Вера Чадова
Комплексное занятие в подготовительной группе «Я лук — ваш друг»
▼ Скачать
Интеграция образовательных областей:
«Познание»; «Коммуникация»; «Труд»; «Социализация», «Здоровье», «Музыка».
Виды детской деятельности:
игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Цели:
• дать детям представление о происхождении лука, приёмах его возделывания и применении;
• Активизация и обогащение словарного запаса детей (луковица, чешуя, перья, лаборатория, профессор, фитонциды);
• Совершенствование навыков сотрудничества.
Задачи:
Публикация «Комплексное занятие в подготовительной группе „Я лук — ваш друг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Конспекты занятий
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
• уточнить представления детей о том, что из луковицы-репки можно вырастить зелёный лук, если ей создать благоприятные условия;
• воспитывать желание ухаживать за ним и отмечать изменения в карте наблюдений;
• развивать любознательность.
Материалы и оборудование:
визитки, лук, поднос, ёмкости, ковёр, карточки, земля, халат, очки, папка, магнитофон и диск с лёгкой тихой музыкой.
Предварительная работа:
• дидактические игры: «Что, где растёт?», «Путаница», «Вершки-корешки», «Угадай растение», «Разрезные картинки»;
• беседа «Знаешь ли ты овощи?»;
• загадки об овощах;
• беседа «Из чего можно вырастить растение?»;
• рассматривание иллюстраций из серии «Огород», «Сад»;
• Разгадывание кроссвордов;
• Аппликация «Корзина с овощами».
Содержание организованной деятельности детей:
1. Вводное слово воспитателя. Введение игрового материала.
Воспитатель сообщает детям, что получил письмо, и зачитывает его: «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные и сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому я хочу пригласить вас к себе в лабораторию и кое-что рассказать интересное. О чём? Узнаете, когда прилетите ко мне в гости на ковре-самолёте.
Ваш профессор Огород.
А чтобы наши пальчики крепко держались друг за друга, мы их сейчас разомнём.
Разминка:
В гости к пальчику большому приходили прямо к дому.
Указательный и средний, безымянный и последний.
Сам мизинец-малышок постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья, друг без друга им нельзя.
Теперь садитесь на ковёр, возьмитесь за руки и закройте глазки. Представим себе, что мы летим над лесом, полем, вот вдалеке показался большой дом…
(В это время звучит тихая музыка, воспитатель надевает белый халат, очки и берет в руки папку, превращается в профессора. Детям предлагает открыть глаза.)
Профессор. Ой, кто это ко мне прилетел? Здравствуйте! Ребята, а вы откуда? А вы знаете, куда вы прилетели? Правильно, в лабораторию к профессору Огороду. Профессор – это я. (Показывает визитку на груди.)
У нас в лаборатории все имеют визитки. Я и для вас заготовил.
(Дети получают заранее приготовленные визитки, прикрепляют на одежду.)
Я сегодня проводил опыты с одним овощем. Угадайте, что это за овощ?
Загадка: «В десять одёжек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед,
Но лишь за стол ты его позовёшь,
Сам не заметишь, как слёзы прольёшь».
Что у меня в руке? Дети, а вы знаете, откуда у нас появился лук? Хотите узнать? Я знаю много интересных историй о луке и сейчас я вам их расскажу.
2). Беседа о луке.
Лук известен свыше 5 тысяч лет.
Родиной лука считается Азия. В России лук появился довольно поздно в 7 веке, но очень быстро распространился среди народа, так как люди сразу заметили, какое благотворное влияние оказывает это растение на организм. Народ говорил: «Кто ест лук, тот избавится от мук», «Лук – от семи недуг». Римляне считали, что сила и мужество солдат увеличиваются при употреблении лука, поэтому он входил в военный рацион, а гладиаторы перед боем натирали своё тело соком лука, они верили в то, что лук принесёт им победу. В России, в годы, когда свирепствовали эпидемии, в каждой избе вывешивали связки лука: люди верили, что он защищает от болезней. Врачи считают, что даже запах лука предохраняет от заболеваний. Известно, что в луке есть летучие вещества – фитонциды, они убивают все болезнетворные бактерии. Зелё ные перья лука тоже имеют лечебное свойство: стоит потереть им место укуса комара или пчелы, как боль быстро проходит. Люди используют зелёные перья в приготовлении пищи. На Руси пекли и сейчас пекут пироги, а назывались они «Луковки».
