Ирина Шеина
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
возрастные особенностей детей дошкольного возраста
Организм ребенка растет и развивается беспрерывно. В дошкольный период происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга и систем организма.
Рост детей на четвертом и пятом году жизни несколько замедляется по сравнению с ростом детей раннего возраста, все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Рост прибавляется в среднем на 4-6 см в год, на шестом и седьмом годах жизни прибавка в росте значительно возрастает до 8-10 см. Это первый период вытягивания. Увеличение роста во второй половине дошкольного возраста связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усиление функции гипофиза).
К четвертому году увеличение массы тела замедляется и составляет в среднем за год 1,2 - 1,5 кг. На пятом году - до 2-х кг; на шестом году - до 2,5 кг. К шести - семилетнему возрасту отмечается удваивание массы тела годовалого ребенка. Параллельно изменению роста и веса тела детей происходят изменения и окружности грудной клетки.
На четвертом году жизни она увеличивается на 0,5 - 1 см; на пятом - шестом году жизни - на 2-2,5 см. С ростом ребенка изменяются и пропорции тела.
Так, к седьмому году длина ног увеличивается более чем втрое, рук - в 2,5 раза, а туловища - в 2 раза по сравнению с новорожденным ребенком. В этом возрасте в основном заканчивается формирование структуры костной ткани детского организма (Д. В. Хухлаева, 1992). Костная система, связки, суставы обеспечивают как положение тела, как и возможность движения его частей в различных направлениях. Правильное и своевременное развитие костного аппарата, связок, суставов обеспечивает нормальное положение туловища и развитие всех органов и систем. У детей костная система сравнительно слабая, так как содержит значительное количество хрящевой ткани: суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия короче, слабее, чем у взрослых. В связи с этим возникает необходимость помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению сухожилий связочно-суставного аппарата. Кроме того, следует способствовать развитию правильного соотношения частей тела, регулированию роста и массы костей (Ю. Ф. Змановский, 1982).
Мышечная система закрепляет отдельные части тела в определенном положении и изменяет это положение, т. е. производит движения, сохраняя равновесие, а также выполняет защитную функцию - защищает от ударов, повреждений и охлаждения как костную систему, так и внутренние органы. мышцы у детей развиты относительно слабо и составляют всего лишь 20-22% массы тела. Развитие отдельных мышц происходит неравномерно. В дошкольном возрасте необходимо развивать все группы мышц. Особое внимание следует обращать на укрепление слаборазвитых групп мышц-разгибателей.
Сердечно-сосудистая система начинает функционировать раньше других систем. Кровеносные сосуды у детей относительно шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной напор слабее, но он возмещается частотой сердечных сокращений. Ритм сокращений сердца легко нарушается. Сердце быстро утомляется от напряженной работы и не сразу может приспособиться к внезапно изменившейся деятельности. Учитывая эти особенности, необходимо способствовать укреплению мышц сердца, а также стенок всех сосудов, в том числе и сосудов мозга, усилению притока крови к сердцу и улучшению ритмичности его сокращений, развивать способность приспосабливаться к внезапно изменяющейся нагрузке (М. Д. Маханева, 1998).
Верхние дыхательные пути у детей относительно узкие, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами при неблагоприятных условиях, набухает, в результате чего дыхание резко нарушается. Ткани легких очень темны. Подвижность грудной клетки ограничена. Горизонтальное расположение ребер и слабое развитие дыхательной мускулатуры обуславливают частое неглубокое дыхание. Поверхностное дыхание ведет к застою воздуха в плохо вентилируемых частях легкого. Ритм дыхания у детей неустойчив, легко нарушается. В связи с указанными особенностями возникает необходимость укреплять дыхательную мускулатуру, развивать подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, экономному расходованию воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Пищеварительная система у детей, особенно раннего возраста, еще недостаточно развита. Вследствие слабости мышечной оболочки двигательная деятельность кишечника мала и расстраивается легко. Нужно укреплять гладкие мышечные волокна кишечника, способствовать правильному его функционированию.
