ёлкина Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 224с., илл.
7. Пришвин М. М. Беличья память. – М. : Изд-во «Русская книга», 1991. – 80с., илл.
8. Эйнон Д. Творческая игра: От рождения до пяти лет/ Пер. с англ. Бод-рова Е. В., Ушакова М. Б. – М. : Педагогика-Пресс, 1995. – 192с., илл.