Наверняка у вас есть огороды и вы видели, как и что надо делать, чтобы собрать урожай лука. Чтобы посалить лук, надо вскопать землю, удобрить её, потом пропалывать грядки от сорняков. Как и всякое другое растение лук надо поливать.
Физкультминутка:
Попрошу всех встать,
Что скажу, то повторять:
Руки вверх и потянулись,
Наклонились, разогнулись,
Вдох и выдох – улыбнитесь,
Потихонечку садитесь.
А теперь возьмите по луку с подноса и рассмотрите его. Потом я задам вам вопросы. Какого цвета лук у Оли, Миши? А какой формы лук у Насти (Ксюши? Лук бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме. Это – как у людей, все мы отличаемся друг от друга. У Лиды волосы светлые, а у Саши темнее. Андрюша высокий, а Захар пониже. Так и лук отличается друг от друга.
Какой лук на ощупь? (гладкий, твёрдый) Что есть у лука? Правильно, есть чешуя. Она бывает сухая (снаружи) и сырая (внутри, что мы с вами кушаем.
Игра «Собери урожай»
Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить лук, делаем наклоны вперед.
Лето наступило, солнышко сияет, (руки вверх)
И лучок наш быстро, быстро вырастает.
Ветер сильный дует, (наклоны в стороны)
И грохочет гром, (топают)
А луку это нипочём.
Снова в синем небе солнышко сияет, (руки вверх)
И лучок наш снова быстро подрастает.
Лук вырос, пора собирать урожай!
Молодцы! А теперь занимайте свои места за столом, только тихо. В моей лаборатории не шумят и ничего не трогают руками без моего разрешения.
Ребята, вот мы собрали урожай, а какие вы знаете блюда, в которые кладут лук? (Дети перечисляют)
3). Дальше вы будете проводить опыты, как настоящие учёные. Чтобы увидеть результаты опытов, нужно время и ваше терпение.
Дети работают парами. Воспитатель предлагает карточки с изображением опыта и материал для проведения опытов: 5 стеклянных баночек, на которых имеется название опыта, 5 луковиц, землю, совочек, воду, 2 одноразовых стаканчика.
Результаты опытов будете зарисовывать каждую неделю в таблице.
Ребята, вы хотите иметь в группе зелёные перья лука и полезные витамины - фитонциды? (Ответы детей)
Посадка лука.
Дети работают по три человека, каждый выполняет свою работу, которая обозначена рисунком. Воспитатель раздает детям карточки с перевёрнутым рисунком. Группы образуются по рисункам: один ребёнок накладывает землю (на его карточке нарисован совок, другой ребенок сажает лук (на его карточке - лук, третий ребенок поливает лук (на его карточке нарисована лейка).
4) Итог
Понравилось вам проводить опыты, как настоящим учёным? К сожалению, ребята, у меня закончилось время, и мне надо идти проводить другие опыты. Ждите следующего приглашения ко мне в гости. Садитесь на ковёр-самолёт и отправляйтесь в группу. Закрывайте глаза, вот вы летите над полем, над лесом, над речкой…. Вдалеке показался ваш детский сад.
(В это время воспитатель снимает халат, очки, убирает папку, ручку).
Открываем глаза. Ребята, а я от вас отстала, и вы улетели без меня. Где же вы были? А зачем у вас на груди наклеены какие-то листочки с вашим именем? Что вы там делали?
Ребята, вы такие молодцы! Я тоже хочу вместе с вами ждать результатов опытов.
Литература:
• Экологическое воспитание в детском саду
(под редакцией А. М. Федотовой)
• Л. Л. Тимофеева «Загадки природы»;
• Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»;
• Л. В. Ковинько «Секреты природы – это так интересно!»;
• Журналы «Ребенок в детском саду», «Обруч».
• Энциклопедия экологии для детей «Мир вокруг нас»;
• Комплексные занятия в подготовительной группе (под редакцией Н. Е. Вераксы)