Кожа охраняет внутренние органы и ткани от проникновения в них микроорганизмов, является органом выделения, а также принимает участие в терморегуляции и дыхании. Кожа у детей нежная и легко подвергается ранениям. В связи с этим следует защищать, охранять кожу детей от повреждений и способствовать правильному развитию ее функций (терморегулирующих и защитных).
Нервная система к моменту рождения ребенка еще недостаточно готова к выполнению многочисленных функций. Более развита вегетативная нервная система. В дошкольном возрасте надо способствовать совершенствованию нервных процессов, развитию активного торможения, а также двигательного анализатора, органов чувств. Главнейшим, по значению, итогом занятий физической культурой ученые считают совершенствование высшей нервной деятельности, осуществляемой центральной нервной системой, ее высшим отделом - корой головного мозга. И. П. Павлов указывал, что тип нервной деятельности может изменяться под влиянием воспитания. Широкий круг разнообразных физических упражнений помогает достичь более точной уравновешенности нервной системы, под которой поднимается соответствие между процессами возбуждения и торможения (Д. В. Хухлаева, 1992).
В три года особое внимание уделяется бегу, ходьбе, прыжкам. Метанию и лазанию. Разнообразие основных движений дает возможность развивать и двигательные качества: быстроту, ловкость, гибкость, формировать осанку и отношение к телосложению.
По данным С. П. Попова (1997) дети осваивают на третьем году жизни ходьбу, лазание, бег - 100% детей, движения руками и ногами - 95%, а метание - 90%. К четырем годам различные функциональные способности достигают высокого уровня развития. Это относится к точности движений сгибания и разгибания тела, дифференцировке силовых напряжений, пространственных параметров, координации простых движений. К пятому году жизни физическое совершенствование развивается умеренно и ускоренно. В возрасте 4-5 лет ставятся задачи развития быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. При воспитании быстроты основной удар следует сделать на развитие быстроты реакции и частоты движений при выполнении простых упражнений. При развитии гибкости должны преобладать упражнения с активными и активно-пассивными растягиваниями мышц и связок. Выносливость и сила у ребенка разрабатываются естественным путем, благодаря той двигательной активности, которая осуществляется им. Основная направленность физической подготовленности детей пяти лет - всемерное расширение арсенала освоенных простейших движений и подготовка к разучиванию новых, более сплошных в техническом отношении упражнений. У детей пяти-шести лет основной акцент делается на развитии быстроты, ловкости, общей выносливости, координации движения. В этот период жизни все физические качества развиваются замедленно и только ловкость у пятилеток - умеренно. У детей пятого года движения руками и ногами осваивают 100% детей; ходьбу - 96%; бег и лазание - 85%; метание - 67%; равновесие - 56%, прыжки - 44%. В шести - семилетнем возрасте развивают быстроту и ловкость, способствуют проявлению выносливости и силы во время выполнения упражнений. Также проверяются навыки метания, лазания.
Большое место среди физических упражнений занимают те, которые способствуют выработке умения правильно, в соответствии с заданием перемещать отдельные части тела в пространстве, точно воспроизводить заданные траектории, направление, скорость и темп движений. Специальные усилия должны быть направлены на силовую подготовку более мелких групп мышц, управляющих движениями кисти, стопы, голени, предплечья. Значительное место должны занять упражнения, направленные на освоение отдельных элементов спортивных движений (беговые, прыжковые, метательные). Большое внимание по-прежнему необходимо уделять развитию гибкости. Задачи физкультурных занятий шестилеток состоят, прежде всего, в подготовке организма ребенка, его мышц и связок к предстоящим нагрузкам в школе. В этом возрасте необходимо, прежде всего, вырабатывать способность развивать наибольшие по величине напряжения в течение длительного времени, точно дозировать мышечные усилия. Нужно создавать условия для обогащения их моторики разносторонним "опытом", который в будущем окажется полезным в любой спортивной специализации или при осуществлении физической активности с оздоровительными и общеукрепляющими целями (М. Я. Студеникин, 1986).